Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-бомбардировщики
Мясников Евгений Александрович

Мясников Евгений Александрович

25.05.1920 - 01.02.1991

Герой Советского Союза

Даты указов

18.08.1945

Медаль № 6896

Орден Ленина № 41987

Мясников Евгений Александрович – командир авиаэскадрильи 449-го бомбардировочного авиационного полка (244-я бомбардировочная авиационная дивизия, 17-я воздушная армия, 3-й Украинский фронт), старший лейтенант.

Родился 25 мая 1920 года в селе Вязовка Саратовского уезда Саратовской губернии (ныне Татищевского района Саратовской области). Русский. В 1937 году окончил 9 классов школы. В 1937-1939 годах обучался в Балашовской лётной школе ГВФ.

В армии с октября 1939 года. В мае 1941 года окончил Балашовскую военную авиационную школу лётчиков. Служил лётчиком в запасных авиационных полках.

Участник Великой Отечественной войны: в феврале 1943 – мае 1945 – лётчик, старший лётчик, командир звена, заместитель командира и командир авиаэскадрильи 449-го бомбардировочного авиационного полка (Юго-Западный, 1-й и 3-й Украинские фронты). Участвовал в Белгородско-Харьковской, Донбасской, Днепропетровской, Никопольско-Криворожской, Одесской, Львовско-Сандомирской, Будапештской и Венской операциях. За время войны совершил 307 боевых вылетов на бомбардировщике А-20 «Бостон».

За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года капитану Мясникову Евгению Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После войны до 1949 года служил в ВВС командиром авиаэскадрилий (в Южной группе войск в Румынии и Закавказском военном округе). В 1954 году окончил Военно-воздушную академию (Монино). В 1954-1957 – старший лётчик-инспектор в Управлении боевой подготовки ВВС. В 1957-1958 – заместитель командира бомбардировочной авиадивизии, в 1958-1960 – командир бомбардировочного и разведывательного авиаполков (на Дальнем Востоке). С апреля 1960 года полковник Е.А.Мясников – в запасе.

В 1961-1974 годах работал начальником отделения, начальником и заместителем начальника отдела организации и технологии управления воздушным движением в Государственном научно-исследовательском институте гражданской авиации, в 1974-1983 – ведущим инженером в Научно-экспериментальном центре автоматизации управления воздушным движением Министерства гражданской авиации.

Жил в Москве. Умер 1 февраля 1991 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Полковник (1957), военный лётчик 1-го класса (1959). Награждён орденом Ленина (18.08.1945), 2 орденами Красного Знамени (31.05.1943; 29.04.1944), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (20.09.1944; 11.03.1985), орденом Отечественной войны 2-й степени (21.09.1943), 2 орденами Красной Звезды (31.05.1943; 5.11.1954), медалями, болгарской медалью.


5 октября 1944 года. Аэродром Враждебна близ Софии. Над командным пунктом описывает дугу зеленая ракета - сигнал запуска моторов. Самолеты выруливают на взлетную полосу. Мясников нажимает на тормозной рычаг, фиксирует руль глубины в нейтральном положении и, прибавляя газ, сразу отпускает тормоза. Машина рвется вперед, набирая скорость. Моторы увеличивают обороты. Винты усиленно ввинчиваются в воздух, и крылатый корабль, тяжело отрываясь от земли, набирает высоту, делает круг над аэродромом, берет курс на запад. К нему пристраиваются восемь бомбардировщиков - вся эскадрилья. Вторую девятку ведет командир полка подполковник Тюшевский. Полку приказано нанести удар по железнодорожной станции Ниш, на которой скопилось пятнадцать эшелонов с войсками противника.

День на исходе. Солнце прячется за вершинами гор, высота которых достигает двух тысяч метров. В долине лежит занятый врагом город, в вечерней дымке он едва виден.

В небе появляются белые комочки зенитных разрывов. С каждой секундой огонь зениток усиливается, но Мясников смело ложится на боевой курс и сбрасывает серию бомб на эшелоны противника. То же делают остальные экипажи. На станции возникают пожары, рвутся вагоны с боеприпасами, во все стороны, разбегаются гитлеровские солдаты.

Неожиданно самолет Мясникова встряхивает с такой силой, что у летчика вырывается из рук штурвал. "Бостон" срывается в крутое пике. Мясников ловит руками штурвал, но машина продолжает стремительное падение - повреждены стабилизатор и руль поворота. Горы быстро мчатся навстречу раненой стальной птице...

После огромных усилий Мясникову, наконец, удается выровнять машину. Он делает очередной заход на цель и сбрасывает оставшиеся бомбы. В это время в самолет попадает второй вражеский снаряд, и левый мотор вспыхивает ярким пламенем. Оставляя за собой дымный след, бомбардировщик резко снижается в сторону горных скал...

Летчики, видевшие эту картину, считают своего командира погибшим. Однако Мясников продолжает борьбу за жизнь экипажа. Он выключает левый, горящий мотор, ставит винт во флюгерное положение, стремительным скольжением вниз сбивает пламя и буквально в 10 - 20 метрах от горной скалы переводит машину в горизонтальный полет. Рули вибрируют, самолет трясет, как в лихорадке, приборы повреждены, ранен штурман. Мясников напрягает всю свою волю, опыт и знания, на одном моторе дотягивает до аэродрома и в темноте, при помощи прожекторов, производит благополучную посадку.

Биографию подготовил: А.А.Симонов

Источники

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Личное дело

Московский некрополь Героев. Том 2. – Москва, 2013.

Румянцев Н.М. Люди легендарного подвига. – Саратов, 1968.