Кисса Наталья Николаевна
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 10257
Орден Ленина № 297533
Кисса Наталья Николаевна – капитан теплохода "Пионер" Азово-Черноморского пароходства Министерства морского флота СССР, город Жданов Сталинской области Украинской ССР.
Родилась 26 (13 – по старому стилю) сентября 1908 года на борту теплохода «Возрождение», капитаном которого был ее отец (согласно официальным документам – в городе Кишинёв, Молдова). Русская. Детство и юность провела в городе Бердянск, ныне Запорожской области. С 12 лет управляла парусной шлюпкой, ходила с рыбаками на промысел в море.
С 1928 года работала юнгой и матросом на парусном судне "Желанный". В 1931 году окончила судоводительское отделение техникума водного транспорта в городе Ростов-на-Дону. Работала 3-м и 2-м помощником капитана на пароходе "Пионер" (Азовское морское пароходство). В 1937 году, будучи штурманом, возглавила первый в стране женский шлюпочный переход по маршруту Таганрог – Мариуполь.
В годы Великой Отечественной войны была штурманом на теплоходе "Анатолий Серов" (на Азовском и Чёрном морях). Участвовала в эвакуации войск из Одессы, в Керченско-Феодосийской десантной операции, обороне Севастополя.
После войны была 2-м помощником капитана на пароходе "Николай Островский" и теплоходе "Земляк" (Азовское морское пароходство). С 1947 года – старший помощник, а в 1953-1959 – капитан теплохода "Райкомвод" (Азовское морское пароходство).
Плавала в Азовском и Чёрном морях, показав себя умелым судоводителем. Организованный ею текущий ремонт судна без вывода его из эксплуатации позволил экипажу экономить ежегодно десятки тысяч рублей. В 1959-1964 – капитан теплохода "Пионер" (Азовское морское пароходство).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1960 года в ознаменование 50-летия Международного женского дня, за выдающиеся достижения в труде и особо плодотворную общественную деятельность Киссе Наталье Николаевне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ей ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".
Жила в городе Жданов (ныне – город Мариуполь Донецкой Народной Республики). Умерла 3 сентября 1990 года. Похоронена на Кировском кладбище в Мариуполе.
Почётный работник Морского флота.
Награждена орденами Ленина (7.03.1960), Трудового Красного Знамени (05.11.1954), медалями, в том числе "За трудовую доблесть" (29.03.1952).
В честь неё был назван сухогруз "Капитан Кисса".
Капитан Наталья Николаевна Кисса.
В 1908 году в одно и то же время случилось два знаменательных события. В Петербурге вышла брошюра "Право женщин на море", написанная сыном азовского рыбака, а в Керченском проливе, на борту грузопассажирского парохода родилась Наташа Кисса, будущий прославленный капитан Азовья.
В 19 лет оставшись без отца, кормилицей многодетной семьи, Наташа Кисса работала на судоремонтном заводе. Она выполняла работу по очистке от ракушек подводной части ремонтируемых судов. Девушку манила настоящая морская жизнь, она мечтала о дальних рейсах. Вскоре Наташа становится юнгой на паруснике "Желанный", затем матросом на буксире "Рекорд". Бойкая, смышленая и трудолюбивая здесь же, в экипаже она получила путевку на учебу в ростовскую мореходку. Первую практику Наташа проходит на парусной баркентине "Вега", (парусник "Вега" снимался в фильме "Дети капитана Гранта", в вахте у старпома Н.А. Лунина, будущего командира подводных лодок, грозы фашистского флота на северных морях.)
В Великую Отечественную войну Наталья Николаевна ходила штурманом на рудовозе "Анатолий Серов". Пароходы, привлекавшиеся во время войны для воинских перевозок, ходили одними курсами с боевыми кораблями не только в буквальном, навигационном смысле. Они держали тот же курс героизма и славы, которым отмечена боевая деятельность всего нашего флота. Огненные рейсы в Одессу и Севастополь вывозят раненых, эвакуируют население. Серовцы сражаются с гитлеровскими подлодками, отбивают налёты бомбардировщиков и торпедоносцев. 5-раз фашистские стервятники насквозь пробивали бомбами корпус теплохода, дважды "Анатолий Серов" был на краю гибели. На глазах погибает рудовоз "Полина Осипенко" потоплен фашистками самолетами "Новороссийск" и несколько других судов. Но сорвать морские перевозки врагу не удалось.
25 декабря 1941 года 2-й штурман "Анатолия Серова" Наташа Кисса участвует в Керченско – Феодосийской десантной операции. В сложных погодных условиях с первым отрядом десантников вышел в море и " Анатолий Серов". Нужно было обеспечить внезапность высадки, четкость действий, но нулевая видимость штормового моря затруднила маневры флота. Выходя из Новороссийска со штабом одного из десантных соединений и несколькими сотнями бойцов на борту, "Анатолий Серов" наскочил на подводное препятствие и повредил руль. Выходить в таком положении в штормовое море нельзя, но ведь это скажется на выполнении боевой задачи! На глазах серовцев один за другим уходят на операцию "Шахтер", "Ташкент", "Жан Жорес", "Зарянин", а они остаются в бухте, исправлять аварийную поломку.
В мирных заводских условиях для устранения этого повреждения требовались четыре-пять дней. Серовцы сделали невозможное. В ледяной штормовой купели, использовав портовый длавкран и стальные тросы, экипаж за два часа отремонтировал руль и поспешил в огненный рейс.
На рассвете, в чуть прояснившейся облачности. Над судном начали барражировать вражеские бомбардировщики. Волна за волной пикируют фашисты на борющееся со штормом судно. От сброшенных бомб вокруг "Анатолия Серова" стояла сплошная стена воды. Палуба беспрерывно поливалась пулеметными очередями. Капитан рудовоза Орлов все время маневрирует, выводя судно из – под прямого бомбового удара. Судовые зенитчики, ведя дружный огонь, не дают фашистам осуществить прицельное бомбометание. Уже видны пылающие берега Феодосии. Там вступили в бой передовые отряды десанта.
Свыше сотни тяжёлых бомб сбросили "юнкерсы" на теплоход, однако утро 31 декабря застало серовцев у причала порта. Вражеские самолеты продолжали поливать огнём, бомбить суда в порту. От прямых попаданий погрузился в воду транспорт "Ташкент", тонет "Красногвардеец", полыхает "Димитров", яростно отбивается от врага экипаж рядом стоящего "Курска". Тучи осколков, угля, битого кирпича и земли обрушиваются на палубу судов.
Штурман Наталья Кисса вместе с товарищами ни на минуту не прекращала грузовые операции, вместе с ними уносила с палубы убитых и тяжелораненых моряков. Одетая в покрытый ледяным панцирем ватник, она четко руководила выгрузкой людей, боеприпасов, снаряжения.
Двадцатиградусная стужа, соленые брызги волн. Прихватывали к металлу руки комендоров, многие моряки отморозили щеки, уши, пальцы. Многие были изранены, но не покидали боевых постов. 17- часов бомбили порт фашисты. Серовцы выстояли. Выгрузили на причал все, до последнего патронного ящика, приняв на борт партию раненых, судно благополучно вернулось в Новороссийск.
Вот как описывает спецкор "Красной звезды" Константин Симонов один из эпизодов обратного рейса "Анатолия Серова". Писатель возвращался из Феодосии с группой журналистов. "…Бомбежка продолжалась. По своему обыкновению, решил переспать неприятные минуты. Проснулся от удара. Меня швырнуло с дивана и с маху ударило об стенку (переборку), а потом об стол. Я поднялся, дверь каюты была раскрыта настежь – все уже выбежали. Оказалось, что большая бомба упала недалеко от парохода, вызвала детонацию, взорвались снаряды, и пароход здорово тряхнуло. Как потом выяснилось, этот взрыв образовал трещину в корпусе и наш рудовоз еле-еле дополз до Новороссийска…И когда позже я прочел Указ о награждении моряков торгового флота, вспомнил ребят с "Серова" и порадовался за них".
Наталья Николаевна рассказывала о самом памятном для неё боевом эпизоде. Февральский рейс в 1942 году.
- Шли мы тогда из Новороссийска в составе каравана с боевым охранением, рассказывала Н.Н. Кисса. – Головным шёл танкер "Куйбышев", а за ним несколько других судов. В Керченском проливе, в районе Камыш – Буруна на нас навалилось около сорока бомбардировщиков, торпедоносцев и истребителей. Фашисты метили в танкер. Наш "Серов", имея лучшую скорость и вооружение, чем другие транспорты, ринулся на выручку "Куйбышеву". Мы вызвали огонь на себя, привязав "юнкерсы". Многое нам довелось испытать в войну, но такого еще не приходилось. Море буквально кипело от бомб. В воздухе стояла сплошная завеса от зенитных залпов. Одному из немецких самолётов все же удалось прорваться к танкеру. Фашистская торпеда вспорола грузовой танк с нефтью. Судно погибало, а колонну возглавил "Анатолий Серов". Наш рудовоз привел транспорты в Камыш-Бурун…
Много испытаний выпало на долю экипажа весной 1942 года. Гитлеровцы рвались к Севастополю. Защитникам города-героя требовалось беспрерывно снабжать боеприпасами, оружием, продовольствием. Один за одним делают "серовцы" сложнейшие рейсы. Каждый из них – очередная героическая страница в боевой летописи торгового флота.
В один из рейсов, находясь под разгрузкой в Корабельной бухте Севастополя, судно было повреждено прямым попаданием крупной бомбы с пикирующего бомбардировщика. Смертоносная бомба, пробив палубу, взорвалась в обшивке правого борта. Чудом судно не взлетело на воздух – бомба прошла в считанных сантиметрах от груза, нескольких сотен тонн боеприпасов в трюме.
В огромную дыру хлынула вода, и рудовоз начал быстро крениться, грозя опрокинуться. Моряки не растерялись, завели под шквальным огнем на берег дополнительные швартовы.
Началась героическая битва экипажа неподвижного судна с воздушными пиратами и борьба за живучесть рудовоза. Две недели, одновременно выгружая груз и исправляя повреждения, дрались серовцы. За восемь суток было отражено 42 налета авиации врага. Подведя громадный пластырь и поставив с помощью водолазов цементный ящик на пробоину, приняв на борт партию раненых, "Анатолий Серов" отошел от причала…
Отмечая подвиги серовцев "Правда" 9 июня 1942 года писала:
"Разве не вызывает всеобщего восхищения работа экипажа теплохода " Анатолий Серов", с первых дней совершающего рейсы в районы боевых операций? Ни бешеные налеты вражеской авиации, ни артиллерийский обстрел не страшат экипаж корабля"
Закончилась война. Штурман Кисса вернулась к мирным транспортным перевозкам, работала на судах Азовского морского пароходства. Вскоре стала капитаном. Награждена: знаком "Почётный работник Морского флота", орденами "Трудового Красного знамени" и "Знак Почёта". В 1960 году отмечена высокой наградой родины – званием Героя Социалистического Труда.
В 55-лет она по-прежнему плавала капитаном на теплоходе "Пионер". Уйдя на пенсию проживала в Мариуполе (Жданове). В своём дворике, она установила флагшток и каждое утро поднимала корабельный – красный флаг торгового флота.
Биографию подготовил: