Шанцев Александр Александрович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 20381
Орден Ленина № 400835
Шанцев Александр Александрович – заместитель командира по технической части – начальник технической части отдельного путевого железнодорожного батальона, Дальневосточный военный округ, капитан.
Родился 11 марта 1953 года в городе Южа Ивановской области в крестьянской семье. Русский. Вырос в деревне Давыдовка Пестяковского района, в селе Демидово закончил школу-семилетку. Затем с родителями переехал в Центральный Володарского района современной Нижегородской области, здесь в 1971 году окончил среднюю школу. Выбор профессии определило соседство полигона железнодорожных войск, который располагался в этом поселке.
В 1975 году окончил Ленинградское высшее ордена Ленина Краснознаменное командное училище железнодорожных войск и военных сообщений им. М.В. Фрунзе. Написал рапорт и по собственному желанию был направлен на строительство Байкало-Амурской магистрали. Службу начал командиром взвода, затем был заместителем командира роты по технической части. Молодой офицер с первых дней проявил себя волевым инициативным и грамотным командиром. Хорошие знание техники, личный пример, помогли завоевать авторитет в батальоне механизации. С каждым километром насыпи новой магистрали росли опыт и командирское мастерство Шанцева. Член КПСС с 1976 года.
Через два года, в 1977 году, молодой офицер был назначен командиром роты отдельного железнодорожного батальона механизации. Рота Шанцева добилась почетного звания отличной и подтверждала его несколько лет подряд. За досрочное выполнение заданий 10-й пятилетки по строительству восточного участка БАМ командир роты награжден орденом Красной Звезды.
Шесть с половиной лет командовал ротой, которой поручалось выполнение особо ответственных и сложных участков по сооружению земляного полотна и разработке скальных выемок. Как отмечалось в наградном листе на присвоения звания Героя Социалистического Труда «выполнение плана строительно-монтажных работ ротой ежегодно составляло 15-120%. Всего за это период ротой выполнено 1,2 млн. кубометров земляных работ, подготовлено с высоким качеством 40 км земляного полотна под укладку главного пути». Рота всегда выполняла поставленные задачи в нужные сроки. Рост производительности труда за 4 года 11-й пятилетки составил 21,6%.
В 1983 году, как один из передовых офицеров, был назначен на должность заместителя командира по технической части – начальника технической части отдельного железнодорожного батальона механизации, а в 1984 году – на ту же должность в отдельном путевом железнодорожном батальоне.
Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 25 октября 1984 года за выдающиеся успехи при сооружении Байкало-Амурской магистрали, обеспечение досрочной укладки пути на всем её протяжении и проявленный при этом героизм капитану Шанцеву Александру Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В том же 1984 году, ему было присвоено звание майора. В 1985 году майор Шанцев убыл на учебу. В 1988 год успешно окончил Военную академию транспорта и тыла в Ленинграде. Продолжал службу в частях железнодорожных войск в городе Брянск. С 1991 года – в 9-х Высших центральных офицерских курсов железнодорожных войск (город Петергоф): заместитель командира батальона по технической части, затем командиром батальона. С 1995 года - заместитель начальника, начальник учебного отдела тех же курсов. С мая 2000 года полковник Шанцев в запасе.
Живёт в городе Санкт-Петербург.
Награждён орденами Ленина (25.10.1984), Красной Звезды (05.02.1981), медалями.
Биографию подготовил:
Амурцы-Герои. Т. 2 - Благовещенск: ИПК "Приамурье", 2010.
Золотые звезды железнодорожных войск. Ленинград, 1985