Герой Советского Союза
ВВС: Прочие
Дерябин Алексей Никитович

Дерябин Алексей Никитович

17.11.1915 - 08.11.1990

Герой Советского Союза

Даты указов

19.04.1945

Медаль № 6124

Орден Ленина № 39473

Дерябин Алексей Никитович – командир звена 15-го гвардейского штурмового авиационного Невского Краснознаменного полка (277-я штурмовая авиационная Красносельская Краснознаменная ордена Суворова дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт), гвардии лейтенант.


Родился 17 ноября 1915 года в селе Атемар ныне Лямбирского района Республики Мордовия в крестьянской семье. Русский. Окончил школу ФЗУ и аэроклуб в городе Саранск. Работал в аэроклубе мотористом, а с 1 марта 1938 года – летчиком-инструктором.  Призван в армию в 1939 году. Служил в батальоне аэродромного обслуживания авиационной воинской части. В начале Великой Отечественной войны был направлен в военную авиационную школу пилотов в городе Чкалов (ныне – Оренбург), которую окончил в 1942 году, служил там же лётчиком-инструктором. После освоения в запасном авиационном полку штурмовика Ил-2 был отправлен на фронт.

В действующей армии – с июля 1943 года. Сражался в 15-м гвардейском полку 277-й штурмовой авиационной дивизии на Ленинградском и 3-м Белорусском фронтах.

На Ленинградском фронте участвовал в следующих операциях:

Мгинская (Синявинская) наступательная операция (22 июля – 22 августа 1943 года);
Красносельско-Ропшинская наступательная операция (14 – 30 января 1944 года) – часть Ленинградско-Новгородской стратегической операции (окончательное снятие блокады Ленинграда);
Выборгская наступательная операция (10 – 20 июня 1944 года) –часть Выборгско-Петрозаводской стратегической операции, в том числе освобождение города Выборг;
Нарвская наступательная операция (24 – 30 июля 1944 года), в том числе освобождение города Нарва (Эстония);
Таллинская наступательная операция (17 – 26 сентября 1944 года), часть Прибалтийской стратегической операции, в том числе освобождение столицы Эстонии города Таллин;
Моонзундская десантная операция (с 27 сентября по  1 ноября 1944 года) – часть Прибалтийской стратегической операции, в том числе освобождение эстонских островов Муху – 1  октября, Даго (Хийумаа) – 3 октября, Эзель (Сааремаа) – частично.

На 3-м Белорусском фронте участвовал в Восточно-Прусской стратегической наступательной операции (с 13 января по 6 апреля 1945 года), в том числе в Инстербургско-Кенигсбергской наступательной операции (13 – 27 января 1945 года).

К 12 ноября 1944 года произвел 111  успешных боевых вылетов на самолете  Ил-2, в которых лично уничтожил и повредил 39 автомашин, 8 танков,  11 железнодорожных вагонов,  2 склада с боеприпасами   1 самолет на аэродроме,  5 зданий,  1 тягач, 11 артиллерийских орудий, 3 минометных батареи, 5 дзотов, 13 повозок, 3 пулеметных точки,  2  батареи зенитной артиллерии,  2 батареи малокалиберной зенитной артиллерии, истребил до 500 солдат и офицеров противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года за мужество и героизм, проявленные при нанесении штурмовых ударов по врагу, Дерябину Алексею Никитовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

К концу войны совершил 183 боевых вылета.

Участник Парада Победы на Красной площади Москвы 24 июня 1945 года.

После войны продолжал службу в Военно-Воздушных силах. С 1960 года капитан А.Н.Дерябин – в запасе. Жил в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). До 1982 года работал на машиностроительном заводе.

Скончался 8 ноября 1990 года. Похоронен на Северном кладбище Санкт-Петербурга.

Именем А.Н.Дерябина названа улица в  селе Атемар.

Награжден орденом Ленина (19.04.1945), 3 орденами Красного Знамени (19.08.1944; 29.11.1944; 22.02.1945), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (10.10.1944; 11.03.1985), орденом Отечественной войны 2-й степени (19.04.1945), 2 орденами Красной Звезды (8.03.1944; …), медалями, в том числе «За оборону Ленинграда».


Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза

Гвардии лейтенант Дерябин Алексей Никитович – участник Великой отечественной войны советского народа против немецких захватчиков с 1.08.1943 года  в составе 15 гвардейского штурмового авиационного Невского Краснознаменного полка.
За период своей боевой работы с 1.08.1943 года по 12.11.1944 года произвел 111  успешных боевых вылетов на самолете «Ильюшин-2», эффективность которых подтверждена штабами 13 воздушной армии, 1 воздушной армии, 277-й штурмовой авиационной дивизии, фотоснимками и летчиками других экипажей в группе.
В результате смелых штурмовок лично уничтожил и повредил: автомашин – 39, танков – 8, железнодорожных вагонов – 11, складов с боеприпасами – 2,  самолетов на аэродроме противника Ималан-ярви – 1,  построек – 5, тягачей – 1, артиллерийских орудий – 11, минометных батарей – 3, дзотов – 5, повозок – 13, пулеметных точек – 3, батарей зенитной артиллерии – 2, батарей малокалиберной зенитной артиллерии – 6, истребил до 500 солдат и офицеров противника.

Кроме того, в группе с другими летчиками уничтожил и повредил: автомашин – 138, танков – 22,  артбатарей – 24, паровозов – 2, железнодорожных вагонов – 34, складов с боеприпасами – 8, дзотов – 7, построек – 22, тягачей – 2, самоходных орудий – 2, самолетов на аэродроме Ималан-ярви – 10 уничтожено и 5 повреждено, минбатарей – 11, батарей зенитной артиллерии – 6, малокалиберной зенитной артиллерии – 9, пулеметных точек – 7, истреблено до 1100 солдат и офицеров противника.

Неоднократно выполняя боевые задания в сложных метеоусловиях, при противодействии всех средств противовоздушной обороны противника, тов. Дерябин смело и уверенно шел на цель и, только добившись ее поражения, возвращался на свой аэродром.

Нижеприведенные примеры являются лишь отдельными эпизодами яркой боевой деятельности тов. Дерябина.

3.09.1943 года тов. Дерябин в составе группы совершал вылет на штурмовку войск и железнодорожных эшелонов на станции Гатчина. При подходе к цели зенитная и малокалиберная зенитная артиллерия противника вели сильный заградительный огонь. Умело маневрируя против огня зенитной артиллерии противника, точно вышел на цель. В результате успешной штурмовки бомбами, реактивными снарядами и пушечно-пулеметным огнем уничтожено 8 железнодорожных вагонов, разрушен участок железнодорожного полотна, взорван склад с боеприпасами и подавлен огонь батареи зенитной артиллерии.

15.01.1944 года тов. Дерябин произвел вылет на штурмовку войск и техники противника в районе Александровка. Боевое задание приходилось выполнять в сложных метеоусловиях, при сильном заградительном огне зенитной артиллерии противника. Несмотря на это, тов. Дерябин точно вышел на цель, с небольшой высоты бомбами и с бреющего полета – пушечно-пулеметным огнем атаковал стреляющие минометные батареи противника. В результате атаки лично уничтожил и повредил минометных батарей – 2, автомашин – 4, до взвода пехоты противника.

2.07.1944 года выполнял боевое задание в составе 17 самолетов Ил-2 по штурмовке самолетов противника на аэродроме Ималан-ярви. При подходе к аэродрому зенитная и малокалиберная зенитная артиллерия противника открыли сильный заградительный огонь. Над целью группа была атакована двумя Ме-109 и четырьмя ФВ-190. Несмотря ни на какие препятствия, с высоты 700 м до бреющего полета атаковал находившиеся на аэродроме самолеты противника. В результате смелой штурмовки было уничтожено 10 и повреждено 5 самолетов. взорвано 3 склада боеприпасов, подавлен огонь двух батарей малокалиберной зенитной артиллерии и одной батареи зенитной артиллерии.  При выходе из атаки группой был сбит 1 самолет противника ФВ-190.

3.08.1944 года во время выполнения боевого задания в группе из 6 Ил-2 при штурмовке живой силы и техники противника в районе Перьятсе, при сложных метеоусловиях, а также сильном огне зенитной и малокалиберной зенитной артиллерии противника тов. Дерябин произвел 3 захода на артбатареи противника. Уничтожил 3 орудия, взорвал склад с боеприпасами, подавил огонь артбатареи, уничтожил до 30 солдат и офицеров противника.

17.09.1944 года при нанесении штурмового удара 6 Илами по автотранспорту и танкам противника в районе Магдалена тов. Дерябин произвел 4 захода по скоплению автотранспорта и обозу противника. Уничтожил 5 автомашин и 15 повозок с упряжью и военными грузами.

Особенно отличился гвардии лейтенант Дерябин в дни наступления наших войск на Восточную Пруссию. Производя в день по 3 – 4 боевых вылета, он отлично штурмовал живую силу и огневые точки противника, обеспечивая успех наступления наших пехотинцев.

16.10.1944 года в первый день наступления вылетел в группе из 7 самолетов Ил-2 на штурмовку противника в район м. Шаки. Несмотря на сильный огонь зенитной и малокалиберной зенитной артиллерии противника, произвел по цели 3 захода. Уничтожено 8 автомашин, 1 танк, 1 бронемашина, подавлен огонь 2 артиллерийских и 2 минометных батарей, 1 батареи малокалиберной зенитной артиллерии, подожжено 5 зданий, превращенных противником в оборонительные сооружения, истреблено до 50 солдат и офицеров.

20.10.1944 года выполнял боевое задание в группе из 7 самолетов Ил-2 по штурмовке танков противника на северо-восточной окраине Шталлуппенен.Несмотря на сильный огонь зенитной и малокалиберной зенитной артиллерии, тов. Дерябин произвел 3 захода по скоплению танков. В результате штурмовки уничтожено: танков – 2, автомашин – 4, подавлен огонь батареи малокалиберной зенитной артиллерии. Самолет тов. Дерябина был сильно подбит зенитной артиллерией противника – почти полностью отбиты рули высоты, пробито левое колесо шасси, до 100 осколочных пробоин в фюзеляже. Тов. Дерябин, благодаря отличной технике пилотирования, мужеству и хладнокровию, привел самолет на свой аэродром и отлично произвел посадку, чем спас жизнь экипажа и материальную часть.

За образцовое выполнение 111 боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть, мужество и героизм, гвардии лейтенант Дерябин  Алексей Никитович достоин высшей правительственной награды – звания «Герой Советского Союза».

Командир 15 гвардейского штурмового авиационного Невского Краснознаменного полка гвардии подполковник Фефелов

5 ноября 1944 года


Из очерка Г. Шарпило «Крепче металла» (За чистое небо. – Л.: Лениздат, 1978)

Из запасного авиационного полка на новеньких «илах» одна группа молодых летчиков-штурмовиков была направлена на Курскую дугу. Другая группа, и в ее составе Алексей Дерябин, направлялась на Ленинградский фронт.
Встречать их вышли все авиаторы во главе с командиром — гвардии подполковником Свитенко.
С восторгом смотрели новички на бывалых воинов. Многие летчики — Григорий Мыльников, Владимир Алексенко, Евгений Кунгурцев и другие, несмотря на молодость, успели побывать не в одном жарком воздушном бою. Грудь их украшали боевые награды. Ими гордились, им подражали, у них учились мастерству.
Особенно большим авторитетом пользовался командир части Николай Иванович Свитенко. До этого он воевал в истребительном авиаполку. Мужеством и отвагой заслужил там высокое звание Героя Советского Союза. После назначения в новый для него полк быстро освоил боевую технику и тактику штурмовика. И теперь, когда на штурмовку вылетали всем полком, он, как и подобало командиру, шел впереди, давал сигнал: «Делай, как я!»
Тяжелый и опасный труд воздушного бойца у молодых летчиков начался с первого дня пребывания в части.
В те дни Ленинградский фронт готовился к Синявинской операции. Штурмовая и бомбардировочная авиация вела работу по уничтожению вражеских аэродромов, складов боеприпасов, позиций артиллерии и в том числе дальнобойной, обстреливавшей Ленинград.
Ежедневно группами в четыре — шесть самолетов вылетали на штурмовку целей. Обычно такие группы возглавляли командиры эскадрилий Мыльников, Алексенко, Кунгурцев, Павлюченко и другие опытные летчики, побывавшие во многих жестоких схватках.
Алексея Дерябина определили на машину с номером «14» в эскадрилью, которой командовал гвардии капитан Павлюченко. Кавалер двух орденов боевого Красного Знамени, смелый, волевой офицер и в то же время мягкий, душевный человек, Федор Митрофанович располагал к себе каждого, кому довелось с ним служить. Кажется, не было такой свободной минуты, когда бы его не окружали сослуживцы.
Надо же случиться такому совпадению, что в эскадрилье Федора Павлюченко, человека рослого, широкоплечего, как говорится, косая сажень в плечах, почти все летчики, в том числе и Алексей, были невысокого роста. Полковые остряки прозвали их «павлючатами».
В конце июля «павлючата» вылетели на штурмовку фашистской дальнобойной артиллерия в районе поселка Володарский. Группу вел комэск Павлюченко. Заместитель командира эскадрильи гвардии лейтенант Петр Кизинков приказал Алексею Дерябину — это был первый вылет молодого летчика — идти за ним, действовать, как он.
Над целью «илы» были встречены сплошной стеной зенитного огня. Преодолевая чувство смертельной опасности, Алексей старался в точности повторять действия Кизинкова. Пристально всматривался туда, где должна находиться цель, и, ничего не разглядев, вслепую сбросил бомбы, расстрелял эрэсы, вел огонь из пушки.
Так продолжалось некоторое время еще в нескольких вылетах. И вдруг как-то неожиданно все встало на свое место. Алексей стал ясно различать цели, выбирать наиболее выгодную точку сбрасывания бомб, начало крутого пикирования.
Однажды, выслушав после очередного боевого вылета обстоятельный доклад Алексея о том, что он видел и как действовал, комэск сказал:
— Становитесь, Дерябин, настоящим воздушным бойцом. — И приказал: — Установите фотоаппарат. Будете производить съемку результатов штурмовки.
Теперь, вылетая на задание, Алексей не забывал включать дублер, приводивший в действие установленный в левой гондоле шасси фотоаппарат.
Когда после возвращения на аэродром рассматривали снимки, на них были отчетливо видны разбитые танки, горящие эшелоны, искореженные паровозы и вагоны. Снимки свидетельствовали о высоком боевом мастерстве штурмовиков эскадрильи гвардии капитана Павлюченко, помогали анализировать каждый вылет, учитывать ошибки, уточнять расположение целей и всей системы вражеской обороны.
15 сентября сорок третьего года полк в течение четырех часов штурмовал вражескую боевую технику и живую силу в районе Синявина.
В этот день Алексей Дерябин впервые не вернулся с задания. Во время штурмовки вражеской обороны у его «ила» зенитным огнем была отбита часть левой плоскости. Алексей пытался удержать самолет в горизонтальном положении, дотянуть до аэродрома. Но из этого ничего не получилось, и он вынужден был совершить посадку на ровной площадке у Ладожского озера. Там находились огневые позиции артиллеристов. Снижаясь, Алексей увидел вышедшего из землянки солдата, который и не подозревал, что мог неожиданно попасть под колеса приземлявшегося самолета.
— Чертушка, сейчас сшибу! — только и успел крикнуть Алексей. Он крепко нажал на штурвал, резко отвернул в сторону. Машина накренилась, перекувырнулась и метров с десяти грохнулась «а землю.
Прибежавшие к месту аварии солдаты извлекли из-под обломков самолета летчика и стрелка-радиста. У гвардии старшего сержанта Николая Соколова оказался перелом ноги. Его отправили в медсанбат. Лейтенант Дерябин отделался сильным ушибом. «Контузия легкого», — сказал главный врач медсанбата.
Алексей связался с полком. Вечером за потерпевшим аварию экипажем пришла автомашина. А через неделю Дерябин снова вылетел на штурмовку. Только на этот раз с ним вместо Николая Соколова летел Константин Пелевин.
В январе сорок четвертого, когда Ленинградский и Волховский фронты вели бои по снятию блокады города на Неве, его сбили во второй раз.
Они возвращались после штурмовки. И где-то над Колтушами их атаковали «мессершмитты».
Советские летчики приняли бой. Самолет Дерябина стали преследовать двое фашистов. Пулеметными очередями они пробили масляную и водяную системы. Пришлось выйти из боя.
Он сумел посадить самолет на полотно железной дороги у станции Обухово. И летчик, и стрелок были целы и невредимы.
Ненависть к врагу, любовь к Родине, вера в замечательные качества отечественной техники вселяли уверенность, закаляли волю советских летчиков.
В марте сорок четвертого летчики вылетели на штурмовку эшелона на крупном железнодорожном узле.
Пробив облака, вышли точно на цель. Стремительно надвигалась земля, опутанная паутинками железнодорожных линий. На одной из них, словно гигантская змея, извивался эшелон, уходивший в западном направлении.
Небо вдруг зарябило от взрывов. Зенитный огонь был настолько плотным, что даже видавшему виды Алексею стало на какой-то миг жутковато.
Усилием воли он подавил страх, еще крепче сжал ручку управления.
— Держись! — крикнул он стрелку-радисту. — Пошли!
Он еще резче направил самолет вниз. Стена огня осталась где-то позади.
Дерябин поймал в прицел медленно ползущую по рельсам змею и нажал на гашетку. С крыльев сорвались реактивные снаряды, огненными иглами вонзились в эшелон.
При выходе из пикирования в самолет попал снаряд. Изрешетило фюзеляж, отбило часть хвоста. Но летчик еще раз зашел на штурмовку и обрушил оставшийся бомбовый запас и пушечный удар по другому эшелону, стоявшему невдалеке от станции. Только когда осколки разорвавшегося снаряда попали в двигатель и всю кабину и его самого залило маслом, летчик вышел из боя. Но дотянуть до аэродрома не смог. Пришлось Алексею Дерябину садиться на болото, которое, приняв на себя изрешеченный штурмовик, смягчило удар.
В октябре 1944 года гвардейскую дивизию, в которую входил 15-й штурмовой авиаполк, перебросили на 3-й Белорусский фронт, осуществлявший операцию по разгрому фашистских войск в Восточной Пруссии, этой цитадели германского империализма.
20 октября полк получил задание уничтожить скопление фашистских танков на окраине Шталлупеннена. Танки имели сильное противовоздушное прикрытие. И все же советские штурмовики сумели прорваться сквозь огонь и обрушить мощный удар по наземному врагу.
Алексей Дерябин уничтожил несколько танков. И снова — в какой уж раз! — у «ила» оказались выведенными из строя рули высоты, пробитым колесо шасси, продырявленным фюзеляж.
Возвращались, можно сказать, на честном слове, а тут еще надо было садиться на незнакомый аэродром — задача выполнялась с перебазированием.
— Как думаете, командир, дотянем? - тревожится Пелевин. Алексею и самому тревожно.
Сколько раз приходилось идти на вынужденную. Как сложится в этот раз — неизвестно. На больших оборотах машина держится. Убираешь газ, — опускает нос. Попробуй тут сядь. Хотя бы до переднего края дотянуть. А там, на своей земле, и помирать легче.
А почему, собственно, помирать? Почему помирать?! Всем смертям назло — дотянем!
— Дотянем, Костя! — крикнул Дерябин. — Дотянем, дружище! Ты только смотри внимательнее — не проскочить бы.
Вот и аэродром. Алексей обеими руками сжал ручку управления, стал осторожно снижаться. Находившиеся на летном поле сразу заметили, что с самолетом что-то неладно. Когда он остановился у края летного поля, все бросились к нему. Всеобщее изумление прорвалось громкими возгласами:
— Вот это — да!
— Как же ты садился?
— Ты, браток, у нас, видно, крепче металла! — говорили боевые друзья, осматривая изрешеченный штурмовик.
- Придется вам, товарищ Дерябин, дать другую машину, — сказал командир.
— Не надо, товарищ подполковник. Прошу оставить на «четырнадцатом». Я ведь со дня прибытия в полк летаю на нем. Седьмой раз возвращаемся в таком виде, и каждый раз возвращаемся в строй.
— Ну, что ж, давайте заштопаем еще раз.
Чем ближе было к завершению войны, тем яростнее сопротивлялся враг. Тем сокрушительнее становились удары советских войск, в том числе и авиации. Вылет следовал за вылетом. Удар за ударом.
Так они и били врага, не давая ему передышки, изо дня в день самоотверженно выполняя свой солдатский долг перед Родиной.
19 апреля 1945 года — памятная дата для воинов 15-го гвардейского Невского Краснознаменного орденов Суворова и Кутузова штурмового полка. Многим летчикам в этот день было присвоено звание Героя Советского Союза. В числе их были капитан В. А. Алексенко, старшие лейтенанты А. Н. Прохоров, С. И. Потапов, лейтенант А. Н. Дерябин, младший лейтенант В. Г. Аверьянов. Старший лейтенант Е. М. Кунгурцев в этот день был награжден второй Золотой Звездой Героя.
24 июня 1945 года летчики 15-го гвардейского штурмового авиационного полка — Герои Советского Союза в составе сводного полка 3-го Белорусского фронта торжественно прошли на параде Победы по Красной площади мимо мавзолея Ленина.
Вместе со всеми в строю фронтовиков шагал Алексей Дерябин.

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Документы на сайте «Подвиг народа»

За чистое небо. - Л.: Лениздат, 1978