Герой Социалистического Труда
Производство: Машиностроители
Лутай Николай Владимирович

Лутай Николай Владимирович

16.12.1911 - 09.02.1994

Герой Социалистического Труда

Даты указов

05.04.1971

Медаль № 17800

Орден Ленина № 415007

Лутай Николай Владимирович - директор Таганрогского комбайнового завода Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, Ростовская область.

Родился 3 (16) декабря 1911 года в городе Таганрог ныне Ростовской области в семье рабочего-железнодорожника. В родном городе окончил 7 классов школы №15, дальше учиться возможности не было. В семье было шестеро детей, нужно было получать профессию и помогать родителям.

Три года проучился в фабрично-заводском училище, получил специальность помощника машиниста. Трудовую деятельность начал на станции Иловайская помощником машиниста маневренного паровоза «Кукушка». Но вскоре поучил тяжелую производственную травму и вернулся в Таганрог

В 1929 году поступил на работу в Таганрогский инструментальный завод токарем-станочником. С этим предприятием была связана вся дальнейшая трудовая биография Н.В. Лутая. В 1920-е годы на заводе делали слесарный инструмент, запчасти для сельхозмашин, а в конце 1930-х годов – мотоциклы ТИЗ-АМ-600.

У Николая Лутая быстро проявились организаторские и рационализаторские способности. Он закончил Всероссийские курсы по рационализации и изобретательству, поступило на вечернее отделение машиностроительного техникума. В 1931 году был назначен мастером.

В 1932 году был призван в Красную Армию, службу проходил на Дальнем Востоке. После демобилизации вернулся на родной завод. Стал работать планировщиком планово-диспетчерского бюро цеха, но вскоре вернулся на производство. Работал мастером, старшим мастером, заместителем начальника мотоциклетного цеха. В 1938 году по заводской путевке поступил на дневное отделение Ленинградской промышленной академии, в 1940 году – на заочное отделение Ленинградского индустриального института. Учебу и мирный труд прервала война.

Осенью 1941 года участвовал в эвакуации завода на восток, в город Новосибирск. 4 октября ушел последний эшелон, а 11 ноября завод на новом месте выдал первую продукцию – снаряды для фронта. Станки и оборудование монтировали в открытом поле, и только потом ставили стены цехов. Лутай в этих экстремальных условиях руководил работой механического цеха. В октябре 1942 году за успешное выполнение заказов для фронта был награжден боевым орденом Красной Звезды.

В 1943 году, после освобождения города, вернулся в Таганрог уже в должности начальника производства. В феврале 1944 года восстановленный завод выдал первую продукцию для фронта. В 1945 году награжден орденом Трудового Красного Знамени. В том же году назначен на должность главного инженера завода. Завод поменял профиль, на заводе был налажен серийный выпуск мирной продукции - оборудования для сельского хозяйства. В короткое время под руководством Лутая было проведено техническое перевооружение завода, освоены новые технологии, построены новые цеха. С конвейера завода стали сходить в месяц до 1000 культиваторов «КУТС-2,8» и столько же жаток-лобогреек.

В 1947 году новая реконструкция, Таганрогскому заводу было поручено освоить выпуск первого отечественного самоходного комбайна С-4. Уже в июне 1947 года с конвейера сошла первая машина, следом был запущен в серию модернизированный комбайн С-4М. Все перевооружение производства, строительство новых цехов, освоение новых технологий проходило под руководством главного инженера завода Лутая. В 1948 году завод получил официальное название Таганрогский комбайновый завод.

Прерванную войной учебу главный инженер завода смог окончить только через 5 лет после войны. В 1949 году представил в Таганрогский институт механизации и электрификации сельского хозяйства документы об учебе в ленинградских вузах, и через год получил диплом инженера.

В марте 1956 года с заводского конвейера сошел новый комбайн СК-3, который нВ Всемирной выставке в Брюсселе был удостоен высшей награды – Гран-при.

В декабре 1961 года был назначен директором Таганрогского комбайнового завода. Завод продолжал выпуск комбайна СК-3 и его модернизацию. Новый комбайн, производительность которого, по сравнению с предшественником выросла на 25%, был запущен в серию в 1962 году. В 1965 году в серийное производство было запущено самоходное шасси «Таганрожец».

Следующим был совершенно новый комбайн – СК-6 «Колос». Одновременно с освоением выпуска нового комбайна завод не прекращал выпуск жаток и мостов ведущих мостов для комбайнов, сходивших с конвейеров других заводов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 апреля 1971 года за особые заслуги в выполнении пятилетнего плана по развитию тракторного и сельскохозяйственного машиностроения и достижения высоких производственных показателей Лутаю Николаю Владимировичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

После ухода на пенсию работал в Ростовском государственном институте по проектированию комбайновых заводов страны («Гипрокомбайнпром») главным специалистом отдела специализации и перспективного планирования отрасли.

Избирался депутатом Верховного Совета СССР (1966-1970), делегатом ХIII съезда профсоюзов СССР, делегатом XXIII съезда КПСС.

Жил в городе Таганрог. Скончался 9 февраля 1994 года. Похоронен на Новом кладбище в городе Таганрог Ростовской области.

Награждён 2 орденами Ленина (11.01.1966; 05.04.1971), орденами Трудового Красного Знамени (15.02.1943), Красной Звезды (24.11.1942), медалями. Лауреат Государственной премии (1950), Ленинской премии (1964).

Почётный гражданин города Таганрога (1981).

В Таганроге на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.

Сочинения: Жизнь моя, завод : записки директора / Н. В. Лутай. Ростов н/Д, 1974.


 

Биографию подготовил: Сергей Каргапольцев

Источники

Бардашенко А. Директор от станка //Таганрогская правда – 2008 – 11-13 янв.

Герои Труда Дона: биобиблиографический справочник. - Ростов-на-Дону, 2008.

Подводная археология   Т