Карпов Леонид Анатольевич
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 14395
Орден Ленина № 386556
Леонид Карпов воспитывался в большой семье, которая проживала в одном из красивейших уголков Томска - 8-е Заисточье. Деревянный большой дом стоял в окружении огромных тополей, во дворе возвышалась красивая голубятня. С детства и до конца своей жизни он увлекался разведением очень ценных и редких пород голубей. Леонид Карпов не пошёл по стопам своего отца, врача, в 1923 году после успешного окончания средней школы подав документы в Томский железнодорожный эксплуатационный техникум НКПС, который считался самым престижным и перспективным среди средних специальных учебных заведений Томска.
Но в начале 1920-х годов, после революции, гражданской войны, страна переживала серьёзные экономические трудности. Все тяготы жизни не обошли стороной и железнодорожный эксплуатационный техникум. Преподавательский паёк составлял 512 грамм хлеба в день, а ученический намного меньше и получали его всего только 10% учащихся. Первая студенческая стипендия, которую выделила Томская железная дорога, появилась только в 1924-1925 учебном году, когда в стране крепнувший рубль стал вытеснять паёк.
Леонид Карпов не жаловался на трудности. Был чемпионом техникума по шахматам, играл на первой доске в командных соревнованиях высших учебных заведений Томска, а в первые годы на производстве давал рабочим предприятии сеансы шахматной игры на 12 досках. Уделял много внимания общей физической подготовке. После окончания 3-го курса учебную практику проходил на станции Нижнеудинск, а в сентябре 1926 года получил диплом техника 1-го разряда эксплуатационной специальности.
Свою трудовую деятельность он начал с дежурного по станции Бочаты, через год — по станции Белово, а с 1929 года — диспетчером Топкинского отделения. Осенью работу на 2 года пришлось прервать. Находился на военной службе в 9-м железнодорожном полку Забайкальского военного округа. После армии снова вернулся в Топки. До 1939 года его трудовая деятельность была связана с Томской железной дорогой. Его за хорошую организацию работы выдвинули сразу же на должность начальника службы движения Южно-Уральской железной дороги. Вскоре началась война. Л.А.Карпова назначили заместителем начальника дороги.
Огромная ответственность за судьбу страны легла на плечи железнодорожников. С востока на запад и с запада на восток, не переставая, шли эшелоны, люди работали почти бессменно, отдыхали лишь 3-5 часов в сутки. В конце 1942 года, находясь уже на должности заместителя начальника прифронтовой Московско-Донбасской дороги, Карпову часто приходилось бывать под бомбёжками, организовывая в 1943 году переброску войск и вооружений после Сталинградской битвы на Курскую дугу. Довелось принимать участие в восстановлении подмосковного угольного бассейна, обеспечивая углем Москву и всю прилегающую территорию к Московско-Донбасской железной дороге.
Послевоенные годы Леонид Карпов возглавлял Московско-Донбасскую железную дорогу, в 1952 году был начальником Главного грузового управления и введён в состав членов коллегии МПС, а через год решением Совета Министров СССР назначен заместителем министра путей сообщения.
В 1959 году для улучшения организации обслуживания железнодорожного транспорта все железные дороги, прилегающие к Москве, были объединены в одну Московскую железную дорогу. В нее вошло 15 отделений. Коллектив дороги насчитывал тогда 350 тысяч человек. Организовать и возглавить дорогу было поручено Л.А.Карпову. В должности начальника Московской железной дороги он находился 20 лет.
Л.А.Карпов стал «архитектором столичной магистрали», сумел, благодаря таланту руководителя и хозяйственника, объединить несколько самостоятельных дорог в одну большую магистраль, ставшую лучшей в Советском Союзе.
Биографию подготовил: