Юрьев Михаил Афанасьевич
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 16936
Орден Ленина № 403806
Юрьев Михаил Афанасьевич – директор завода «Красное Сормово» имени А.А. Жданова Министерства судостроительной промышленности СССР, город Горький.
Родился 6 сентября 1911 года в деревне Новогригорьевк, ныне Мелитопольского района Запорожской области в семье крестьянина - батрака.
С 1921 года пас стадо при сельском обществе в селе Белая Курской губернии, в 1923 – 1930 годах был курьером Краснояружского исполкома, учеником литейного цеха Краснояружского завода и одновременно учился в Щебекинской школе ФЗУ Курской губернии.
В 1930 – 1931 годах – студент рабочего факультета в Нижнем Тагиле, затем учился в Уральском институте стали и в 1939 году окончил Уральский индустриальный институт по специальности инженер-металлург.
В 1937 – 1939 годах работал инженером производственного отдела треста «Востокосталь» в городе Свердловске.
С 1939 года на партийной работе: инструктор Свердловского обкома ВКП(б), заведующий отделом промышленности и отделом чёрной металлургии обкома партии, парторг ЦК ВКП(б) на Уралмашзаводе, в 1941 – 1942 годах – заведующий отделом танкостроения Свердловского горкома, секретарь обкома ВКП(б) по чёрной металлургии.
В 1943 – 1946 годах был заведующим сектором управления кадров ЦК ВКП(б) в Москве.
С 1946 по 1951 год работал в Кемерово: заместителем секретаря обкома ВКП(б) по металлургии и химии, заведующим отделом тяжелой промышленности обкома партии.
В 1951 – 1960 годах – директор Горьковского металлургического завода.
В 1960 году был назначен директором завода «Красное Сормово» в городе Горьком.
В течение четырнадцати лет М.А.Юрьев возглавлял крупнейший в стране кораблестроительный завод. Под его руководством сормовичи строили железнодорожные паромы, крылатые суда, кран-катамаран «Кер-Оглы», теплоходы смешанного «река-море» плавания, подводные лодки - дизельные и атомные.
При М.А.Юрьеве на заводе было освоено строительство атомных субмарин: первая атомная подводная лодка проекта 670 «Скат» с крылатыми ракетами подводного старта (впервые в мире) была спущена на воду в 1966 году. Всего за годы, когда во главе предприятия стоял М.А.Юрьев, Военно-Морскому Флоту страны было сдано 50 дизельных и атомных подводных лодок. При М.А.Юрьеве были осуществлены крупные меры по реализации правительственного постановления «О новой реконструкции предприятия»: вступил в силу новый эллинг – цех СКМ, что позволило строить подводные лодки крупных размеров полностью на стапеле, цех покрытий – СК-7, корпусообрабатывающий цех, стендовый корпус.
М.А.Юрьев создал в структуре завода домостроительное производство, которое работало на нужды работников завода и Сормова. На месте деревянных бараков Комсомольского поселка был построен проспект Кораблестроителей с 9-этажными жилыми домами. Строился и благоустраивался Юбилейный бульвар, ставший одним из красивейших мест в Сормовском районе города Горького (Нижний Новгород), а также открывались школы, больницы, предприятия культуры и торговли. 18 января 1970 года на «Красном Сормове» произошла серьёзная авария - в тот воскресный день в цехе СКМ, в котором на тот момент находилось не так много людей, как в будни, а работали только те, кто обеспечивал скорейшую сдачу Военно-морскому флоту атомной подводной лодки К-320 «Скат», которая первой в мире была вооружена крылатыми ракетами подводного старта.
При проведении гидравлических испытаний корпуса произошел несанкционированный запуск реактора. Обычно прикрывающий его кожух фиксируют штатные металлические заглушки, на этот раз были применены пластмассовые, которые не выдержали напора. Из реактора вырвался наружу в цех радиоактивный пар, причем с такой силой, что кожух был поднят им на высоту в 50 метров. От острой лучевой болезни погибла бригада монтажников реакторного отсека. Было много раненых, получивших несовместимые с жизнью радиационные дозы, которые спешно были отправлены на лечение под Москву в больницу в Тушине.
А цех нужно было возвращать к жизни и достраивать лодки, которые в нём находились, в том числе и аварийную. Под непосредственным руководством директора М.А.Юрьева, входившего в зону высокой радиация последствия аварии были устранены, сормовичи не только привели цех в рабочее состояние, но и передали военным морякам достроенные атомные подводные лодки.
По ходатайству командующего Северным флотом адмирала С.М. Лобова завод «Красное Сормово» был представлен к награждению орденом Октябрьской Революции.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 года за выдающиеся заслуги в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию судостроительной промышленности Юрьев Михаил Афанасьевич удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Член ВКП(б)/КПСС с 1930 года, делегат XXIV съезда КПСС (1971).
Лауреат Государственной премии СССР (1972), кандидат технических наук. С 1975 до выхода на пенсию в 1982 году М.А.Юрьев работал заместителем директора по научной работе одного из научно-исследовательских институтов.
Скончался 25 сентября 1994 года и похоронен в Нижнем Новгороде на Бугровском кладбище.
Награждён 2 орденами Ленина (25.7.1966; 26.4.1971), орденом Отечественной войны 2-й степени (13.9.1945), 4 орденами Трудового Красного Знамени (10.04.1943; 31.3.1945; 19.7.1958; 28.4.1963), медалями.
Использованы интернет-публикации о Герое, в том числе на сайте Нижегородский некрополь.
Биографию подготовил:
Герои Труда – нижегородцы. – Нижний Новгород, 2001.