Ганькевич Анатолий Борисович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 11819
Орден Ленина № 359832
Ганькевич Анатолий Борисович – директор Николаевского судостроительного завода имени И.И. Носенко Министерства судостроительной промышленности СССР, Украинская ССР.
Родился 2 (15) января 1912 года в городе Николаев Херсонской губернии (ныне центр Николаевской области, Украина) в семье потомственных дворян. Русский. В 1922 году умерла мать, а в 1929 – отец. Не успев окончить образование, А.Б.Ганькевич стал работать учеником мастера, а затем – мастером на городской телефонной станции. В феврале 1930 года поступил работать на судостроительный завод имени 61 коммунара учеником разметчика корпусного цеха. Без отрыва от производства в 1933 году окончил фабрично-заводские технические курсы, а в 1938 году – вечернее отделение Николаевского кораблестроительного института. Работал кораблестроителем, гарантийным механиком, старшим строителем гарантийных судов, технологом механического цеха.
В августе 1941 года вместе с коллективом завода был эвакуирован в рабочий поселок Мордовщиково Горьковской области. Работал на Мордовщиковской судоверфи заместителем начальника механического цеха, а с 1943 года – начальником этого цеха. В 1945 году вернулся в Николаев на судостроительный завод имени 61 коммунара. Работал начальником механического цеха, с 12 января 1948 года – начальником достроечного цеха. 8 апреля 1950 года назначен директором завода. Под руководством А.Б.Ганькевича в те годы построены эскадренные миноносцы «Смекалистый», «Бедовый», «Пламенный» и «Прозорливый», сторожевые корабли типа «Горностай», китобойные суда типа «Мирный», спасательные суда типа СС-26. Завод вышел на одно из первых мест в СССР в своей отрасли.
13 апреля 1959 года А.Б.Ганькевич назначен директором Николаевского судостроительного завода имени И.И. Носенко. Его назначение на должность произошло в период строительства китобазы «Советская Украина» - промыслового судна, равного которому в СССР не было. Важное правительственное задание было выполнено заводом досрочно, а его директор был награжден орденом Ленина.
Высокий профессионализм, новаторство, инженерный талант А.Б.Ганькевича способствовали успехам предприятия в выполнении сложных производственных заданий. Завод вышел на рубежи мировых стандартов по уровню использования техники и технологий, форм организации производства и управления, качества продукции. На протяжении 22 из 28 кварталов семилетки судостроители завода имени И.И. Носенко занимали первое место в социалистическом соревновании в отрасли.
Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 25 июля 1966 года за выдающиеся заслуги в выполнении плана 1959-1965 годов и создание новой техники Ганькевичу Анатолию Борисовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот».
А.Б.Ганькевич руководил заводом (в 1968 году предприятию возвращено наименование «Черноморский судостроительный завод») в течение 20 лет. За эти годы под его руководством построено и сдано более 400 судов и кораблей различных классов и назначения, которые стали образцами технического совершенства того времени, визитной карточкой не только завода, но и города Николаев и всего Советского Союза. Это китобазы «Советская Украина», «Советская Россия», научно-исследовательские суда «Академик Сергей Королёв», «Академик Книпович», «Воейков», «Ю.М.Шокальский». Особенной страницей в истории завода было строительство вертолетоносцев «Москва» и «Ленинград», авианесущих кораблей «Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку». За успешное выполнение плановых заданий и организацию производства новой техники завод в 1970 году был награжден орденом Октябрьской Революции, а в 1977 – орденом Ленина.
Опытный организатор, грамотный инженер А.Б.Ганькевич стоял у истоков всего нового, передового. Он ценил высококвалифицированные кадры, умел организовать совместную работу для выполнения сложных и ответственных заданий. 23 ноября 1977 года за работу в области судостроения А.Б.Ганькевичу была присуждена Государственная премия СССР.
А.Б.Ганькевич внес заметный вклад и в реализацию социальных проектов в городе Николаев. В годы его работы построены городской стадион «Судостроитель», Дворец судостроителей (ныне областной дворец культуры), начато строительство базы отдыха в Крыму, построены две базы на черноморском побережье, десятки объектов социально-культурного назначения. При его непосредственном участии решались вопросы строительства жилых домов для работников завода в микрорайоне Лиски, начато создание микрорайона Намыв, построено 12 тысяч квартир, школы и детские сады.
С 12 сентября 1979 года – персональный пенсионер союзного значения.
Умер 11 сентября 1986 года. Похоронен в городе Николаев в почетном секторе городского кладбища.
Почетный гражданин города Николаев.
Лауреат Государственной премии СССР (1977).
Награжден 2 орденами Ленина (12.12.1960; 25.07.1966), орденом Октябрьской Революции (25.03.1974), 2 орденами Трудового Красного Знамени (10.10.1950; 08.10.1970), орденом «Знак Почёта» (25.01.1948), медалями.
В Николаеве на доме №12 по Адмиральской улице открыта мемориальная доска (2012). В 1990 году построенный на Черноморском судостроительном заводе траулер получил имя «Анатолий Ганькевич» (в 2003 году при передаче из Севастополя в Ильичёвск присвоено имя «Рыбалка Севастополя»). В 2017 году на судостроительно-судоремонтном заводе «Нибулон» спущен на воду буксир «Анатолий Ганькевич». На доме, в котором жил А.Б.Ганькевич, установлена мемориальная доска. Решением Николаевского городского совета от 21 ноября 2002 года площадь возле Черноморского судостроительного завода названа именем Героя.
Из статьи Л.Г.Шараева « Маршал судостроения»:
«В январе 2012 года общественность Николаева и коллективы судостроительных предприятий страны будут отмечать столетний юбилей одного из видных руководителей отрасли А.Б.Ганькевича.
Мне довелось в течение 1959-1973 годов лично общаться с Анатолием Борисовичем.
Анатолий Борисович Ганькевич директором Черноморского судостроительного завода был назначен весной 1959 года. До этого он почти 10 лет возглавлял завод имени 61 коммунара, где прошел школу от судового разметчика, старшего мастера, начальника ведущего достроечного цеха. На ЧСЗ в это время завершались работы по выходу в первый промысловый рейс китобазы «Советская Украина», велось строительство «Советской России». Среди судов этого класса по величине и насыщенности современной техникой не было равных в мире.
Придя к руководству заводом, А.Б.Ганькевич продолжал поддерживать все лучшее в деле организации и управления производством, что было создано предшественниками. Сказать, что он был трудоголиком — этого мало. Он был исключительно предан своему делу, с уважением относился к положительному опыту прошлого, обладал огромной работоспособностью, требовательностью к себе и подчиненным. Его умение плодотворно трудиться вдохновляло всех. За час до начала рабочего дня, в 7 часов утра, он уже был на посту и уходил с работы поздно вечером. Анатолий Борисович требовал полной личной ответственности за порученное дело от каждого работника, начиная от рядового рабочего и заканчивая собой, директором завода. Его участие в планерках, которые в то время проводились на важнейших заказах и объектах, дисциплинировало все подразделения и отдельных исполнителей.
На заводе существовала практика раз в месяц проводить «четырехугольники» цехов и отделов завода, на которых директор, секретарь парткома, председатель заводского комитета профсоюза и секретарь комитета комсомола определяли очередные задачи перед коллективом. Я в то время работал секретарем комсомольской организации завода, которая насчитывала в своих рядах около 5 тысяч человек. Директор ко мне неоднократно обращался с просьбой высветить на щитах БОКСа (боевые окна комсомольской сатиры), которые стояли на главных проходных завода, должностных лиц, срывающих сроки выполнения работ или не выполнивших свои обещания. В то время повсеместно стали внедряться графики сетевого планирования, которые со временем переросли в АСУП (автоматизированные системы управления). Срывы графиков были равносильны чрезвычайному происшествию.
Анатолий Борисович всегда поддерживал предложения и просьбы комитета комсомола. Благодаря ему впервые во Дворце строителей для молодежи ЧСЗ был проведен бал-маскарад в канун нового 1960 года, несколько экскурсий по Днепру, заводские спортивные олимпиады и многое другое.
Самому докапываться до всех мелочей, знать суть вопросов – это был стиль работы А.Б.Ганькевича. Он постоянно посещал производственные участки, вникал в состояние дел и проблемы цеха. Когда директору завода докладывали, что все идет хорошо, он останавливал докладчика и предупреждал, что, наверное, есть проблемы, которые тот не заметил или еще не ощутил. А они обязательно, и скорее всего, неожиданно дадут знать о себе — учил директор.
Правилом своей жизни он сделал нацеленность на перспективу. В годы работы первым секретарем горкома партии (январь 1968 – октябрь 1973 г.г.) я несколько раз был вместе с А.Б.Ганькевичем в Минсудпроме, лично у министра Б.Е.Бутомы и видел, как аргументированно Анатолий Борисович ставил вопросы о реконструкции завода, наращивании мощностей судостроительного и машиностроительного производств. По сути, его усилиями был заложен фундамент технического перевооружения завода.
Совершенствование техники и технологии позволило коллективу решать более сложные задачи. В 1960 году головной паротурбинный сухогруз «Физик Вавилов» в Карибском море подвергся ураганному ветру, скорость которого достигала 50 м в секунду. Корабль благополучно выдержал все испытания, а ведь на борту были виновники «карибского кризиса» — ракеты, которые снимали с Кубы. С гордостью мы читали телеграмму капитана, благодарившего черноморцев за добротное судно.
Много внимания и сил уделял Анатолий Борисович не только развитию и техническому перевооружению цехов и отделов завода, но и сотрудничеству с отраслевыми институтами и КБ, входящими в систему Минсудпрома и смежных ведомств оборонного комплекса.
Ежегодно объем производства на заводе возрастал на 7-10 процентов. В период с 1968 по 1973 год, в частности, были построены для продажи Великобритании, ФРГ, Норвегии, Кувейту и Бельгии девять сухогрузных судов, а в 1965-66 г.г. два траулера для продажи Греции и Гане. По мнению капитанов и команд суда, построенные черноморцами, в целом превосходили суда многих зарубежных верфей.
В 1972 году завод начал постройку нового супертраулера — рыбозавода типа «Меридиан».
Особой заботой директора и его команды было строительство боевых кораблей для Военно-Морского Флота страны. Сооружение кораблей «Москва» и «Ленинград» требовали совершенно нового уровня технологии и организации производства, усиления связей с заказчиком, конструкторскими, контрагентскими и субподрядными организациями.
На заводе постоянно шла подготовка к решению более сложных задач. Своеобразным экзаменом для коллектива стало сооружение научно-исследовательского судна «Академик Сергей Королев». Следует отметить, что это судно было спроектировано николаевским проектно-конструкторским бюро «Черноморсудопроект», главным конструктором которого был Ю.Т. Каменецкий.
С гордостью мы вспоминаем, что именно, нам, николаевцам, черноморцам, выпала честь соединить море с космосом и быть пионерами в выполнении многочисленных космических проектов. 4 января 1971 года пришли радостные известия: город Николаев награжден орденом Трудового Красного Знамени, а Черноморский судостроительный завод – орденом Октябрьской революции.
В годы, когда А.Б.Ганькевич работал директором завода, черноморцы выступали инициаторами многих общезначимых дел. Можно вспомнить трудовые вахты в честь знаменательных дат, шефство над селом, строительство методом народной стройки стадиона « Судостроитель» и многое другое.
За время директорства Анатолия Борисовича на заводе выросла плеяда умелых организаторов производства. Не думаю, что уместно называть некоторые имена, чтобы не обидеть других. Под силу им было решение самых сложных задач, финалом которых стало сооружение авианосца «Варяг», и начала строительства авианосца с атомным двигателем «Ульяновск». К сожалению, печальной оказалась их судьба, теснейшим образом связанная с развалом СССР.
Оценивая деятельность Анатолия Борисовича, видя результаты работы черноморцев, я с некоторым пиететом относился к нему лично и понимал, насколько нелегко быть директором многотысячного завода. Присутствуя на заводских конференциях по принятию коллективного договора, я видел, как нередко трудно было директору убедить представителей трудового коллектива в необходимости действовать так, а не иначе. Особенно острыми были проблемы обеспечения должной заработной платы и жильем.
Для него решение социальных вопросов жизни коллектива было так же важно, как и проблемы производства. Сегодня уже многие николаевцы и не знают, что такое «абиссиния» и «железнодорожный поселок», где, в основном, жили-страдали рабочие завода. Именно благодаря усилиям А.Б.Ганькевича был создан заводской домостроительный комбинат, а под программу строительства авианесущих крейсеров «Киев» и «Минск» Министерством судостроительной промышленности выделены средства на строительство жилья. Понимая трудности города Николаева с выделением площадок под жилищное строительство, А.Б.Ганькевич вместе со мной в 1972 году ездил в Госплан СССР и Совет Министров СССР с доводами о необходимости увеличения объема сноса ветхого жилья с 12 до 18 процентов. Тогда же, в принципе, был решен вопрос об освоении намывной территории под жилищную застройку черноморцами. Строительство Дворца культуры судостроителей, оборудование в цехах благоустроенных бытовок, столовых, объектов отдыха семей работников завода были постоянно под его контролем. Эту же позицию занимал и его ученик и последователь Ю.И.Макаров.
Анатолий Борисович не был публичным человеком. Он нечасто выступал с открытых трибун, не любил мелькать на страницах газет. Но коллеги-руководители постоянно к нему прислушивались и понимали, а черноморцы уважали и любили. Всем известно, что его по-родственному многие называли «Толя-Боря».
Есть люди, о которых говорят: соль земли. Они способны хранить верность делу своей жизни, какими бы трудными испытаниями эта жизнь не была наполнена. Три десятка лет А.Б.Ганькевич работал директором крупнейших заводов судостроительной промышленности, Кто знает, сколько, говоря языком военных моряков, нештатных ситуаций ему пришлось перенести, выстоять под грузом колоссальной ответственности. За весь период директорской деятельности не было ни единого случая срыва государственного плана или сроков срыва сдачи судов. В судостроении равных ему не было. Анатолий Борисович был удостоен звания Герой Социалистического Труда, он лауреат Государственной премии СССР, награжден несколькими орденами страны, неоднократно избирался делегатом съездов КПСС.
А.Б.Ганькевич – знаковая личность не только для Николаева, а для всей страны. С ним связан этап наиболее динамичного развития судостроения. Его высоко ценили министр судостроительной промышленности СССР Б.Е.Бутома и главком ВМФ СССР адмирал флота Советского Союза С.Г.Горшков.
И сегодня, отмечая столетний юбилей со дня рождения, мы с гордостью называем Анатолия Борисовича Ганькевича нашим современником – Человеком с большой буквы, Маршалом судостроительной отрасли, память о котором с теплотой и благодарностью хранится в наших сердцах.
Редколлегия сайта выражает глубокую признательность кандидатам исторических наук Евгению Горбурову и Кириллу Горбурову (город Николаев, Украина) за предоставление дополнительных фото- и биографических материалов.
Биографию подготовил: