Герой Социалистического Труда
Производство: Машиностроители
Зайченко Георгий Васильевич

Зайченко Георгий Васильевич

10.06.1915 - 17.07.2004

Герой Социалистического Труда

Даты указов

05.08.1966

Медаль № 14694

Орден Ленина № 386119

Зайченко Георгий Васильевич – директор Челябинского тракторного завода Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР.

Родился 28 мая (10 июня) 1915 года в семье железнодорожника на небольшой украинской станции Славянск Южно-Донецкой железной дороги Харьковской губернии (ныне Донецкой области Украины). По окончании семилетней школы в 1930 году продолжил учёбу в школе фабрично-заводского ученичества железнодорожного транспорта в Славянске, где в течение двух лет получил сразу две специальности – помощника машиниста паровоза и слесаря по ремонту паровозов.

Тяга к учёбе привела его в Краматорский институт тяжёлого машиностроения. В 1935 году после слияния института с другим – Донецким индустриальным – Г.В.Зайченко в числе 40 лучших студентов был направлен для продолжения образования в Харьковский авиационный институт. Успешно учился, занимался общественной работой. В ту пору институт в Харькове особенно славился своими преподавателями.

За год до окончания вуза, в 1938 году, после преддипломной практики, пришёл работать на Харьковский паровозостроительный завод имени Коминтерна. На предприятии в специальном дизельном отделе «400» велись конструкторские разработки танкового двигателя – дизель-мотора В-2, не имевшего аналогов в мировом танковом моторостроении. Начал работать в конструкторском бюро отдела под руководством Я.Е.Вихмана.

В январе 1939 года он окончил институт с отличием по специальности инженер-механик. В это же время на базе отдела «400» создан самостоятельный завод – Государственный союзный завод №75. Г.В.Зайченко получил направление в бюро технического контроля цеха сборки и испытания двигателей нового предприятия. Работал контрольным мастером, следящим за качеством изготовления деталей, затем – помощником начальника отдела технического контроля (ОТК) всего завода.

Мирную жизнь нарушила война, Г.В.Зайченко вместе со своим предприятием был эвакуирован в Челябинск. Ему было поручено возглавить работы по демонтажу, упаковке, погрузке в эшелон и отправке оборудования центральной измерительной лаборатории. Без неё невозможно было наладить выпуск топливной аппаратуры и танковых двигателей на новом месте. Эвакуировались под бомбёжкой гитлеровской авиации.

Харьковчане прибыли на Южный Урал 24 октября 1941 года. Сборку моторов и испытательные стенды разместили в помещении бывшего склада и уже 12 декабря 1941 года приступили к сборке танковых двигателей из челябинских деталей. Г.В.Зайченко приехал в Челябинск со всей семьёй. С тех пор его трудовая жизнь неразрывно связана с Челябинским тракторным заводом (ЧТЗ), которому он отдал более 60 лет. Здесь работал начальником измерительной лаборатории, бюро технического контроля, моторного производства.

В октябре 1944 года Г.В.Зайченко приняли в члены ВКП(б) и последовало новое назначение – заместитель начальника ОТК моторного производства. 48,5 тысяч танковых моторов дал фронту Танкоград. Это каждый второй двигатель, выпущенный в стране.

В июле 1949 года Г.В.Зайченко назначен начальником моторного производства завода, а в ноябре того же года переведён на партийную работу. В течение двух лет он был заместителем секретаря партийного комитета Челябинского тракторного завода. С января 1952 года руководил промышленным отделом Челябинского горкома партии. В августе 1952 года вернулся на завод, где был избран секретарём парткома, парторгом ЦК КПСС.

В апреле 1954 года стал первым секретарём Тракторозаводского райкома КПСС, в октябре 1954 года назначен заведующим промышленным отделом Челябинского обкома КПСС, позже возглавил вновь созданный отдел оборонной промышленности. Г.В.Зайченко курировал вопросы развития атомных и ракетных предприятий области, электрификации железной дороги Челябинск – Курган (присвоено звание «Почётный железнодорожник»), организации выпуска сельскохозяйственной техники и строительства ферм на селе.

В январе 1961 года Г.В.Зайченко вновь пришёл на Челябинский тракторный завод – уже на должность его директора и возглавлял предприятие в течение 18 лет. Здесь он прошёл нелёгкий путь становления крупного руководителя-хозяйственника. Внёс большой вклад в развитие тракторостроения в послевоенное время. Много сил и энергии вложил он в техническое перевооружение Челябинского тракторного завода, в создание и освоение производства новых, высокопроизводительных промышленных тракторов, улучшение технико-экономических показателей, создание и внедрение новой техники, передовой технологии.

В 1961 году был поставлен на серийное производство мощный трактор ДЭТ-250 (дизель-электрический), впоследствии получивший золотые медали на трёх международных промышленных выставках (СССР. Москва, 1960; ГДР. Лейпциг, 1965; СССР. Москва, 1966). К 1964 году разработаны и внедрены в производство 22 модификации базового трактора Т-100М. Специалистами завода созданы конструкции семейства мощных тракторов Т-220 (30.04.1965), Т-330 (30.05.1966), Т-500 (31.05.1967).

В 1966 году приступили к серийному производству боевой машины пехоты (БМП), не имевшей аналогов в мировом танкостроении. 26 мая 1966 года с конвейера завода сошёл 500-тысячный трактор – итог напряжённого труда всего трудового коллектива.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 августа 1966 года Зайченко Георгию Васильевичу за особые заслуги в выполнении заданий семилетнего плана и достижение высоких производственных показателей присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

К этому времени назрела необходимость в модернизации производства Челябинского тракторного завода. Началась новая страница в истории завода – масштабная реконструкция, необходимая для перехода предприятия на выпуск нового, более мощного трактора Т-130. Одновременно с выпуском продукции требовалось построить новые производственные площадки, провести техническое перевооружение предприятия. 22 января 1971 года за достигнутые успехи завод награждён орденом Ленина. 10 ноября того же года создано первое в отрасли производственное объединение «Челябинский тракторный завод имени В.И.Ленина», а Г.В.Зайченко стал генеральным директором.

В начале февраля 1976 года вступил в строй новый главный сборочный конвейер. С его пуском масштабная реконструкция Челябинского тракторного завода завершилась. В ходе её построены новые производственные корпуса, смонтированы десятки автоматических линий, тысячи современных станков, спроектировано и изготовлено около 30 тысяч наименований технологической оснастки.

Немало сил и времени Г.В.Зайченко отдал строительству крупнейших социальных объектов для тракторостроителей: молодёжных общежитий, Дома юных техников, Дворца спорта «Надежда», плавательного бассейна, профилактория «Солнечный», санаторного корпуса в Ессентуках. Открыт рабочий факультет при филиале Челябинского политехнического института, у завода появился свой музей. Построены новые трамвайные и троллейбусные линии в Челябинске. При его содействии установлен памятник – танк ИС-3 – первый в Челябинске, увековечивший трудовой подвиг челябинцев в годы Великой Отечественной войны. 8 мая 1965 года он был торжественно открыт. 9 мая 1975 года в Саду Победы открыт памятник тракторозаводцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Выйдя на пенсию 7 июня 1979 года, продолжал работать на заводе до 26 марта 2002 года ведущим инженером-конструктором проектного управления.

Депутат Верховного Совета СССР 7-го - 9-го созывов (1966-1979). Делегат XXII-XXV съездов КПСС (1961, 1966, 1976).

Жил в Челябинске. Умер 17 июля 2004 года. Похоронен на Успенском кладбище в Челябинске.

Награждён орденами Ленина (05.08.1966), Октябрьской Революции (05.04.1971), Трудового Красного Знамени (07.06.1977), Красной Звезды (30.04.1945), 2 орденами «Знак Почёта» (18.07.1945, 11.01.1957), медалями.

Почётный гражданин Тракторозаводского района города Челябинска (10.01.1997), Почётный гражданин города Челябинск (12.09.2000).

В Челябинске на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.


 

Биографию подготовил: Игорь Сердюков