Стрелецкий Николай Станиславович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 10465
Орден Ленина № 340195
Стрелецкий Николай Станиславович - заведующий кафедрой Московского инженерно-строительного института, член-корреспондент Академии наук СССР.
Родился 3 (15) сентября 1885 года в крепости Осовец Белостокского воеводства ныне республики Польша в семье военного инженера С.А.Стрелецкого, строившего оборонительные сооружения в Вильнюсе, Риге, Хабаровске, Владивостоке. Русский. Окончил гимназию во Владивостоке.
В 1906-11 годах учился в Петербургском институте путей сообщения, окончив его с отличием. Для совершенствования знаний по мостостроению был направлен в двухгодичную командировку в Германию. Слушал лекции в Шарлоттенбургской высшей технической школе, работал в проектном бюро, участвовал в возведении мостов.
Вернувшись из-за границы, Н.С.Стрелецкий устроился работать в Общество Московско–Казанской железной дороги, где под его руководством разрабатывались проекты мостов через Оку, тоннеля под Волгой в Нижнем Новгороде.
В 1915 году Н.С.Стрелецкий поступил на работу преподавателем инженерно-строительного факультета Московского высшего технического училища (МВТУ имени Н.Э.Баумана). Педагогическую работу он сочетал с большой научно-исследовательской и инженерной деятельностью. В 1917 году возглавил кафедру мостов в МВТУ, параллельно преподавая в Московском институте инженеров путей сообщения (МИИТ). В 1918 году после издания монографии «Разводные мосты», в которой систематизировал и классифицировал эти сооружения по кинематическим схемам и впервые применил в расчётах рациональные графические методы, а также учёт сил инерции, Н.С.Стрелецкий получил звание профессора.
В 1925–31 годы Н.С.Стрелецкий работал над фундаментальным трудом - «Курсом мостов». В монографии рассматривалась целесообразность применения на автомобильных дорогах и в горных местностях висячих и вантовых конструкций. В 1928 году на Международном конгрессе в Вене он выступил с генеральным докладом по теме динамики мостов под действием подвижных нагрузок, получившим очень высокую оценку.
С 1930 по 1935 год Н.С.Стрелецкий возглавлял кафедру мостов в Военно-инженерной академии.
По проектам Н.С.Стрелецкого в 1920-1930-е годы был построен ряд крупных металлических железнодорожных мостов — через Оку, Волгу, Днепр, канал имени Москвы, в том числе трёхарочный и одноарочный мосты в Запорожье, которые через остров Хортица связали Правобережье Днепра с Левобережьем.
Кроме мостостроения Н.С.Стрелецкого занимали металлические конструкции промышленного и гражданского строительства. Ещё в 1927 году он стал одним из организаторов Государственного института сооружений – ГИС, преобразованного в 1932 году в ЦНИИПС, где сначала руководил лабораторией, а в 1935–1936 годы был директором. В 1931 году он был избран членом-корреспондентом АН СССР.
В 1930-е годы Н.С.Стрелецкий создал получивший позднее широкую известность «треугольник развития металлостроительства», в который вошли Проектстальконструкция, отделение металлоконструкций ЦНИИПСа (позднее ЦНИИСК) и соответствующая кафедра МИСИ имени В.В.Куйбышева. 30 лет Н.С.Стрелецкий неизменно осуществлял творческое взаимодействие этих трёх организаций. Его детище — и региональные творческие центры развития металлоконструкций в Новосибирске, Ленинграде, Макеевке, Новокузнецке, Горьком, Воронеже и других городах страны.
С 1932 года Н.С.Стрелецкий возглавлял кафедру металлоконструкций МИСИ, где углубленно занимался вопросами их расчёта, в том числе с учётом развития пластических деформаций. В 1935 году в содружестве с профессором А.Н.Гениевым он окончил капитальный труд «Основы металлических конструкций», преобразованный в учебник «Металлические конструкции» (1948; переиздан в 1952, 1961; переведен на семь языков). Большое внимание уделял учёный и разработке конструктивных форм, позволяющих применять передовую технологию сварки; возможностям перехода в тяжёлых конструкциях на низколегированные, а также термоупрочненные и высокопрочные стали.
Наиболее крупным научным достижением Н.С.Стрелецкого стал созданный под его руководством метод расчёта строительных конструкций по предельным состояниям, в котором общий коэффициент запаса расчленён на три коэффициента – однородности, перегрузки и условий работы. Были сформулированы также понятия предельных состояний и нормативных и расчётных нагрузок, проведены исследования упруго-пластических свойств как материала, так и конструкции, определён допуск частичного пластического деформирования материала, что позволило на 6–12% снизить его весовые показатели. Совершенствование методов расчёта (более строгая оценка работы конструкции, в том числе учёт оптимизации на стадии подбора сечений) дало возможность ЦНИИСКу имени Кучеренко совместно с другими организациями в 1982 году разработать СНиП П-23-81, обеспечивающий дополнительную экономию стали в строительных металлоконструкциях.
В годы Великой Отечественной войны многие мосты, спроектированные Н.С.Стрелецким, играли исключительную стратегическую роль и поэтому были взорваны. Но после войны все они были восстановлены.
Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1944).
В послевоенные годы Н.С.Стрелецкий продолжал работать в МИСИ и руководить кафедрой металлоконструкций. Помимо преподавательской деятельности он занимался разработкой основ типизации транспортных и промышленных сооружений, изучением процессов разрушения стальных конструкций, вопросами несущей способности сооружений в целом.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1966 года за выдающиеся заслуги в развитии инженерно-строительной науки и подготовке научных и инженерных кадров Стрелецкому Николаю Станиславовичу звание Героя Социалистического Труда с вручением ему ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Жил в Москве. Умер 15 февраля 1967 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Награждён 4 орденами Ленина (10.07.1946; 19.09.1953; 15.09.1961; 22.02.1966), 2 орденами Трудового Красного Знамени (09.01.1943; 10.06.1945), медалями.
В Москве на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.Сочинения:
Способы расчета безраскосных балок с параллельными поясами и узловой нагрузкой, СПб, 1913;
Законы изменения веса металлических мостов, М., 1926;
Новые идеи и возможности в металлических промышленных конструкциях, М.—Л., 1934;
Курс мостов. Металлические мосты, М., 1931;
Курс металлических конструкций, Л.—М., 1940—44;
Вопросы типизации мостовых сооружений, М., 1953;
Избранные труды, М., 1975.
Биографию подготовил: