Кузьмин Валерий Ильич
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 15259
Орден Ленина № 421228
Кузьмин Валерий Ильич — командир Якутского объединенного авиационного отряда Якутского управления гражданской авиации Министерства гражданской авиации СССР.
Родился 7 ноября 1918 года в селе Иннях, ныне Олёкминского улуса Республики Саха (Якутия), в крестьянской семье. Якут. Рано остался без отца, как старший сын помогал матери поднимать младший детей. В 1933 году окончил 7 классов школы в селе Дельгей.
По направлению комсомольской организации поступил в Якутский техникум пушно-мехового хозяйства, уехал в город Якутск. Осенью 1935 года записался в только что открывшуюся лётно-планёрная школу. На следующий год был по направлению Якутской организации Осоавиахима поступил на учебу в Ульяновскую объединённую школу лётчиков и авиатехников, был зачислен на лётное отделение. В сентябре 1937 года вернулся родную Якутию дипломированным пилотом. Стал первым летчиком-якутом.
Некоторое время работал в поселке Незаметный, ныне город Алдан. Затем в Якутском аэроклубе, в феврале 1940 года состоялся первый выпуск авиамехаников Якутского аэроклуба, командиром звена которого был В.И. Кузьмин. Позднее работал пилотом 234-го авиаотряда спецприменения и Ленской группы полярной авиации.
В начале Великой Отечественной войны, в октябре 1941 года, был зачислен в распоряжение Якутской авиагруппы Управления Особой Воздушной линии. В то время решением Государственного Комитета Обороны началось строительство особой воздушной линии для связи с США. Кузьмин, как пилот, обслуживал изыскателей и строителей этой линии. С осени 1942 года работал на воздушной трассе Уэлькаль – Красноярск, по которой началась перегонка самолётов, поставляемых в нашу страну из США по ленд-лизу. В 1943 году стал вторым пилотом самолёта СИ-47 8-го транспортного полка 1-й Краснознамённой перегоночной авиадивизии 1-й перегоночной Краснознамённой авиационной дивизии Гражданского воздушного флота. Все военные годы работал на трассе "Алсиб", участвовал в перегоне американских самолетов.
В послевоенные годы принимал активное участие в освоении побережья Северного Ледовитого океана, в разведке алмазных месторождений на западе Якутии. Продолжал работу в гражданской авиации Якутии, командиром воздушного корабля С-47 в 14-м транспортном авиаотряде. Со временем освоил новые типы самолетов - Ли 2, Ил-12, Ил-14
В 1951 году окончил курсы усовершенствования начальствующего состава ГВФ и занимал руководящие должности в 139-м Якутском летном отряде. В начале 1950-х годов стал командиром авиаэскадрильи. Подразделение обеспечивало потребности республики в авиатранспортных услугах, одновременно шла подготовка лётных специалистов. Руководимая им эскадрилья, из года в год перевыполняла производственный план при полном обеспечении безопасности полётов, ей одной из первых в Якутской авиагруппе присвоили престижное в то время звание «Коллектива коммунистического труда». В мае 1958 года стал пилотом 1-го класса, трижды миллионером (налетал три миллиона километров).
Как лётчик, хорошо зарекомендовавший себя на руководящей работе, в феврале 1962 года был утвержден командиром 248-го авиаотряда, объединённого с аэропортом Нижние Кресты Управления полярной авиации. Это авиапредприятие — самое крупное на севере Якутии — обслуживало станции «Северный полюс» и приполярные районы республики, занималось проводкой караванов судов в восточном секторе Севморпути.
В 1963 году был назначен командиром Нижнеколымского авиапредприятия Полярного управления ГВФ. В середине 1960-х годов стали поступать новые турбовинтовые самолеты, и в марте 1965 года Кузьмин добивался освобождения от должности руководителя авиапредприятия, чтобы заняться освоением новой техники. Он прошел переподготовку на самолет Ан-12 и уже в середине 1966 года работает пилотом-инструктором этого воздушного судна. В январе 1967 года был назначен командиром 139-го летного отряда, осваивающего сразу два типа самолетов - Ан-24 и Ан-12. В том же году он становится заслуженным пилотом СССР.
В 1969 году возглавил Якутское управление гражданской авиации. Под его руководством была произведена замена огромного парка морально устаревших поршневых самолётов на современные турбовинтовые и турбореактивные лайнеры АН-24, АН-26, АН-12, ЯК-40, расширена география полётов. Шла активная подготовка производственной базы и персонала для приёма самолётов I класса ТУ-154, ИЛ-76. Осуществлена мощнейшая по масштабам с учётом дальней перспективы реконструкция аэропорта Якутск. Все эти годы Якутский ОАО был в числе самых передовых коллективов республики. При огромной занятости, он продолжал летать на самолете Ан-12.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 февраля 1973 года за выдающиеся достижения в выполнении плановых заданий по авиаперевозкам, применению авиации в народном хозяйстве страны и освоению новой авиационной техники Кузьмину Валерию Ильичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В течение 12 лет плодотворно руководил Якутским объединённым авиапредприятием, до ухода на пенсию июне 1981 года.
Избирался депутатом Верховного Совета Якутской АССР трёх созывов, Якутского городского совета народных депутатов нескольких созывов.
Жил в городе Якутск. Скончался 1 июня 1983 года.
Награждён орденом Ленина (09.02.1973), 3 орденами Трудового Красного Знамени (01.10.1957; 16.04.1963; 15.06.1971), орденами Красной Звезды (27.06.1947), «Знак Почёта» (31.07.1953), медалями. Заслуженный пилот СССР (1967). Почётный гражданин города Якутска.
В Якутске установлен памятник легендарному летчику, его имя присвоено улице, площади и средней школе №30. Учреждены премии и стипендии имени В.И.Кузьмина. На доме, где он жил последние годы, установлена мемориальная доска. Имя «Валерий Кузьмин» носили теплоход, приписанный к порту Тикси и самолет ТУ-154М авиакомпании «Якутия».
Биографию подготовил:
Бекенева О. Увлечённые небом братья Кузьмины. п. Дельгей
Негенбля И.Е. Якутяне – заслуженные пилоты и штурманы СССР и Российской Федерации.
Публикации в сети Интернет