Заботин Всеволод Фёдорович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 16917
Орден Ленина № 403777
Заботин Всеволод Фёдорович – директор Херсонского судостроительного завода Министерства судостроительной промышленности СССР, Украинская ССР.
Родился 16 (29) декабря 1917 года в городе Николаев Херсонской губернии (ныне Николаевской области, Украина). Русский. В 1934 году окончил школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и работал на судостроительном заводе имени А.Марти. В 1936 году поступил в Николаевский кораблестроительный институт, который окончил в 1941 году.
В армии с июля 1941 года. Служил в 733-м стрелковом полку. Затем был направлен для обучения в сапёрное училище, откуда переведён в артиллерийское училище. В марте 1942 года отозван из армии и направлен мастером на 638-й судостроительный завод (город Астрахань). С августа 1942 года – строитель судов в Бакинском филиале завода. Участвовал в постройке и ремонте военных судов и торпедных катеров Каспийской военной флотилии.
С мая 1946 года работал на Николаевском судостроительном заводе имени 61 коммунара: строителем судов (1946-1948), ответственным сдатчиком судов (1948-1951) и начальником стапельного цеха (1948-1951).
С марта 1955 года – главный инженер Херсонского судостроительного завода. В эти годы началось производство сухогрузных судов. Уже в апреле 1959 года первый сухогруз «Ленинский комсомол» был спущен на воду и встал у достроечной стенки. После этого была построена серия из 20 судов этого типа.
С мая 1961 года по август 1986 года – директор Херсонского судостроительного завода (с 1976 – Херсонского судостроительного производственного объединения). Под его руководством в 1965 году на заводе был сооружён первый в мире сухогруз с газотурбинной установкой и винтом регулируемого шага «Парижская коммуна», а в 1970 году – головное ледокольно-транспортное судно «Капитан Мышевский». Всего при нём было освоено 18 проектов и построено 230 судов, среди которых первое в стране комплексно-автоматизированное судно «Светлогорск» и лихтеровоз «Алексей Косыгин». 76 из построенных на заводе судов пошли на экспорт в соцстраны, а также в Грецию, Германию, Англию, Данию, Индию и другие страны.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 года за выдающиеся заслуги в выполнении заданий пятилетнего плана Заботину Всеволоду Фёдоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Жил в городе Херсон (Украина). Умер 14 марта 1994 года. Похоронен в Херсоне на городском кладбище «Камышаны».
Награждён орденами Ленина (26.04.1971), Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Трудового Красного Знамени (25.07.1966), медалью «За трудовое отличие» (24.10.1950), другими медалями, орденом Заслуг степени кавалера (1973, Египет). Почётный гражданин Херсона (1988).
Ленинская премия (1963, за внедрение в промышленность нового процесса автоматической и полуавтоматической сварки в углекислом газе плавящим электродом), Государственная премия СССР (1978, за создание крупнотоннажных универсальных сухогрузных судов с повышенными технико-эксплуатационными показателями и освоение их крупносерийной постройки).
В Херсоне его именем назван сквер, в котором установлен бюст В.Ф.Заботина.
Изначальный текст биографии и фото Героя
предоставлены Олегом Чёрным.
Биографию подготовил:
Медаль за бой, медаль за труд. Симферополь, 1990
Публикации в сети Интернет