Томский Николай Васильевич
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 13189
Орден Ленина № 392024
Томский Николай Васильевич – президент Академии художеств СССР, скульптор-монументалист, город Москва.
Родился 6 (19) декабря 1900 года в селе Рамушево Старорусского уезда Новгородской губернии, ныне Старорусского района Новгородской области, в семье кузнеца. настоящая фамилия – Гришин. С началом Гражданской войны был призван в Красную армию, воевал, был ранен. В Рамушево прожил почти 20 лет.
После Гражданской войны он возвращается в Старую Руссу, где начинает в это время проявляться в нём интерес к изобразительному искусству, он много рисует, поступает в драматический кружок Народного дома, организованного по инициативе и усилиями живописца и передвижника В.С. Сварога, который посоветовал Н.В. Томскому заняться лепкой.
В 1923 году отправляется в Петроград, где поступает на скульптурный факультет Художественно-промышленного техникума, который оканчивает в 1927 году. Впервые выставляется в 1925 году в Ленинградском музее революции на экспозиции, посвященной памяти В.И. Ленина.
В 1920–1930-е годы участвует в реставрации монументально-декоративной скульптуры Ленинграда, изучает традиции русской школы ваяния XIX века, которые оказывают влияние на его пластическую манеру, сочетание индивидуального и типического, характерного жеста и тщательно моделированных форм, отделки, создания образов, проникнутых патетикой и героическим пафосом.
В это время художник работал над памятником С.М. Кирову. В 1935 году объявлен всесоюзный конкурс проектов памятника на Кировской площади у здания одноимённого райсовета в Ленинграде – победила работа скульптора Н.В. Томского. Открыт памятник (бронза, гранит) 6 декабря 1938 года. На постаменте барельефы, посвящённые теме гражданской войны, труда. Эта работа была удостоена Сталинской (ныне Государственной) премии СССР – первая для Н.В. Томского государственная награда. В 1937 скульптор создал статую "А.Х. Бусыгин" (гипс).
В годы Великой Отечественной войны, находясь в блокадном Ленинграде, принимал активное участие в маскировочных работах, направленных не только на решение оборонных задач, но и на спасение культурного достояния осаждённого города. Он возглавлял бригаду скульпторов, работавших над рельефными агитплакатами. Совместно с группой скульпторов он создал скульптурное панно «За Родину!» (6х5 м), которое было установлено на Невском проспекте в районе Государственной Публичной библиотеки.
После войны скульптор работает в Москве. В конце 1940-х годов он вылепил и отлил в бронзе, высек в камне – ряд портретов и фигур в рост. В портретной галерее, созданной Н.В. Томским в это время – военачальники, герои Великой Отечественной войны: И.Д. Черняховский (мрамор, 1947); М.Г. Гареев (базальт, 1947), П.А. Покрышев (мрамор, 1948), А.С. Смирнов (мрамор, 1948) – все в Государственной Третьяковской галерее; И.Н. Кожедуб (этюд, бронза, 1948; Русский музей, Ленинград; бюст также установлен в сельском сквере деревни Ображиевка Шосткинского района Сумской области Украины; архитектор Л.Г. Голубовский; бронза, мрамор. 1949), памятник И.Р. Апанасенко (Белгород; бронза, 1944-1949).
Н.В. Томский руководил бригадами скульпторов, которые создавали монументальные фигуры для московских высоток, работали над оформлением московского метрополитена. С 1948 года Н.В. Томский преподавал в Московском художественном институте (ректор с 1964 по 1970 год).
С середины 1950-х годов в портретном творчестве скульптора углубляется индивидуальная характеристика модели, манера лепки становится более пластичной; – образность приобретает содержательный и выразительный психологический строй. Произведения ваятеля в жанре ню, отличает лиризм и хорошее знание натуры. Он, не впадает в крайности обобщения, но и не боится наполнения.
Даже портреты, созданные им в рамках идеологического заказа, и те – отвечают не только требованиям высокого профессионализма, но и демонстрируют неформальное отношение мастера к выбору средств и соответствию их особенностям внутренней жизни моделей. Показателен в этом отношении, например, портрет французского рабочего, коммуниста Жозефа Гельтона (бронза, 1967, Государственная Третьяковская галерея).
Такими же качествами наделены многие портреты политиков, учёных и деятелей культуры, созданные им на основе этюдов – или во время самих зарубежных поездок, когда скульптор продолжал оставаться творчески активным; портреты – Юзефа Лясковского, мексиканского живописца-монументалиста Диего Ривера (1956-1957), польского революционера В. Шопского (1957), болгарского художника В. Димитрова-Майстора (1957), президента ГДР Вильгельма Пика (1956), генерала Э.П. Пети (1957). Женские портреты скульптора также содержательны, они раскрывают характер моделей, – созвучие гармоничного облика и обаяния, внутренней красоты (Женский портрет. 1964).
Одновременно с преподаванием в Московском художественном институте, Н.В. Томский с 1960 по 1968 год руководил творческой мастерской Академии Художеств в Ленинграде.
Принимал активное участие в общественной жизни, именно благодаря его помощи был сохранён один из крупных архитектурных памятников конца XIX века – Храм Всемилостивого Спаса, который советские власти пытались снести в 1979 году. Ещё в 1929 году собор был закрыт, после чего вывезено всё внутреннее убранство, а фрески закрашены, снесли главы и ярус звона колокольни. Фактически здание церкви 1976 году было передано в ведение Московского Государственного Технологического университета «Станкина», руководство которого решило разобрать «за ненадобностью» этот памятник архитектуры и истории, а на его месте построить учебные корпуса.
Действия Н.В. Томского позволили отстоять церковь. Благодаря ходатайству скульптора удалось начать деятельность по возрождению храма «Всех скорбящих радости» и Скорбященского монастыря, которому он принадлежал. Так, уже в 1982 году сохранённое его силами здание, было отреставрировано финской фирмой, по проекту института «Росреставрация».
Много работал над созданием целой галереи портретов исторических личностей и современников художника. Среди его работ: скульптурное оформление Моста Победы в Москве (1943, совместно с архитектором Д.Н. Чечулиным); памятники С.М. Кирову в Ленинграде (1938), в Воронеже (1939), в Новой Ладоге (1947), в Кировске Ленинградской области (1952); памятники В.И. Ленину в Орле (1949), в Иркутске (1952), в Мурманске (1957), в Вологде (1958), в Саранске (1960), в Железноводске (1966), в Климовске (1967), в Таганроге (1970), в Старой Руссе (1984); памятник М.В. Ломоносову перед главным зданием МГУ на Воробьёвых горах (1954); памятник-бюст дважды Героя Советского Союза М.Г. Гареева в Уфе (1967); памятник адмиралу П.С. Нахимову в Севастополе (1959); памятник-бюст М.И. Кутузову перед "Кутузовской избой" (1958); памятник Лёне Голикову в Новгороде (1964); памятник-бюст Лизе Чайкиной в посёлке Пено Тверской области (1944); памятник М.И. Кутузову в Москве (1973); скульптурно-архитектурная композиция на могиле Неизвестного солдата у Кремлёвской стены (1975); памятник-бюст А.Н. Косыгину на Аллее дважды Героев в Московском Парке Победы в Ленинграде (1977). Автор бюстов И.В. Сталину и С.М. Будённому на их могилах на Красной площади.
За выдающиеся заслуги в развитии советского изобразительного искусства и в связи с семидесятилетием со дня рождения Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 декабря 1970 года народному художнику СССР Томскому Николаю Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ему ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Действительный член (академик) Академии художеств СССР (1949, президент – 1968-1983), профессор. Действительный член Академии искусств ГДР. Народный художник СССР (1960).
Жил в Москве. Умер 22 ноября 1984 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Награждён 3 орденами Ленина (27.10.1967; 18.12.1970; 19.12.1980), орденом Октябрьской Революции (23.03.1976), орденом Трудового Красного Знамени (29.12.1960), медалями; орденом Карла Маркса (ГДР).
Лауреат Ленинской премии (1972, за гранитный памятник В.И. Ленину в Берлине). Лауреат пяти Сталинских премий: второй степени (1941, за памятник С.М. Кирову в Ленинграде), первой степени (1948, за скульптурный портрет И.Д. Черняховского), второй степени (1949, за скульптурные портреты А.И. Покрышкина, П.А. Покрышева и А.С. Смирнова), первой степени (1950, за памятник И.Р. Апанасенко в Белгороде, скульптурный портрет С.М. Кирова и коллективную работу над барельефами «В.И. Ленин и И.В. Сталин – основатели и руководители Советского государства»), второй степени (1952, за мраморный бюст Н.В. Гоголя). Лауреат Государственной премии СССР (1979, за создание монумента В.И. Ленину в Ташкенте). Лауреат Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина (1975, за памятник М.И. Кутузову в Москве).
Почётный гражданин города Старая Русса (23.08.1967).
В Москве установлен памятник Н.В. Томскому, а на доме, в котором он жил, – мемориальная доска.
Биографию подготовил: