Герой Советского Союза
ВВС: Прочие
Шабельников Иван Сергеевич

Шабельников Иван Сергеевич

24.03.1917 - 01.10.1947

Герой Советского Союза

Даты указов

23.02.1945

Медаль № 4189

Орден Ленина № 25579

 Шабельников Иван Сергеевич — командир  звена 6-го отдельного гвардейского штурмового авиационного Московского ордена Суворова Краснознаменного полка (3-я воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт),  гвардии старший лейтенант.

Родился 24 марта 1917 года в городе Короча (по другим данным, в селе Пушкарное Корочанского района) ныне Белгородской области в крестьянской семье. Русский. Окончил Корочанскую среднюю школу. Призван в армию в 1937 году. В 1941 году окончил военную авиационную школу пилотов в городе Чкалов (ныне – Оренбург).

В действующей армии — с  мая 1943 года. Воевал на Калининском (с 20 октября 1943 года — 1-м Прибалтийском) и 3-м Белорусском фронтах в 6-м отдельном гвардейском штурмовом авиационном полку 3-й воздушной армии в должности летчика, командира звена, заместителя командира эскадрильи.

Участвовал в Духовщинско-Демидовской (14 сентября – 2 октября 1943 года) и Невельской (6 – 10 октября 1943 года) наступательных операциях – этапах Смоленской стратегической операции;  Витебской наступательной операции (3 февраля – 13 марта 1944 года); Витебско-Оршанской (23 – 28 июня 1944 года), Полоцкой (29 июня – 4 июля 1944 года), Шяуляйской  (5 – 31 июля 1944 года) наступательных операциях – составных частях Белорусской стратегической операции «Багратион»;  Рижской (14 сентября – 22 октября 1944 года) и Мемельской (5 – 22 октября 1944 года) наступательных операциях – составных частях Прибалтийской стратегической операции; Восточно-Прусской стратегической наступательной операции (с 13 января по 6 апреля 1945 года).

К 1 октября 1944 года совершил 122 боевых вылета на самолете Ил-2 на штурмовку и разведку вражеских войск, уничтожил значительное количество боевой техники и живой силы противника. В воздушном бою сбил вражеский бомбардировщик.

К 1 декабря 1944 года на счету И.С. Шабельникова уже было 158  успешных боевых вылетов, и он продолжал сражаться с врагом.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство старшему лейтенанту Шабельникову Ивану Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В первый день Кёнигсбергской операции (составной части Восточно-Прусской стратегической операции) – 6 апреля 1945 года, когда 3-я воздушная армия содействовала войскам 3-го Белорусского фронта в разгроме кёнигсбергской группировки противника и штурме Кёнигсберга, заместитель командира эскадрильи гвардии старший лейтенант И.С.Шабельников во главе группы из 5 штурмовиков противника отправился в боевой вылет на штурмовку артиллерийских позиций в район Меденау (северо-западнее Кёнигсберга, ныне Логвино). Над целью группа была встречена  плотным зенитным огнем и большой группой вражеских истребителей. Самолет ведущего был подбит и совершил вынужденную посадку на территории противника. И.С. Шабельников и его воздушный стрелок гвардии старшина В.В. Мальков отстреливались до последнего патрона, но были ранены и взяты в плен. После допросов и пыток они были помещены в тюрьму в городе Пиллау, затем переправлены в лагерь на территории Дании, где и были освобождены войсками союзников. 10 мая 1945 года они возвратились в свою часть.

И.С. Шабельников продолжал свою службу в ВВС до 1 октября 1947 года, когда он погиб во время авиационной катастрофы.  Похоронен на воинском кладбище в городе Елгава (Латвия).
Именем Героя названа улица в городе Короча.

Награжден орденом Ленина (23.02.1945), 2 орденами Красного Знамени (1.10.1943; 30.01.1944), орденами Александра Невского (27.12.1944), Отечественной войны 1-й  степени (3.06.1944), медалями.


 Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза

В боях за социалистическую Родину с мая 1943 года тов. Шабельников произвел 122 успешных боевых вылета, из коих  на штурмовку войск противника – 97 боевых самолетовылетов, на разведку – 21 боевой самолетовылет и на свободный поиск – «охоту» –  4 самолетовылета. 96 боевых вылетов Шабельников произвел в качестве ведущего групп штурмовиков, прекрасно справляясь с поставленными задачами.
За успешно выполненные 88 боевых самолетовылетов, произведенных им по 15.06.1944 года, трижды награжден. С 15.06.1944 года по 28.09.1944 года Шабельников произвел еще 34 успешно выполненных самолетовылета.
Командуя звеном, он добился хороших показателей в работе последнего. За время его командования звеном произведено  326 успешных боевых самолетовылетов с потерями со своей стороны двух экипажей в воздушных боях с противником.  
Целеустремленность подчиненного ему состава всегда сказывается при выполнении боевых заданий, где каждый со всей своей способностью и отдачей сил эффективно использует мощь огня  «Ильюшина-2» по заданной цели. Это подтверждается производимым фотографированием целей и докладами экипажей.
Боевыми эпизодами в работе Шабельникова могут явиться такие напряженные дни, как участие в проведении Витебской и Полоцкой операций. 
Ведя  5 самолетов «Ильюшин-2» на штурмовку железнодорожных эшелонов на станции Опухлики 16.06.1944 года, Шабельников внезапным выходом на цель и метким бомбометанием поджег в составе группы 5 железнодорожных вагонов, взорвал склад горюче-смазочных материалов, разбил 6 автомашин и расстрелял до 40 гитлеровцев. Результаты штурмовки сфотографированы.
Или же, когда он во время свободного поиска 14 мая сего года в составе пары самолетов обнаружил замаскированный эшелон в 50 крытых вагонов, атаковал его, поджег 3 вагона и сфотографировал. В результате эшелон был остановлен. На уничтожение этого эшелона Шабельников вылетел с группой вторично и закончил уничтожение вражеского эшелона. Пожар в эшелоне наблюдался в течение целого дня на расстоянии  30 километров.
Одним из подвигов его боевой деятельности является штурмовка аэродрома противника Полоцк 30.06.1944 года, когда, невзирая на дневное время, когда всегда возможна встреча с крупными воздушными силами противника, а аэродром прикрыт всеми средствами наземного огня, отражая атаки  воздушных пиратов на пути к цели, пробился к аэродрому, отштурмовал находящиеся на земле самолеты и без потерь привел группу на свою базу. В результате замечательного удара группой на земле уничтожено 8 самолетов противника, взорван склад с горючим и расстреляно до 25 гитлеровцев. В воздушном бою сбито 2 самолета противника.
В процессе боевой работы он лично нанес громаднейший урон живой силе и технике противника, 7 августа 1944 года сбил один Ю-87 в районе Биржай.
15 сентября 1944 года, выполняя задание по штурмовке живой силы противника в районе Иецава в составе 5 самолетов, группа подверглась внезапной атаке 8 ФВ-190. Несмотря на численное превосходство противника, он продолжал выполнять задание и командовать группой. Был сам подожжен в воздухе, а его воздушный стрелок убит. Шабельников не теряя управления, вышел на горящем, почти неуправляемом самолете под преследованием одного вражеского истребителя на свою территорию и упал в расположении своих войск. Противник продолжал расстреливать горящий самолет на земле, но Шабельников не отдал своей жизни и сейчас продолжает дорого платить врагу за нанесенный ему урон.

За отличное выполнение  боевых заданий командования, проявленное мужество и героизм, нанесенный большой урон противнику в технике и живой силе Шабельников достоин представления к высшей правительственной награде – званию «Герой Советского Союза».

Командир 6-го отдельного гвардейского штурмового авиационного Московского ордена Суворова Краснознаменного полка гвардии подполковник Заклепа
30 сентября 1944 года

Из книги С.С.Александрова  «Крылатые танки»

...Несмотря на огромные потери, гитлеровцы яростно сопротивлялись. С упорством фанатиков оборонялись фашисты в Меденау, северо-западнее Кенигсберга. Для подавления в этом районе артиллерийско-минометных позиций командир полка И. А. Мусиенко выделил пять экипажей штурмовиков. Все летчики этой группы — Иван Шабельников, Николай Баленко, Дмитрий Тарасов и Аркадий Воронов — были Героями Советского Союза, а Иван Корчагин, совершивший 126 боевых вылетов, — представлен к этому высокому званию. 
Ведущим шел Иван Шабельников — равный среди равных в героической пятерке. Подойдя к цели, «илы» стали в круг. Такой боевой порядок позволял прикрывать товарища и попеременно атаковать заданный объект. 
Самолеты сделали первый заход, сбросив бомбы на артиллерийские минометные батареи. Противник ответил ураганным огнем. При выходе из пикирования один из снарядов повредил плоскость машины Ивана Корчагина. Однако летчик не покинул строя. 
— Делаем второй заход! — приказал командир. И штурмовики вновь один за другим устремились на цель. На этот раз гитлеровским зенитчикам удалось повредить самолеты Баленко и Тарасова. Они стали трудно управляемыми. 
— Идите на свой аэродром, — услышали командиры экипажей голос ведущего. 
На поле боя осталось три Ил-2. Едва они успели сделать еще один заход на цель, как в воздухе появились «Фокке-Вульфы-190». 
По команде Ивана Шабельникова штурмовики сомкнулись плотным кольцом. 
Шесть ФВ-190 ударили по самолету ведущего. «Ильюшин» задымил и сразу же пошел на снижение. Иван Корчагин следил за командиром, считал каждую минуту, ожидая, что он вот-вот пересечет линию фронта. Но машина Шабельникова была уже неуправляема. Кое-как приземлившись, командир экипажа и воздушный стрелок-радист Мальков вылезли из кабин и, отстреливаясь от гитлеровцев, бросились в сторону наших наземных войск. Отсекая преследователей, Иван Корчагин и его стрелок били по ним из пушек и пулеметов. 
— Командир, справа «фоккеры»!—предупредил ведомый Аркадий Воронов. 
Отвернув влево, Корчагин дал возможность стрелку В. Шматову вести прицельный огонь по самолетам противника. Меткая очередь, и один ФВ-190 пошел камнем вниз. 
Пять гитлеровцев то вместе кидались на Воронова или Корчагина, то, разделившись на группы, атаковали сразу оба самолета. Отбиваясь, штурмовики тянули к линии фронта: на своей стороне и земля помогает. Но силы были неравными. Израненные «илы» едва держались в воздухе. В нескольких сотнях метров от передней линии вражеские истребители сосредоточили огонь по штурмовику Корчагина. Снаряды попали в мотор. Машину трясло как в лихорадке. Катастрофическое положение заставило летчика произвести вынужденную посадку неподалеку от позиции наших «катюш». 
И. Шабельников и В. Мальков отбивались от гитлеровцев до последнего патрона. В перестрелке оба они были тяжело ранены и схвачены врагом. После допросов и пыток их бросили в тюрьму города Пиллау. Затем при отступлении фашисты переправили летчика и стрелка в Данию. Советские патриоты пережили все ужасы гитлеровской неволи, но ничто не смогло сломить их — ни пытки, ни голод. Оба они не теряли надежды выбраться на волю. 
В середине апреля войска союзников освободили пленных из лагеря, где находился И. Шабельников. Вместе с двумя другими нашими офицерами он достал машину, и они поехали к своим. Вернулся на родину и Виктор Мальков. В последних боях с врагом Иван Шабельников пал смертью героя.*
-------------------------------------------- 
Здесь автор ошибается. И.С.Шабельников, по данным сайта «Мемориал», вернулся в часть 10 мая 1945 года, т.е. после окончания войны.

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Александров С.С. Крылатые танки. — М.: Воениздат, 1971

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Документы на сайте «Подвиг народа»

Документы на сайте «Мемориал»