Герой Советского Союза
ВВС: Прочие
Просветов Пётр Данилович

Просветов Пётр Данилович

19.08.1917 - 26.10.1993

Герой Советского Союза

Даты указов

29.06.1945

Медаль № 7515

Орден Ленина № 50149

 Просветов Пётр Данилович – штурман эскадрильи 23-го гвардейского авиационного Белгородского Краснознаменного полка (53-я авиационная Сталинградская дивизия, 4-й гвардейский авиационный корпус, Авиация дальнего действия),  гвардии старший лейтенант.

Родился  19 августа 1917 года в селе Верхний Икорец ныне Бобровского района Воронежской области в семье служащего. Русский. После смерти отца в 1920 году с матерью переехал в село Юдановка того же района.  В селе Юдановка окончил начальную школу, затем семилетнюю школу в районном центре Боброво. В 1938 году окончил химико-технологический техникум в городе Грязи Липецкой области. По распределению был направлен  на спиртовой завод в станице Котляревская (ныне Майский район Республики Кабардино-Балкарии), где работал техником. Призван в армию в 1939 году. Окончил Харьковское (Чугуевское)  военное авиационное училище в 1941 году.

Во время Великой Отечественной войны в действующей армии – с июня 1941 года.

Летчик-бомбардировщик П.Д.Просветов начал войну в качестве младшего летчика-наблюдателя 1-го тяжелобомбардировочного полка 23-й смешанной (с 16 августа 1941 года – 23-й тяжелой бомбардировочной авиадивизии), действовавшей на Западном фронте. На бомбардировщике ТБ-3 наносил удары по наступающим войскам противника, участвовал в обороне Москвы, совершал боевые вылеты по бомбардировке вражеских тыловых объектов. За 25 боевых вылетов был награжден орденом Красной Звезды.

В дальнейшем воевал в 23-м гвардейском авиационном полку той же дивизии, которая в марте 1942 года была введена в состав Авиации дальнего действия и стала 53-й авиадивизией дальнего действия. В этой дивизии летал на транспортном самолете Ли-2, дооборудованном для бомбометания.

Совершал боевые вылеты в интересах различных фронтов, в том числе в глубокий тыл противника, снабжал боеприпасами и продовольствием вырвавшиеся вперед передовые части Красной Армии, участвовал в Сталинградской битве, сражении на Курской дуге, в окончательном снятии блокады Ленинграда в 1944 году, доставлял оружие и боеприпасы партизанам Словакии на аэродром «Три дуба» в Карпатах, вывозил больных и раненых партизан.

К 3 ноября 1944 года совершил 290 боевых вылетов на бомбардирование военных объектов, живой силы и техники противника, разведку и фотографирование его оборонительных сооружений, транспортирование людей и грузов, из них 280 боевых вылетов ночью.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за образцовое выполнение заданий командования,  мужество и героизм, проявленные в 290 боевых вылетах, Просветову Петру Даниловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

До конца войны совершил более 300 боевых вылетов.

После войны продолжал службу в Военно-Воздушных Силах. С 1955 года подполковник П.Д.Просветов – в  запасе. В 1964 году окончил педагогический институт. Жил в городе Адлер Краснодарского края; последние годы жил в городе Сочи.

Скончался 26 октября 1993 года. Похоронен на Сочинском Старом кладбище, где установлен памятник.

Награжден  орденами Ленина (29.06.1945), Красного Знамени (21.07.1943), 2 орденами  Отечественной войны 1-й степени (29.02.1944; 11.03.1985), 3 орденами Красной Звезды (6.01.1942; …), медалями.

В городе Бобров Воронежской области установлен бюст.


 Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза

Летает в составе экипажа: командир корабля старший лейтенант Копытков, летчик – лейтенант Иванчиков, борттехник – младший лейтенант Кропочев, воздушный стрелок-радист – старшина Шубин, воздушный стрелок – старшина Негматулов.

За период Отечественной войны совершил 290 боевых вылетов на бомбардирование военных объектов, живой силы и техники противника, из них ночью 280 боевых вылетов.

За период пребывания в системе АДД совершил 270 боевых вылетов ночью. После получения правительственной награды совершил 62 боевых вылета ночью. Из них на политический и промышленный центр Финляндии город Хельсинки 27 февраля 1944 года совершил 3 боевых вылета, кроме того, на транспортировку груза к линии фронта передовым частям Красной Армии – 32 вылета.

Имеет общий налет 1464 часа, из них ночью – 980 часов. Летает днем и ночью в сложных метеоусловиях, потерь ориентировки не имел. Будучи штурманом отряда, он отлично руководил боевой работой штурманского состава своего отряда. Сам во главе своего отряда совершал боевые вылеты, чем воодушевлял молодых штурманов.

Работая в интересах Ленинградского фронта в период с января по май 1944 года, по снятию блокады с города Ленинграда показал исключительные образцы в боевой работе. Несмотря на сильное противодействие обороны противника, он совершал по 3 – 4 боевых вылета в ночь по уничтожению дотов и дзотов, а также живой силы и техники противника в районах Красное Село, Пушкина и других. Кроме того, при бомбардировании железнодорожного узла Нарва в ночь с 6 на 7 марта 1944 года были отмечены пожары, сопровождавшиеся сильными взрывами.

При бомбардировании железнодорожного узла Таллин в ночь с 9 на 10 марта 1944 года было отмечено 4 сильных пожара и 5 сильных взрывов.

При бомбардировании железнодорожного узла Тарту было создано 4 сильных пожара, сопровождавшихся 7 взрывами, и при повторном ударе – 3 пожара и 2 взрыва.

Работая на других участках фронта, он также показывает исключительное геройство, мужество и отвагу.
В ночь с 4 на 5 июня 1944 года при бомбардировании железнодорожного узла Кишинев было создано 2 пожара и 6 сильных взрывов.

С 5 на 6 и с 6 на 7 июня 1944 года был особенно эффективным налет на железнодорожный узел Яссы, где все было объято пожарами – горели железнодорожные эшелоны, техника и военное имущество противника.

При бомбардировании железнодорожного узла Титовка (4 км восточнее Бобруйска) в ночь с 25 на 28 июня 1944 года было уничтожено громадное количество живой силы и техники противника.

Летая на фотографирование результатов бомбардирования целей экипажами в течение всего 1944 года, показал исключительные образцы фотографирования. Так, при фотографировании железнодорожного узла Лунинец 28 июня 1944 года (планшет № 3) цель сфотографирована отлично.

22 и 23 июля 1944 года при фотографировании железнодорожного узла Белосток (планшеты №№ 8 и 9) цель была сфотографирована отлично, как и другие объекты.

За отличное фотографирование целей старший лейтенант Просветов имеет благодарность от командира дивизии.

Молодой, растущий командир-штурман. За период Отечественной войны вырос от штурмана корабля до штурмана эскадрильи. Много работает над ростом молодого штурманского состава, передает ему свой боевой опыт.

В полете ведет себя спокойно и уверен в успешном выполнении боевого задания.
Дисциплинирован. Требователен к себе и подчиненным. Партии Ленина-Сталина и социалистической Родине предан.

Достоин правительственной награды – звания Героя Советского Союза.

Командир 23 гвардейского авиационного Белгородского Краснознаменного полка дальнего действия гвардии подполковник Шамраев
3 ноября 1944 года

При подготовке биографии использованы материалы с сайта Адлерской СОШ № 25.
div style= nbsp;Будучи штурманом отряда, он отлично руководил боевой работой штурманского состава своего отряда. Сам во главе своего отряда совершал боевые вылеты, чем воодушевлял молодых штурманов.

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Документы на сайте «Подвиг народа»