Герой Советского Союза
ВВС: Прочие
Савченко Павел Павлович

Савченко Павел Павлович

15.02.1911 - 16.10.1943

Герой Советского Союза

Даты указов

13.03.1944

Савченко Павел Павлович - командир эскадрильи 110-го авиационного полка (12-я авиационная дивизия, 7-й авиационный корпус, Авиация дальнего действия), гвардии майор.


Родился 15 февраля 1911 года в городе Ростов-на-Дону в семье рабочего*. С юных лет начал работать – вначале подмастерьем в артели, потом арматурщиком на строительстве завода "Ростсельмаш", учился в вечерней школе рабочей молодежи, окончил семилетнюю школу. По призыву Центрального Комитета ВЛКСМ был направлен на учебу в 1-ю Батайскую авиационную школу Гражданского воздушного флота, которую успешно окончил в 1933 году. Работал в Уральском,  затем в Украинском управлении ГВФ пилотом, командиром отряда.

С началом Великой Отечественной войны в июне 1941 года был направлен во вновь формировавшуюся Киевскую особую авиагруппу ГВФ. На самолете ПС-84** совершал боевые вылеты в интересах Юго-Западного фронта, доставлял продовольствие в  осажденный Ленинград.

Командир корабля ПС-84 8-го отряда Киевской особой авиагруппы ГВФ П.П.Савченко к 5 февраля 1942 года совершил 28 ночных вылетов в глубокий тыл противника, выбросил 164 парашютиста, перевез 289 бойцов и командиров, 300 прочих пассажиров, 44 тонны боеприпасов, 37 тонн грузов для нужд фронта, 29 тонн листовок. Неоднократно подвергался обстрелу зенитной артиллерией, но всегда уходил, сохраняя самолет и экипаж. Был награжден орденом Красного Знамени.

C апреля 1942 года воевал в 103-м транспортном авиационном полку, который  в июле 1942 года был включен в состав 1-й авиационной дивизии дальнего действия и получил наименование 103-го авиационного полка дальнего действия. П.П.Савченко был зачислен в кадры Красной Армии, получил звание старшего лейтенанта и должность заместителя командира эскадрильи. На Северо-Западном фронте в июне 1942 года выполнил 11 боевых вылетов по доставке в сложных метеоусловиях в район поселка Новая Кересть (Новгородская область, Новгородский район) войскам окруженной 2-й ударной армии продовольствия, боеприпасов и медикаментов. Был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.

 С августа 1942 года участвовал в обороне Сталинграда. С полевого аэродрома  у озера Эльтон наносил бомбовые удары по вражеским войскам, рвавшимся к Сталинграду, железнодорожным станциям, подходящим резервам, а с сентября – по передовым позициям противника в южной и центральной части Сталинграда, выбрасывал десанты в тылу врага. К концу ноября на Сталинградском фронте совершил 69 боевых вылетов. Был награжден орденом Ленина.

Во время контрнаступления советских войск под Сталинградом в ноябре - декабре 1942 года в составе своего полка капитан П.П.Савченко доставлял горючее и боеприпасы  наступавшим войскам Юго-Западного фронта, в том числе танкистам 7-го танкового корпуса генерал-лейтенанта П.А.Ротмистрова. Во время блокады окруженной вражеской группировки 103-й авиационный полк наносил удары по аэродромам базирования транспортной авиации Сальск, Большая Россошка, Карповка, Гумрак, Тацинская, Морозовск, Суровикино, с помощью которой противник пытался снабжать окруженные войска.

26 марта 1943 года 103-й авиационный полк был преобразован в 12-й гвардейский авиационный полк дальнего действия. Входил в состав 12-й авиационной дивизии дальнего действия.

С марта по август 1943 года полк бомбил железнодорожные узлы, укрепленные позиции врага, участвовал в воздушных операциях по уничтожению авиации противника на его аэродромах, уничтожал его оперативные резервы.

Во время битвы на Курской дуге полк участвовал в июле 1943 года в заключительном этапе сражения – Орловской наступательной операции.

В  августе 1943 года П.П.Савченко в составе дивизии участвовал в Мгинской наступательной операции Ленинградского фронта – разгроме мощного долговременного узла сопротивления противника в районе Синявино – Мга. За боевые успехи в этой операции 12-й авиационной дивизии дальнего действия было присвоено наименование Мгинской.

До 20 сентября 12-й гвардейский авиационный полк участвовал в бомбардировке долговременных узлов обороны гитлеровцев в районе города Духовщина Смоленской области, поддерживал наступление Красной Армии на смоленском направлении.

25 сентября 1943 года полк участвовал в выброске крупного десанта на Воронежском фронте за Днепр, в район юго-западнее Переяславля.

Одновременно с бомбардировочными ударами по войскам и резервам противника, по аэродромам и железнодорожным узлам весной и летом 1943 года экипажи 12-го гвардейского авиационного полка совершали большое количество боевых вылетов в партизанские отряды и соединения Белоруссии, Украины, Брянской, Смоленской и других областей, в том числе в соединения С.А.Ковпака и А.Н.Сабурова. Летчики доставляли партизанам вооружение, боеприпасы, медикаменты, вывозили раненых, больных, детей. В этих полетах П.П.Савченко принимал активное участие.

В начале октября 1943 года П.П.Савченко был переведен в 110-й авиационный полк дальнего действия той же 12-й авиационной дивизии.

В ночь на 16 октября 1943 года во время боевого вылета самолет П.П.Савченко подвергся нападению вражеских истребителей и в воздушном бою был сбит. Экипаж погиб.

К 16 октября 1943 года П.П.Савченко совершил 503 боевых вылета в глубокий тыл противника на бомбардировку скоплений войск, железнодорожных узлов и аэродромов, складов боеприпасов, водных переправ, доставку грузов и боеприпасов партизанам.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1944 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении боевых заданий командования, Савченко Павлу Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Награжден  2 орденами Ленина (31.12.1942; 13.03.1944), орденами Красного Знамени (23.02.1942), Отечественной войны 2 степени (19.08.1942), медалью «За оборону Сталинграда» (22.12.1942).
…………………………………………….
*По данным сайта «Мемориал» – в  Мечетинском (ныне Зерноградском) районе Ростовской области.
**Первоначальное название американского пассажирского самолета DC-3, выпускавшегося по лицензии в СССР.  Переоборудованный в военно-транспортный, самолет с сентября 1942 года получил наименование Ли-2.


Из наградного листа

В Отечественной войне участвует с 22 июня 1941 года. За этот период совершил 503 боевых вылета. Из них ночью на бомбардирование железнодорожных узлов и аэродромов противника: Брянск, Орел, Ржев, Вязьма, Смоленск, Полтава – 80. На уничтожение скоплений живой силы и техники противника на переднем крае его обороны – 176. При этом им сброшено на вражеские объекты 262 тонны бомб. В глубокий тыл противника к партизанам в районы Будапешт, Варшава, Ровно, Гомель, Могилев – 12 вылетов и 235 дневных боевых вылетов по доставке горючего и боеприпасов наступающим частям Красной Армии на Сталинградском фронте под прикрытием истребителями. Имеет общий безаварийный налет 5005 часов. За образцовое выполнение боевых заданий командования  на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество награжден тремя орденами: орденом Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени и медалью «За оборону Сталинграда».
Майор Савченко является лучшим летчиком в полку. При выполнении боевых заданий отличается упорством, настойчивостью и разумной инициативой. Неоднократно выполнял особо важные боевые задания командования в исключительно сложных метеорологических условиях при сильном противодействии противовоздушной обороны противника. Отличный летчик, скромный большевик.

Примерами отваги и мужества служат такие факты бомбардирования им вражеских объектов:

В ночь с 15 на 16 июля 1943 года при бомбардировании сильно укрепленного  узла сопротивления противника в пункте Болхов метким бомбардированием подорвал крупный склад боеприпасов.

При обороне Сталинграда 25.08.1942 года его экипаж разрушил переправу противника через реку Дон, за что имел благодарность от командования.

Его блестящие полеты в районы Будапешта и Варшавы подтверждают высокое летное мастерство.

С мая 1943 года командует эскадрильей. С работой справляется отлично. Вновь формируемая эскадрилья имеет 196 ночных боевых вылетов с общим налетом 784 часа.

Требователен к себе и подчиненным. Среди офицерского состава пользуется деловым авторитетом и заслуженным уважением. Свой боевой опыт передает молодым офицерским кадрам умело и с любовью.

После последнего награждения совершил 53 ночных боевых вылета на бомбардирование, 50 дневных боевых вылетов по переброске боеприпасов наступающим частям Красной Армии и 12 ночных боевых вылетов по выброске боеприпасов партизанам, в том числе с посадкой – 2 вылета в районах западнее Гомель, Могилев, Минск.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество – достоин высшей правительственной награды – звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Командир 110 АП ДД майор Орлов
23 октября 1943 года

Из книги Н.Г.Богданова «В небе — гвардейский Гатчинский»

Как известно, наше Верховное главнокомандование своевременно раскрыло планы противника по уничтожению нашей группировки на Орловско-Курском выступе линии фронта.
Для нанесения бомбардировочных ударов по коммуникациям врага, срыва его железнодорожных перевозок, уничтожения бомбардировочной авиации на аэродромах, войск и боевой техники под Орлом, Курском и Белгородом в помощь воздушным армиям фронтов были привлечены соединения авиации дальнего действия, в их числе и наша дивизия.
В ночь на 25 июля нашему полку было приказано нанести бомбовый удар по скоплению живой силы и большого количества танков противника на его оборонительном рубеже в Болхове, в тридцати пяти километрах севернее Орла. Нам было известно, что этот пункт прикрывался довольно сильно: пятью батареями зенитной артиллерии, двенадцатью прожекторами, крупнокалиберными пулеметами.
Найти Болхов даже ночью не трудно, он расположен на характерном изгибе шоссейной дороги Белев — Хотынец, в излучине одного из притоков Оки. Все самолеты один за другим точно выходили на цель и, несмотря на интенсивный огонь зенитной артиллерии, с высоты 2300 метров метко бомбили. Особенно отличился экипаж командира 1-й эскадрильи гвардии капитана Павла Савченко. После первого пристрелочного захода штурман Зрожевец внес в прицел коррективы и точно отбомбился. Попадание было исключительно удачным. На земле произошел взрыв необычайной силы, самолет Савченко взрывной волной, достигшей высоты более двух километров, подбросило вверх; летчику потребовалось приложить немало усилий, чтобы удержать машину в нормальном положении. За первым взрывом произошла серия менее мощных, образовался пожар на огромной площади — яркое красное пламя. Пожар был виден на расстоянии более ста километров: видимо, бомбы, сброшенные молодым штурманом Зрожевцом, угодили в крупный склад боеприпасов.
21 июля мы бомбили железнодорожную станцию Карачев, и на этот раз экипаж Савченко отличился. Над целью его самолет поймали четыре прожектора, зенитчики сосредоточили на нем весь огонь. После того как штурман сбросил бомбы точно в цель, Савченко противозенитным маневром — резким снижением и скольжением — вышел из светового поля. На обратном маршруте, наблюдая за железной дорогой на участке Карачев — Брянск, Савченко заметил на разъезде, примерно в двадцати километрах восточнее Карачева, огоньки и свет — как ему показалось, от паровозных прожекторов. Савченко снизился и приказал штурману сбросить над подозрительным местом светящуюся бомбу. Когда местность осветилась белым светом, экипаж увидел в тупике несколько груженых эшелонов с войсками и боевой техникой. Немцы, чтобы спасти боевую технику и войска от бомбардировочных ударов, часть железнодорожных составов рассредоточили по тупикам.
Вернувшись на аэродром, Савченко доложил об обнаруженных в тупике под Карачевом эшелонах и попросил разрешение на второй боевой вылет для их бомбардировки. Разрешение он получил. С высоты 900 метров, с двух заходов бомбы, сброшенные экипажем Савченко, точно поразили цель. Возникли пожары, сопровождавшиеся сильными взрывами.
По примеру Павла Савченко и другие экипажи стали внимательно следить за передвижением противника на железных и шоссейных дорогах и, если обнаруживали поезда или войска, немедленно доносили об этом на командный пункт, а сами бомбили их мелкими фугасными и зажигательными бомбами, которые для этих целей оставляли про запас. Иногда в светлую ночь даже снижались на безопасную высоту и обстреливали врага из пулеметов. Так врагу не всегда удавалось скрытное передвижение войск и их рассредоточение по железнодорожным тупикам и перегонам.
За отличные боевые действия в районе Орловско-Курской дуги и на брянском направлении приказом Верховного главнокомандующего нашему авиакорпусу было присвоено наименование Брянского.

...16 октября 1943 года нам сообщили из соседнего полка, что не вернулся с боевого задания самолет Павла Савченко. Его только на днях перевели от нас в другую часть. Боевая слава этого неустрашимого летчика перелетела далеко за пределы нашего полка. Его имя знали в осажденном Ленинграде, куда в первые месяцы войны, прорываясь через заслоны вражеских истребителей, на своем пассажирском самолете он доставлял продукты, медикаменты и обратным рейсом вывозил тяжелораненых красноармейцев и изголодавшихся, оставшихся без крова и родителей малолетних детей. В первый год войны его самолет десятки раз появлялся над нашими окруженными частями и сбрасывал им продовольствие и медикаменты. Его имя особенно хорошо знали неустрашимые разведчики, не раз и не два прошедшие с опасными заданиями по глубоким вражеским тылам. Это он доставлял их за тысячи километров за линию фронта, без каких-либо сигналов находил нужное место для выброски и скрытно от врага благополучно выбрасывал их на парашютах. Те из разведчиков, кому довелось снова лететь в тыл врага с нашего аэродрома, просили, а порой и настаивали, чтобы летчиком самолета, на котором предстояло им лететь, был только Павел Савченко и никто другой. Они верили в него и знали, что если полетят с ним, то все будет в порядке.
Павел Савченко со своим экипажем неистово бомбил войска Паулюса под Сталинградом, воодушевлял товарищей своим бесстрашием в дни Курской битвы, в боях за Смоленск и Рославль, совершал труднейшие полеты в глубокий тыл врага к партизанам. И какие бы опасности и трудности его ни подстерегали, он всегда выходил победителем.
Он родился 15 февраля 1911 года в семье крестьянина-бедняка в Приазовье, с детства начал работать - вначале подмастерьем в артели, потом арматурщиком на "Ростсельмаше", учился в вечерней школе рабочей молодежи, окончил семилетку. По призыву Центрального Комитета Ленинского комсомола был направлен на учебу в 1-ю Батайскую авиашколу ГВФ, которую успешно окончил в 1933 году. Работал пилотом в Уральском, а затем в Украинском управлении ГВФ В 1939 году стал членом ВКП(б).
В личном деле Павла Павловича Савченко, которое мне довелось читать в архиве Министерства гражданской авиации, десятки документов показывают его как человека высоких моральных качеств, исключительно одаренного летчика, пользовавшегося большим авторитетом и уважением среди летно-технического состава. Он был стахановцем Аэрофлота и неоднократно поощрялся за большие достижения в летной работе. Еще ярче проявил себя Павел Савченко в годы Великой Отечественной войны. В высшей степени во всем требовательный к себе, он был требователен и к своим подчиненным. Даже на войне он старался все свободное время использовать для изучения техники, совершенствования летного мастерства, изучения тактических приемов противовоздушной обороны противника. Много уделял Савченко внимания отработке взаимодействия экипажа. Он был человеком исключительной честности, бескомпромиссности, преданности дружбе. В скором времени он был назначен командиром авиаотряда и оказался способным командиром подразделения. Его боевые заслуги были отмечены орденами Ленина и Красного Знамени. Душевно обаятельный, Павел Савченко и внешне был красив: среднего роста, атлетического сложения, с копной русых вьющихся волос на гордо поднятой голове, с темно-серыми, пристально смотрящими в упор на собеседника глазами, сухим, с небольшой горбинкой носом и сильным, волевым подбородком. Всегда подтянутый, энергичный, бодрый таким запомнился он мне на всю жизнь, замечательный воин, патриот, беззаветно служивший в трудную годину своей Родине.
В ночь на 16 октября Павел Савченко повел воздушный корабль в  боевой вылет. Находившийся на борту его самолета груз - боеприпасы и взрывчатка - предназначался партизанскому соединению Сабурова, в расположении которого он не раз бывал, садился на их партизанском аэродроме и маршрут полета хорошо знал.*
В 22 часа экипаж донес: "Прошел линию фронта, высота полета 3700 метров, все в порядке". А уже через 25 минут на узле связи были приняты обрывочные тревожные фразы радиограммы о том, что экипаж ведет бой с двумя истребителями противника, самолет горит, атаки продолжаются...
Прошли дни, недели, месяцы, никто из членов экипажа Павла Савченко в часть не вернулся. Прошли многие годы после войны, а мы так и не знаем подробностей того воздушного боя и последних минут жизни славных героев.
Но я глубоко уверен и не ошибусь, утверждая, что в объятом пламенем самолете каждый из членов экипажа Павла Савченко на своем боевом посту стоял насмерть!
Они мужественно дрались с фашистскими стервятниками до последнего патрона, до последнего вздоха.
Указом Президиума Верховного Совета СССР  гвардии капитану Павлу Павловичу Савченко посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза, а остальные члены экипажа награждены посмертно боевыми орденами.
Когда мы узнали о награждении экипажа Павла Савченко, в соединении состоялся митинг. Летчики, штурманы, воздушные стрелки клялись беспощадно мстить врагу за погибших боевых товарищей.
................................................
* По данным сайта "Мемориал" (Выписка из именного списка безвозвратных потерь офицерского состава 12-й АД ДД):
В ночь с 15 на 16 октября 1943 года не вернулся с боевого задания на бомбардирование противника в районе Демино, Парфеновка.

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Богданов Н.Г. В небе - гвардейский Гатчинский. - Л.:Лениздат, 1983.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Документы на сайте «Подвиг народа»

Документы на сайте «Мемориал»