Гудов Иван Иванович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 18002
Орден Ленина № 422748
Гудов Иван Иванович — бывший фрезеровщик Московского станкостроительного завода имени С. Орджоникидзе Министерства станкостроительной и инструментальной промышленности СССР, ветеран стахановского движения.
Родился 8 (21) января 1907 года в селе Дебри Перестряжской волости Козельского уезда Калужской губернии (ныне — село Дебрь Ульяновского района Калужской области) в семье крестьянина-бедняка. Русский.
В 7 лет стал круглым сиротой и был принят в семью двоюродного брата. В 9 лет стал работать подпаском в деревне Подосинки (ныне Малоярославецкого района Калужской области), после революции в 1919—1920 годах батрачил на станции Гордачи в Тульской губернии. После Гражданской войны беспризорничал, скитался по стране, дойдя до Кубани. Был батраком в станице Шкуринская (ныне Кущёвского района Краснодарского края). В 1921 году вернулся в своё село, в 1921—1925 годах трудился сезонным рабочим на торфоразработках «Долгие Лужи» во Владимирской губернии. Вступил в РКСМ.
В 1925 году в поисках работы уехал из родного села в город Орехово-Зуево Московской области, несколько лет работал истопником, затем рабочим в городском рабочем театре. По направлению комсомола в 1929 году стал воспитателем детской трудовой колонии №78 «Трудовой путь» (она же Алексеевская сельскохозяйственная школа-колония бывших беспризорников) в усадьбе Знаменское Коммунистического района Подмосковья. В 1930—1931 годах служил завхозом фабрики «Кооперативный утилизатор» на станции Хлебниково (ныне город Долгопрудный) Московской области. После этого вернулся в детскую колонию «Трудовой путь» на должность заведующего (1931—1933).
В 1933 году, желая получить надёжную профессию, вместе с женой и двумя детьми переехал в Москву. Недолгое время работал заведующим конным парком совхоза «Ленинские Горы», затем конным парком №2. В 1933—1934 годах — трудармеец в Военно-трудовой исправительной колонии в посёлке Шатура.
Наконец в августе 1934 года И. И. Гудов поступил на Московский станкостроительный завод имени С. Орджоникидзе чернорабочим механического цеха. На заводе с отличием окончил шестимесячные производственно-технические курсы фрезеровщиков при школе фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и с марта 1935 года стал самостоятельно работать фрезеровщиком на немецком фрезерном станке «Фриц Вернер».
Работая, Иван Иванович не только постепенно повышал своё мастерство, но и досконально анализировал технологический процесс, пытался найти способы сохранить качество и увеличить количество изготовляемых деталей. Его первые достижения выразились в увеличении скорости резания в 3—4 раза и скорости подачи в 4—5 раз по сравнению с действовавшими нормами. 13 сентября 1935 года, обрабатывая детали одновременно двумя фрезами и увеличивая скорость подачи и резания металла, вместо 43 сделал 117 деталей, причём отличного качества, и тем самым выполнил норму на 410 процентов. 14—17 ноября 1935 года был участником первого Всесоюзного совещания стахановцев промышленности и транспорта с участием И. В. Сталина. Благодаря своим рекордным достижениям стал считаться одним из родоначальников движения, начатого в то же самое время Алексеем Стахановым и получившего наименование стахановского. В декабре 1935 года в числе инициаторов стахановского движения был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Вручение ордена состоялось в торжественной обстановке 27 января 1936 года в зале заседания Президиума ЦИК, где Гудов был лично представлен Сталину.
После пересмотра норм выработки и установления более жёсткого режима резания стал искать новые пути для значительного подъёма производительности труда. Обработку деталей, производившуюся ранее на 3 разных станках, совместил на одном станке. Он ликвидировал холостой ход станков, применил ряд специальных приспособлений и ввёл одновременную обработку многих деталей. Является автором-изобретателем многоступенчатой фрезы (авторское свидетельство №52653). Благодаря этим нововведениям Гудов последовательно повышал свои рекорды: новые, пересмотренные нормы он выполнил 8 июня 1936 года на 650 процентов, в сентябре 1936 года — на 1200 процентов, в марте 1937 года — на 1500 процентов, в ноябре 1937 года — на 1900 процентов, 7 декабря дал 4582 процента нормы и 23 декабря — 9050 процентов нормы. Работа Гудова поставила ряд новых задач перед конструкторами станков и перед теоретиками машиностроения. Широко передавал свой опыт другим, показывая свои методы работы и на других заводах. С 1936 года — инструктор стахановских методов на станкозаводе имени Орджоникидзе.
Имя передовика производства, орденоносца благодаря советским средствам массовой информации в кратчайший срок получило всесоюзную известность. В 1938 году был направлен на учёбу во Всесоюзную промышленную академию, выпускающую инженеров (позже она была реорганизована в Высшую школу техников). В феврале 1939 года вступил в ВКП(б)/КПСС. В 1939 году на советские экраны вышел художественно-документальный фильм «Иван Гудов» (режиссёр П. А. Зиновьев), в котором Гудов и его товарищи по работе вынуждены были играть самих себя. В фильме звучали две песни «гудовцев».
Во Всесоюзном научном обществе инженеров-машиностроителей (ВНИТОМАШ) был избран заместителем председателя оргбюро. С 1941 года являлся также председателем Комиссии содействия изобретателям при ЦК ВЛКСМ, членом методического совета трудовых резервов, членом ЦК профсоюза.
С началом Великой Отечественной войны по поручению Московского горкома ВКП(б) активно влился в работу по переводу станкостроительной промышленности на военные рельсы и внедрению скоростных методов резания, тем более что на заводах ожидалось появление значительного количества неквалифицированных рабочих из числа женщин, подростков и пожилых людей. В октябре 1941 года был командирован в город Горький (ныне — Нижний Новгород), где его назначили заместителем начальника цеха по подготовке производства в отделе моторов завода №466 (в дальнейшем — Горьковского автомобильного завода). В мае 1942 года, с восстановлением Наркомата станкостроительной и инструментальной промышленности СССР, ликвидированного в начале войны, он был возвращён в Москву и назначен заместителем начальника Главстанкосмежпрома. На этом посту он решал вопросы снабжения предприятий отрасли. В 1942 году по инициативе ВНИТОМАШа и с его участием был создан подвижной авторемонтный завод-поезд для оперативного ремонта на фронте повреждённой техники, в том числе и трофейной. С 1942 года также являлся членом редколлегии журнала «Техника — молодёжи». В начале 1943 года он выезжал вместе с поездом в район Демянского плацдарма.
После перерыва в учёбе, связанного с эвакуацией, был зачислен в Московский вечерний машиностроительный институт, который успешно окончил в декабре 1944 год, получив квалификацию инженера-механика.
После войны отказался от предлагавшихся ему директорских постов, решив заняться практической и научной работой, и в мае 1947 года перешёл на должность ведущего инженера института «Оргтяжмаш» Министерства тяжёлого машиностроения СССР, где занимался организацией и внедрением по стране типовых технологических процессов и скоростных методов металлорезания.
В октябре 1951 года перешёл на завод №642 Министерства авиационной промышленности СССР (с 1966 года — машиностроительный завод «Вымпел» Министерства общего машиностроения СССР). Работал заместителем начальника, начальником механического цеха. С 1956 по 1968 год — старший мастер, старший инженер отдела главного технолога. В 1958 году выдвинут заводским парткомом на пост ответственного редактора многотиражной газеты «За новую технику» (одновременно оставался старшим инженером). Также по поручению парткома им был создан заводской музей революционной истории и боевой славы.
Параллельно с основной специальностью прошёл обучение в вечернем Университете марксизма-ленинизма, в Университете рабочих корреспондентов московского отделения Союза журналистов СССР, на инженерно-экономическом факультете Университета технического прогресса и экономических знаний.
Избирался депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва (1937—1946), Московского городского Совета депутатов трудящихся (1939—1946). Делегат XVIII съезда ВКП(б) (1939). Член Союза журналистов (1970). Участник Всесоюзной научно-практической конференции, посвящённой 40-летию Стахановского движения (1975).
В 1968 году вышел на заслуженный отдых, став пенсионером республиканского значения. Будучи на пенсии, постоянно выступал перед молодыми рабочими предприятий Москвы и страны, рассказывая им о трудовых традициях рабочего класса.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 сентября 1975 года за большие заслуги в развитии массового социалистического соревнования, достижение высокой производительности труда, многолетнюю деятельность по внедрению передовых методов работы в станкостроительной и инструментальной промышленности и в связи с 40-летием стахановского движения Гудову Ивану Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Жил в Москве. Умер 4 октября 1983 года. Похоронен в Москве на Кузьминском кладбище.
Награждён орденами Ленина (22.09.1975), Трудового Красного Знамени (08.12.1935), медалями.
Почётный изобретатель (1936). Почётный станкостроитель. Отличник социалистического соревнования Министерства общего машиностроения СССР.
Биографию предоставил Евгений Малашёнков (Санкт-Петербург), дополнил Андрей Симонов (Москва).
Биографию подготовил:
Гудов И. И. Судьба рабочего. — Изд. 2-е. — М.: Политиздат, 1974. — С. 130. — 439 с.