Тихонов Павел Иванович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 4372
Орден Ленина № 19933
Тихонов Павел Иванович - командир авиационной эскадрильи 2-го гвардейского авиационного Смоленского полка дальнего действия (1-я гвардейская авиационная дивизия, 1-й гвардейский авиационный корпус, Авиация дальнего действия (АДД)), гвардии майор.
Родился 12 июля 1908 года в деревне Обшаровка ныне село Приволжского района Самарской области в семье крестьянина. Русский.
После окончания шести классов школы работал в крестьянском хозяйстве. В период с 1930 по 1936 год проходил службу в рядах Красной Армии. Окончил в Петергофе (ныне муниципальное образование в составе Петродворцового района города федерального значения Санкт-Петербург) авиационную школу младшего командного состава, а в 1934 году - Луганскую школу военных пилотов (Украина). Затем служил в бомбардировочной авиации Белорусского и Забайкальского военных округов.
В 1936 году демобилизовался. Работал в гражданской авиации в Уфе, Казани, Душанбе (ныне столица Таджикистана), а с января 1941 года - пилотом 3-го класса в 11-м гидроотряде в Иркутске. Летал на линии Иркутск - Якутск.
На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1941 года. К маю 1944 года совершил 224 боевых вылета по крупным целям врага, из них 210 - ночью.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии майору Тихонову Павлу Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В 1945 году демобилизован. Работал лётчиком-испытателем на Иркутском авиационном заводе.
Трагически погиб 28 сентября 1946 года. В этот день, в 11 часов 45 минут, экипаж транспортного самолета Б-25 «Митчелл» под командованием П.И. Тихонова взлетел с заводского аэродрома для осуществления перелёта по маршруту Иркутск - Уфа. В 13 часов 30 минут радиосвязь с экипажем прервалась.
Как установила позже комиссия, борт потерпел крушение в 9 километрах от деревни Черманчет (район села Шиткино), в 610 километрах от аэродрома завода, с которого взлетел. Попав в низкую кромку облаков, экипаж ушёл с намеченного курса. Радиосвязь пропала, двигатели заработали с перебоями, горючее было на исходе. Командир экипажа П.И. Тихонов приказал членам экипажа перейти в хвост самолёта для аварийной посадки, чему подчинились только двое членов экипажа. При самой вынужденной посадке погибли все члены экипажа, кроме тех, кто перешёл в хвост самолёта. Они позже и рассказали о происшествии.
Причинами катастрофы послужили слабая проработка маршрута, неготовность к полётам в сложных метеоусловиях, отказ радиосвязи, минимальная заправка топливом.
Похоронен в Иркутске на Ново-Ленинском кладбище.
Лётчик-испытатель 3-го класса. Награждён 2 орденами Ленина (29.03.1942; 19.08.1944), 2 орденами Красного Знамени (20.06.1942; 29.12.1943), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (30.04.1945), «За оборону Сталинграда» (22.12.1942).
Выписка из наградного листа:
Товарищ Тихонов в действующей армии с первых дней Отечественной войны, показал себя стойким, мужественным воином, преданным делу Ленина - Сталина и Социалистической Родине. Ему, как наиболее опытному, смелому и мужественному лётчику поручались самые ответственные задания, включая подсвечивание, поджёг, фотографирование целей, бомбардирование мостов и складов. Участвовал в налётах на железнодорожные станции Брянск, Минск, Харьков, Полтава, Смоленск, Киев, Витебск, Могилёв и другие.
В декабре 1941 года при бомбардировании моста через реку Волгу у города Калинина (ныне Тверь) самолёт атаковало звено истребителей противника. Товарищ Тихонов был ранен в руку, но продолжал управлять самолётом, и посадил его в поле, сохранив жизнь экипажу и матчасть.
14 января 1943 года участвовал в налёте на аэродром противника где, по данным разведки, уничтожено до 15 самолётов на земле.
30 января 1943 года с высоты 1000 метров бомбардировал железнодорожную станцию Щигры (Курская область). Серия бомб легла на эшелоны противника. Так же экипаж обстрелял из пулемётов эшелоны на подходе к станции.
10 марта 1943 года бомбардировал аэродром города Смоленска. Серия бомб легла по центру аэродрома, на взлетную полосу.
12 апреля 1943 года бомбардировал в сложных метеоусловиях город Кёнигсберг (ныне Калининград).
14 мая 1943 года участвовал в налёте на железнодорожную станцию Орёл.
Активно участвовал в боевой работе при осеннем наступлении Красной Армии. Совершал по 2 вылета за ночь. В боевой работе отличается тем, что после бомбардирования целей противника с низких высот обстреливает цели из пулемётов. 27 августа 1943 года допущен к исполнению обязанностей заместителя командира авиационной эскадрильи. С 27 августа по 20 сентября 1943 года руководил работой авиационной эскадрильи, замещая убывшего в отпуск командира. За указанный период эскадрильей совершено 100 боевых вылетов при некомплекте лётного состава.
За период с 24 августа по 7 сентября 1943 года ввёл в строй 3 лётчиков. Совместно со штурманом полка подготовил 11 молодых штурманов.
Как командир товарищ Тихонов энергичен, требователен к себе и подчинённым. Умело сочетает боевую работу с работой по руководству авиационной эскадрильей и подготовкой молодых кадров. Внимательно прислушивается к запросам подчинённых.
За образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и геройство достоин представления к высшей правительственной награде - званию Герой Советского Союза.
Командир 2-го гвардейского Смоленского авиационного полка дальнего действия Герой Советского Союза гвардии полковник Балашов.
Посвящаю памяти В.П. Воробьёва. Спасибо за всё.
Биографию подготовил:
Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
Документы на сайте «Подвиг народа»