Прибылов Николай Анисимович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 8589
Прибылов Николай Анисимович — командир звена 672-го штурмового авиационного полка 306-й штурмовой авиационной дивизии 17-й воздушной армии 3-го Украинского фронта, старший лейтенант.
Родился 30 октября 1921 года в городе Тула в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1948 года. Образование среднее. В 1940 году занимался в Тульском аэроклубе.
В сентябре 1940 года призван Пролетарским райвоенкоматом города Тулы в ряды Красной Армии. Весной 1943 года окончил Тамбовскую авиационную школу пилотов, которую с началом войны эвакуировали в Узбекистан, и был направлен в запасной авиационный полк около Куйбышева (с 1991 года – Самара). В боях Великой Отечественной войны с октября 1943 года. Воевал на 3-м Украинском фронте.
На Будапештском направлении произвёл 35 боевых вылетов.
22 декабря 1944 года Н.А. Прибылов возглавлял группу в составе четырёх самолётов Ил-2 на штурмовку танков и автомашин по дороге Шеред – Мор. При заходе на цель с южной окраины Шеред был открыт сильный огонь малокалиберной зенитной артиллерии и зенитной артиллерии, искусно маневрируя, он вёл группу на цель и обрушился всей огневой мощью на танки и автомашины противника, на дороге запылали 2 танка и 3 автомашины. При отходе от цели его группа была атакована четырьмя Мессершмиттами-109, все атаки были безуспешными, благодаря умелому ведению воздушного боя группы Н.А. Прибылова самолёты возвратились на свой аэродром без потерь.
24 декабря 1944 года Н.А. Прибылов вёл группу в составе четырёх самолётов Ил-2 на бомбардировку железнодорожных эшелонов на станции Бодаик. При подходе к цели группа была встречена сильным огнём зенитной артиллерии. Несмотря на это, Н.А. Прибылов вывел группу точно на цель, метко сброшенными бомбами группа уничтожила до 10 крытых вагонов с боеприпасами. При отходе от цели группу атаковали четыре Фокке-Вульф-190, в воздушном бою Н.А. Прибылов огнём своих пушек сбил один Фокке-Вульф-190, сам получил ранение лица и левой руки, его воздушный стрелок был убит, преодолевая боль и обливаясь кровью, собрал группу, привёл её на свой аэродром, отлично посадил свой самолёт. После непродолжительного лечения в лазарете, он снова пошёл в бой.
2 января 1945 года восемь Ил-2 под командой лейтенанта Н.А. Прибылова производили штурмовые и бомбардировочные действия по окружённой группировке войск противника в городе Будапеште. При подходе к цели группа была встречена ураганным огнём малокалиберной зенитной артиллерии и зенитной артиллерии противника. Несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии, группа, возглавляемая Н.А. Прибыловым, прорвалась к цели и метко сброшенными бомбами был вызван один сильный взрыв и создано до 10 очагов пожара в районе цели. Вся группа вернулась на аэродром без потерь.
В этот же день лейтенант Н.А. Прибылов, снова возглавляя восемь Ил-2, наносил удар по танкам и автомашинам в районе Коч. Его группа в этом вылете уничтожила один танк и взорвала один склад с боеприпасами.
3 января 1945 года девятнадцать Ил-2, ведущие лейтенант Н.А. Прибылов и старший лейтенант И.А. Солдатов, бомбардировочно-штурмовыми ударами по скоплению автомашин с боеприпасами в населённом пункте Гервольд и Морот, сорвали подвоз боеприпасов немецкой танковой дивизии. При этом вылете было уничтожено до 10 автомашин. В этом же вылете группа вела воздушный бой с истребителями противника, в результате которого в групповом воздушном бою был сбит один Фокке-Вульф-190 и с группы Н.А. Прибылова был подбит один самолёт Ил-2.
11 января 1945 года девятнадцать Ил-2, ведущие старший лейтенант И.А. Солдатов и его заместитель лейтенант Н.А. Прибылов, под прикрытием восьми Ла-5 производили бомбардировочно-штурмовые действия по танкам, автомашинам и артпозициям противника в районе высоты 207 Мадьярогмаш. В условиях сильного противодействия зенитной артиллерии и истребительной авиации противника группа, благодаря умелому руководству ведущего и его заместителя, нанесла огромный урон противнику, было уничтожено до 10 автомашин, 2 танка и подавлен огонь 2-х батарей полковой артиллерии. Кроме этого в воздушном бою был сбит один Мессершмитт-109. Вся группа без потерь возвратилась на свой аэродром.
К февралю 1945 года командир звена 672-го штурмового авиационного полка старший лейтенант Н.А. Прибылов на самолёте Ил-2 совершил 145 боевых вылетов. Обладая высокой техникой пилотирования, богатым боевым опытом и отличной штурманской подготовкой, выполнял все задания с большим эффектом, нанеся противнику большой урон в живой силе и технике.
Как отличному лётчику, ему поручались самые ответственные задания. Грамотно владея самолётовождением по приборам, 52 боевых вылета произвёл в сложных метеоусловиях. 47 раз водил группы штурмовиков на сильно укреплённые цели, отлично организуя подавление зенитного огня, применяя противозенитный манёвр, группы возвращались без потерь. 21 раз вёл воздушные бои с истребителями противника и всегда выходил победителем. На его счету один сбитый Фокке-Вульф-190, в групповых воздушных боях сбито четыре истребителя и один бомбардировщик.
2 апреля 1945 года группа из восьми Ил-2, ведущий группы Н.А. Прибылов, нанесла бомбардировочно-штурмовой удар по скоплению автомашин и живой силы противника в районе Фишемеф Дорф. Несмотря на противостояние зенитной артиллерии Н.А. Прибылов вывел группу на цель и прицельным огнём лично уничтожил 3 автомашины с боеприпасами и 1 батарею с прислугой.
13 апреля 1945 года группа под командованием Н.А. Прибылова в составе двенадцати самолётов Ил-2 произвела бомбардировочно-штурмовой удар по автомашинам и артпозициям в районе Вены. Цель прикрывалась сильным огнём зенитной артиллерии и истребительной авиации противника. Несмотря на это Н.А. Прибылов умело вывел группу на цель и метким попаданием бомб и пулемётно-пушечным огнём уничтожил лично 4 автомашины, 3 повозки с пехотой противника.
25 апреля 1945 года группа в составе восьми Ил-2, ведущий старший лейтенант Н.А. Прибылов, нанесла бомбардировочно-штурмовой удар по технике и живой силе противника в районе Брно. Несмотря на сложные метеоусловия, группа вышла точно на цель и сбросила бомбы, в результате чего наблюдался взрыв огромной силы, столб дыма достиг высоты 1700 метров.
Всего за годы войны совершил 210 боевых вылетов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство старшему лейтенанту Прибылову Николаю Анисимовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
После окончания Великой Отечественной войны отправился служить на Дальний Восток. С 1948 года подполковник Н.А. Прибылов — в запасе. Работал в гражданской авиации, был пилотом. Начинал в Казахстане, потом перевёлся в Воронеж. Возил пассажиров и грузы по всей стране. Среди последних были и детали ракет, которые отправлялись на космодром Байконур. В 1982-1992 годах работал диспетчером полётов в воронежском аэропорту. С 1992 года – на пенсии.
Жил в Воронеже. Умер 17 декабря 2012 года. Похоронен на Коминтерновском кладбище в Воронеже.
Награжден орденом Ленина (29.06.1945), тремя орденами Красного Знамени (30.05.1944, 20.09.1944, 29.01.1945), орденом Александра Невского (09.06.1945), Отечественной войны 1-й степени (1985), орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды (29.12.1943), орденом "Знак Почёта", орденом Славы 3-й степени (20.02.1944), медалями.
Биографию подготовил:
Бессменные часовые. Москва, 1983
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
Документы на сайте «Подвиг народа»