Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-штурмовики
Карачун Владимир Григорьевич

Карачун Владимир Григорьевич

14.03.1914 - 25.06.1998

Герой Советского Союза

Даты указов

15.05.1946

Медаль № 6650

Карачун Владимир Григорьевич — командир эскадрильи 947-го штурмового авиационного полка (289-я штурмовая авиационная дивизия, 15-я воздушная армия, Ленинградский фронт), капитан.

Родился 1 (14) марта 1914 года в деревне Кухтичи ныне Узденского района Минской области Белоруссии в семье крестьянина. Белорус.  Окончил Минский транспортно-экономический техникум в 1933 году. Работал инспектором народно-хозяйственного учёта Чаусского райисполкома Могилёвской области.

В Красной Армии с 1936 года. Окончил Сталинградское военное авиационное училище лётчиков в 1939 году. Участник освободительного похода советских войск в Западную Украину в 1939 году. Затем был лётчиком-инструктором в Мелитопольском военном авиационном училище. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года.

В апреле 1943 года направлен на фронт командиром звена 947-го штурмового авиационного полка 289-й штурмовой авиационной дивизии. В составе 8-й воздушной армии Южного (с октября 1943 года – 4-го Украинского) фронта участвовал в боях на Кубани, прорыве обороны противника на реке Миус, освобождении Донбасса, Мелитополя, уничтожении никопольской группировки противника, наносил бомбардировочно-штурмовые удары в период боёв за Крым. В этих боях совершил 83 боевых вылета, за что был награждён тремя орденами Красного Знамени и орденом Отечественной войны 1-й степени. Стал лучшим разведчиком полка.

После освобождения Севастополя 289-я штурмовая авиационная дивизия была переброшена в Прибалтику и вошла в состав 14-й воздушной армии (3-й Прибалтийский фронт). К этому времени старший лейтенант Карачун был назначен командиром эскадрильи. За успешное выполнение заданий при освобождении городов Тарту, Тырва, Валга (все – Эстония) награждён орденом Александра Невского. В одном из боёв был ранен.

В дальнейшем в составе того же полка воевал на 1-м и 2-м Прибалтийских, Ленинградском фронтах. Участвовал в уничтожении курляндской группировки противника.

Всего к концу войны командир эскадрильи 947-го штурмового авиационного полка капитан Карачун совершил 133 боевых вылета на разведку, бомбардировку и штурмовку военных объектов противника, из которых 112 - в качестве ведущего. Лично уничтожил 27 танков, 112 автомашин с грузом и живой силой, 46 орудий полевой и зенитной артиллерии, 6 самоходных установок, 17 миномётов, 19 вагонов с живой силой и техникой, 3 самолёта на аэродроме, 2 паровоза, 7 цистерн с горючим, много живой силы врага, провёл 17 воздушных боёв, в которых сбил в группе 2 вражеских самолёта.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм, капитану Карачуну Владимиру Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 6650).

После войны продолжил службу в Военно-Воздушных Силах. В 1949 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы. Служил в Приморском крае, Саратове, Прикарпатье.

В 1957 году командир авиационного полка подполковник Карачун уволен в запас. Жил в Мелитополе Запорожской области.

Умер 25 июня 1998 года. Похоронен в Мелитополе.

Награждён орденом Ленина, пятью орденами Красного Знамени (20.08.1943; 24.12.1943; 14.01.1944; 04.06.1945, ...) , орденом Александра Невского (30.09.1944), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (15.08.1944; 06.04.1985), орденом Красной Звезды, медалями.

На родине Героя установлена мемориальная доска.


Эпизоды боевой деятельности Карачуна В.Г.

4 августа 1943 года при выполнении задания на переднем крае обороны противника на реке Миус самолёт старшего лейтенанта Карачуна был атакован двумя Ме-109. Благодаря умелому владению самолётом и маневрированию в сочетании с огнём своего воздушного стрелка вышел победителем из поединка. В этот день совершил три боевых вылета, уничтожив при этом два танка, пять автомашин, одно орудие зенитной артиллерии и до 20 человек пехоты.

20 ноября 1943 года капитан Карачун ведущим шестёрки Ил-2 вылетел на разведку боем в район Верхнего Рогачика (Херсонская область, Украина). В 4-5 километрах севернее Верхнего Рогачика Карачуном, как позднее выяснилось, была обнаружена 24-я танковая дивизия противника на марше, двигающаяся к полю боя. Штурмовики, несмотря на мощный заградительный огонь зенитной артиллерии, произвели три захода. Штурмуя, танки противника, капитан Карачун связался с рацией общевойскового начальника, передал местонахождения, количество и направление движения колонны. Благодаря штурмовке танки были рассредоточены. Наземное командование, предупреждённое о скоплении танков, предприняло меры к их встрече. Внезапность удара немецкой 24-й танковой дивизии благодаря своевременной информации капитана Карачуна была сорвана.

23 ноября 1943 года в период борьбы за никопольский плацдарм в крайне неблагоприятных погодных условиях - высота облачности 50-100 метров, видимость менее 1 километра, В.Г. Карачун как наиболее подготовленный лётчик-охотник выполнял задание по деморализации тыла противника и блокады подвоза боеприпасов, техники и продовольствия к линии фронта. В 20 километрах севернее Малой Лепетихи (Великолепетихинский район Херсонской области) он обнаружил обоз в 50-70 подвод с боеприпасами. С высоты 5-10 метров, рискуя быть сбитым из винтовок и пулемётов, капитан Карачун шесть раз прочесал со своим напарником обоз. В результате было создано восемь очагов пожара, убито до 40 солдат и офицеров противника и около 25 лошадей. Возвратился на свой аэродром без повреждений, добыв кроме того ценные разведданные.

18 апреля 1944 года капитан Карачун вылетел ведущим группы 16 Ил-2 для нанесения бомбардировочно-штурмового удара в районе Сапун-гора (на подступах к Севастополю, Украина) по артиллерии противника, которая держала под обстрелом три дороги, мешая подходу резервов, подвозу продовольствия и боеприпасов к нашим наступающим войскам. Прорвавшись через заградительный огонь, Карачун первым обрушился на артиллерийские позиции врага и прямым попаданием бомб накрыл одну батарею. Вслед за ведущим перешли в пикирование и ведомые. В результате трёх заходов было уничтожено до пяти артиллерийских батарей.

17 сентября 1944 года при штурмовке артиллерийско-миномётных батарей в районе Кейсюкола снарядом зенитной артиллерии был повреждён мотор, последний начал дымить и давать перебои. Необходимо было отваливать на свою территорию. Но в это время ведущий увидел, что группу начинают атаковать четыре Ме-109. Понимая, что оставить молодых ведомых в такую минуту нельзя, капитан Карачун правильно рассчитал, что самолёт продержится в воздухе 3-4 минуты и этого хватит, что бы дотянуть до линии фронта. Управляя группой по радио, он вывел группу на свою территорию и только тогда произвёл вынужденную посадку на фюзеляж в районе расположения своих войск. Благодаря правильно принятому решению группа потерь не имела.

15 февраля 1945 года в исключительно сложных метеорологических условиях капитан Карачун вылетел ведущим пары Ил-2 для разведки боем в тылу противника. Атаковав на железнодорожной станции Рудбаржи (Латвия) состав из 20 вагонов, капитан Карачун вывел из строя до семи вагонов, взорвал железнодорожное полотно, создал два очага пожара. На обратном маршруте пара была атакована шестью ФВ-190. Карачун сразу же начал делать "ножницы" со своим ведомым на высоте 15-30 метров. В течение 12 минут, отбиваясь от преследования, он держал курс к расположению наших зенитных точек. При подходе к нашей территории один ФВ-190 был сбит нашей зенитной артиллерией, а второй подбит воздушным стрелком старшиной Кипаренко.

Биографию подготовил: В.В.Примаченко

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Голдобин А.И. Запорожская аллея славы - народная святыня, Днепропетровск, 2002

Документы на сайте «Подвиг народа»