Герой Социалистического Труда
Производство: Авиастроение
Базенков Николай Ильич

Базенков Николай Ильич

17.04.1901 - 13.04.1973

Герой Социалистического Труда

Даты указов

12.07.1957

Медаль № 7803

Орден Ленина № 330606

Базенков Николай Ильич – заместитель генерального конструктора Опытно-конструкторского бюро №156 Министерства авиационной промышленности СССР, город Москва.

Родился 17 апреля 1901 года в городе Алатырь Симбирской губернии (ныне республики Чувашия) в семье железнодорожного служащего. Русский. Окончил мужскую гимназию.

В 1919 году вступил в Красную Армию. Участник Гражданской войны.

После демобилизации учился в Нижегородском практическом политехникуме. В 1923 году за отличную учёбу был переведён в Московский строительный техникум, который окончил в 1927 году по специальности "техник торфяного производства". В том же году поступил на работу в КБ завода №22 на должность чертёжника, в 1929 году был назначен младшим инженером.

В 1930 году поступил и в 1932 году без отрыва от работы окончил Московский авиационный институт (МАИ).

Работая в КБ завода №22, принимал непосредственное участие в серийном выпуске самолётов ТБ-3 и СБ. В 1935 году был назначен заместителем начальника КБ завода №22. В этот же период выполнил работу по модификации трёх самолётов ТБ-3 для экспедиции О.Ю.Шмидта для полёта на Северный полюс (ТБ-3 "Авиаарктика"). По его указаниям серийные самолёты переоборудовались для этой цели. На них устанавливались дополнительные баки, обогревающие печи, специальное оборудование. За выполнение этой работы в 1937 году был награждён орденом «Знак Почёта».

В 1938 году арестован НКВД, работал в ОТБ НКВД (ЦКБ-29) по самолёту "100" и Пе-2. В июне 1940 года был первым из группы Туполева освобождён, но продолжал работать в ЦКБ-29 в качестве вольнонаёмного. В июле 1941 года КБ было эвакуировано в Омск, где развернулось строительство авиационного завода.

В 1942 году Н.И.Базенков работал в Омске в ОКБ-156 и был назначен заместителем А.Н.Туполева по проектированию и серийному выпуску самолётов Ту-2.

После окончания Великой Отечественной войны, вернувшись с ОКБ в Москву, Н.И.Базенков возглавлял работы по реактивному самолёту Ту-14.

В 1950 году в ОКБ А.Н.Туполева началось проектирование нового скоростного дальнего бомбардировщика – Ту-95. Руководителем работ по теме Ту-95 был назначен Н.И.Базенков. В сентябре 1952 года под его руководством на заводе № 156 было построено 2 экземпляра самолёта, и в ноябре лётчик-испытатель А.Д.Перелёт совершил первый полёт на опытном образце «95-1». Несмотря на катастрофу в мае 1953 года этого первого самолёта и гибель лётчика, испытания второго Ту-95 продолжались.

Второй прототип Н.И.Базенков вместо восьми моторов 2ТФВ-2Ф оснастил четырьмя более совершенными двигателями НК-12. Сам самолёт представлял собой цельнометаллический свободнонесущий среднеплан с четырьмя турбовинтовыми двигателями, расположенными в стреловидных крыльях. На каждом двигателе было установлено по два соосно расположенных металлических четырёхлопастных винта. Самолёт имел электрическую систему обогрева носков крыла, стабилизатора, киля и воздушных винтов. В средней части фюзеляжа расположен был грузовой отсек.

С самого начала серийного производства Ту-95 под руководством Н.И.Базенкова началась разработка усовершенствованных модификаций этого самолёта, оснащённых более совершенным оборудованием и управляемым вооружением, позволяющим поражать цели без захода в зону ПВО противника. Первым ракетоносцем в семействе Ту-95 стал Ту-95К, запущенный в серию в 1958 году. Главным вооружением новой модификации Ту-95 стала ракета Х-20 с ядерной боевой частью, способная поражать цели на расстоянии до 600 километров. Ракета наводилась на цель по лучу радара. Несмотря на большие габариты Х-20, произведенные в 1958-62 году машины, оставались на вооружении до конца 80-х годов, пройдя несколько модернизаций.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года за большие успехи в создании авиационной техники Базенкову Николаю Ильичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1960-х годах на основе Ту-95 Н.И. Базенковым были разработаны несколько самолётов специального назначения – океанский разведчик Ту-95РЦ, самолёт ДРЛО Ту-126 и дальний противолодочный самолёт Ту-142. На основе Ту-142 впоследствии началась разработка основного стратегического бомбардировщика ВВС России – Ту-95МС. Основным оружием Ту-95МС стали дальнобойные крылатые ракеты Х-55 с дальностью полёта 2500 километров. Ту-95МС-6 был оснащён револьверной пусковой установкой на 6 ракет, размещенной в фюзеляже. Вариант самолёта, получивший обозначение Ту-95МС-16, мог также нести 10 ракет на внешней подвеске, однако, согласно договору об СНВ, количество ракет на стратегических бомбардировщиках не могло превышать 6 на каждом самолёте.

Одной из модификаций Ту-95, разработанной Н.И.Базенковым, был дальнемагистральный пассажирский самолёт Ту-114, который поступил в Аэрофлот и долгие годы работал на международных и внутренних рейсах.

В 1971 году назначен первым заместителем генерального конструктора и ответственным руководителем ОКБ А.Н.Туполева (ММЗ «Опыт»).

Жил в Москве. Умер 13 апреля 1973 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1972).

Награждён 3 орденами Ленина (16.09.1945; 10.08.1947; 12.07.1957), 2 орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта» (1937), медалями. Дважды лауреат Сталинской (1949, 1952) и лауреат Ленинской (1957) премий.



Дополнительные биографические материалы предоставлены внуком авиаконструктора Ильёй Базенковым.


 

Биографию подготовил: Валерий Воробьев (1964-2013)

Источники

Звягинцев В.Е. Трибунал для академиков. М.: Терра, 2009