Фёдорова Татьяна Викторовна
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 16738
Орден Ленина № 422651
Фёдорова Татьяна Викторовна – заместитель начальника Московского метростроя Министерства транспортного строительства СССР.
Родилась 1 апреля 1915 года в городе Москва. Русская.
В 1933 году после окончания школы фабрично-заводского ученичества по призыву комсомола стала первостроителем московского метро, перейдя в Метрострой с завода "Каучук". Работала проходчицей, бригадиром бетонщиков, бригадиром стахановской комсомольско-молодёжной бригады чеканщиков. В 1941 году окончила Московский институт инженеров транспорта (МИИТ).
С 1948 по 1961 год работала начальником шахты и начальником СМУ Метростроя. Под её руководством строились станции "Hовослободская", "Киевская-кольцевая", "Ботанический сад" (сейчас "Проспект Мира"), "Первомайская". С 1961 по 1986 работала заместителем начальника Метростроя.
Много сил и энергии Т.В. Фёдорова отдала развитию пионерского лагеря "Юный метростроевец", детских дошкольных учреждений, строительству жилья для метростроевцев. Она воспитала не одно поколение квалифицированных специалистов, которые успешно работают в метро- и тоннелестроении.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1975 года за большие заслуги в сооружении Московского метрополитена имени В. И. Ленина и активную общественную деятельность Фёдоровой Татьяне Викторовне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Член ВКП(б)/КПСС (1939–1991). Депутат Верховного Совета СССР 1-го и 2-го созывов (1937-1950). Делегат 18-го съезда КПСС. Избиралась делегатом ряда съездов комсомола. Член Президиума Совета ветеранов войны и труда РСФСР и председатель Совета ветеранов московского метростроя.
Жила в Москве. Умерла 5 декабря 2001 года. Урна с прахом захоронена в колумбарии Новодевичьего кладбища в Москве.
Заслуженный строитель РСФСР.
Награждена 2 орденами Ленина (05.02.1939; 06.05.1975), орденом Отечественной войны 1-й степени (06.09.1947), 2 орденами Трудового Красного Знамени (02.11.1944; 18.03.1963), орденом Красной Звезды (29.06.1945), 2 орденами «Знак Почёта» (16.06.1967; 07.05.1971), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (08.05.1942).
15 мая 2006 года в вестибюле станции метро "Красносельская" была открыта мемориальная доска в честь Т. В. Фёдоровой.
Автор книги "Наверху Москва".
Интервью Т.В. Фёдоровой "Метрострой – моя судьба!" из книги "100 интервью с советскими женщинами". М., 1975":
В тридцатые годы Москва буквально задыхалась от пешеходов. Выполняя наказ партии, комсомол бросил клич: "Даешь метро!"
В числе первых комсомольцев и я пришла строить эту полную романтики и трудностей "подземку".
За границей в то время над нами посмеивались: "Они провозятся там у себя под землей, как кроты, год, другой, но в конце концов сдадутся и призовут на помощь настоящих строителей из иностранных фирм..."
А приезжавший в 1934 году в СССР Герберт Уэллс посоветовал тогда: "Лучше купите в Англии одну тысячу автобусов".
Но метростроевцы не сдавались, наоборот с каждым днем обретали уверенность и силу. Мы пробившись сквозь скальные грунты, вели тоннели через зыбкие пески, подземные реки.
Нас заливало водой, заваливало в забоях, а мы — всем смертям назло - пели веселые песни и как наяву уже видели будущие дворцы-станции с лестницами-чудесницами и голубые молнии-поезда...
Мы твердо верили, знали — как ни трудно, а метро построим. Порукой тому энтузиазм метростроевцев, умноженный на опыт лучших горняцких бригад страны, страстное стремление с честью выполнить задание партии, Ленинского комсомола.
Это было незабываемое время. В те дни совершил свой трудовой подвиг донецкий шахтер Алексей Стаханов. Ему ответили Иван Гудов, Петр Кривонос, Мария Демченко... Стахановское движение разгоралось и ширилось с каждым днем. У нас на Метрострое рекордных показателей добились проходчики бригад Николая Краевского, Федора Ракитина, Дмитрия Пимакина. В числе первых получила звание стахановской и наша комсомольско-молодежная бригада.
— Молодежь Метростроя, как известно, ставила рекорды не только под землей?
- Да. В тридцатые годы все мы грезили небом. Каждая шахта посылала своих ребят и девчат учиться летному мастерству. Наша 55-я шахта на премиальные деньги купила самолет У-2. Были у нас и планеры, и самолеты. Наш аэродром в деревне Вяземы скоро вырос в настоящий авиагородок. Здесь я и поднялась впервые в воздух. Многие наши метростроевцы стали летчиками, инструкторами парашютного спорта.
Со Всесоюзного слета парашютистов в Туле я привезла приз — большущий самовар.
Метрострою были нужны квалифицированные кадры. И вместе с другими стахановцами я поступила учиться на новый факультет тоннельщиков-метростроевцев в Московский институт инженеров транспорта. В 41-м получила диплом инженера. В войну строила объекты оборонного значения. А потом - опять под землю. Начальником смены и четырнадцать лет начальником шахты...
"Новослободская", "Киевская-кольцевая", "Проспект Мира", "Первомайская", "Кутузовская" — мои родные станции.
И я горжусь теперь, что мое Московское метро, самое красивое в мире, ежедневно перевозит более пяти миллионов человек.
Опыт метростроевцев помог создать замечательные подземные дороги в Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Баку, Харькове, Ташкенте.
И уже не в первый раз к нам обращаются за советом зарубежные друзья.
Метрострой всегда был ударной комсомольской стройкой, и сейчас он является замечательной школой воспитания гражданского мужества.
Сколько прекрасных девчат и ребят трудятся сегодня в нашем многотысячном коллективе! В них я узнаю своих боевых сверстников тридцатых годов, таких же одержимых, готовых на подвиг во имя Родины.
Биографию подготовил: