Трапезников Вадим Александрович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 10464
Орден Ленина № 340144
Трапезников Вадим Александрович – директор Института автоматики и телемеханики.
Родился 15 (28) ноября 1905 года в Москве в интеллигентной семье. Учился в московской гимназии № 1, но Октябрьская революция и последовавшая за ней гражданская война прервали его учёбу.
Свою трудовую деятельность начал в 13 лет: он стал лаборантом "Кооперахимии", затем был нивелировщиком изыскательской партии, потом – метеорологом "Мосхоза". Одновременно с работой учился и в 1921 году окончил трудовую школу. В том же году поступил в Московский государственный университет, в 1923 году перевелся в Московское высшее техническое училище на электромеханический факультет, который окончил в 1928 году. Его дипломная работа называлась "Электрическое освещение поездов".
С 1928 по 1933 год работал во Всесоюзном электротехническом институте (ВЭИ). Уже в 1929 году он публикует свою первую работу "Исследование машины Розенберга". Главным направлением его научной деятельности в ВЭИ стали поиски оптимальных параметров самой массовой продукции электротехнической промышленности – асинхронных двигателей. В период с 1930 по 1946 год он публикует по этой проблеме 42 статьи, в основном в журналах "Электричество" и "Электротехническая промышленность". За пять лет он прошёл путь от техника до начальника отдела ВЭИ.
В 1933 году В.А. Трапезников переходит в "Оргэнерго" бригадным инженером и к 1938 году становится главным инженером мастерских автоматики. Сам В.А. Трапезников считал началом своей серьёзной работы в автоматике 1935 год. В 1936 году он получает первое авторское свидетельство № 48911 "Устройство для автоматического регулирования температуры, давления и других величин".
С 1934 по 1937 год В.А. Трапезников – член Экспертного совета по всесоюзным сериям электрических машин. В 1937 году выходит его монография "Основы проектирования серий асинхронных машин". В этот же период формировалась техническая политика нашей электротехнической промышленности по созданию серии асинхронных двигателей.
В 1938 году его приглашают на должность начальника лаборатории автоматики в Центральный научно-исследовательский институт хлопчатобумажной промышленности. Одновременно он продолжает работать по проблематике электрических машин.
С 1930 года ведёт преподавательскую работу, сначала ассистентом, а затем преподавателем и профессором Московского энергетического института (МЭИ). В начале 1938 года ему без защиты присуждается в МЭИ учёная степень кандидата технических наук, а в конце 1938 года он защищает докторскую диссертацию "Основы разнопольного проектирования асинхронных машин".
5 июля 1941 года В.А. Трапезников переходит в Институт автоматики и телемеханики на должность старшего научного сотрудника. Вскоре он создаёт новую лабораторию технических средств автоматики. Из работ этой лаборатории в Москве, а затем в эвакуации в Ульяновске наиболее известны нашедшие применение в оборонной промышленности автоматы для развески сыпучих тел (разного рода порохов) и контроля изделий массового производства. Работа В.А. Трапезникова в годы войны отмечена многими поощрениями, а в 1946 году – медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".
В 1947 году он совместно с группой сотрудников издает в "Оборонгизе" книгу "Автоматический контроль размеров".
В 1953 году избирается членом-корреспондентом, а в 1960 году – действительным членом Академии наук СССР.
В 1951 году В.А. Трапезников назначается директором Института автоматики и телемеханики. Одновременно, в течение тринадцати лет с 1965 по 1978 год он, не покидая поста директора Института, работал первым заместителем председателя Государственного комитета по науке и технике (ГКНТ).
С приходом В.А. Трапезникова на должность директора были развёрнуты работы в области электрической, пневматической и гидравлической ветвей средств автоматизации.
В рамках реализации электрической ветви были построены образцы электрических регуляторов и следящих систем. Но основное внимание уделялось созданию аналоговых электронных моделирующих установок (ЭМУ). Интерес к таким установкам стимулировался тем, что они были единственным доступным в конце 1940-х – начале 1950-х годов вычислительным средством, позволявшим моделировать работу системы управления летательными аппаратами. Никаких других технических средств, полезных при решении проблемы анализа динамики нелинейных систем автоматического регулирования, тогда попросту не было. С 1946 по 1960 год было разработано десять поколений ЭМУ.
В.А. Трапезникову удалось создать квалифицированный и дружный коллектив (именно такие качества исследовательских групп он всегда ценил особенно высоко). В результате, по-видимому, впервые в СССР, удалось создать операционный усилитель с автоматической компенсацией дрейфа нуля и достаточно высоким коэффициентом усиления. Ведущими разработчиками были сотрудники лаборатории № 9: В.А. Трапезников, Б.Я. Коган, Д.Е. Полонников, В.В. Гуров. Эта совместная работа с НИИСчётмашем была отмечена в 1951 году Государственной (тогда Сталинской) премией.
Не менее оригинальное и конструктивное развитие получили пневматическая и гидравлическая ветви средств автоматизации. Благодаря хорошему взаимодействию с заводом "Тизприбор" (Москва) были доведены до массового применения агрегатная унифицированная система пневматических приборов (АУС), а затем унифицированная система элементов промышленной пневмоавтоматики (УСЭППА).
В это же время в Институте зарождается новое направление – струйная техника (пневмоника). Промышленный выход нашли комбинированные струйно-мембранные элементы. Достаточно успешно развивалась гидравлическая ветвь средств автоматизации. К концу 1960-х годов было начато промышленное освоение универсальной системы элементов гидроавтоматики (СЭГРА).
Широкий спектр работ по средствам автоматизации и естественная потребность в обобщении накопленных научных результатов привели в конце 1950-х годов к разработке Государственной системы приборов автоматики (ГСП), в основу которой был положен агрегатный принцип. В.А. Трапезников всячески поощрял эту работу.
Переход Института в двойное подчинение – Академии наук СССР и Министерства приборостроения, средств автоматизации и систем управления – позволил эффективно реализовать идею ГСП. Государственная система приборов автоматики стала на долгие годы основой технической политики министерства.
В конце 1950-х годов с появлением полупроводниковой и ферритной техники В.А. Трапезников стимулирует работы по созданию серий логических элементов и систем логического управления. В своей лаборатории № 9 он организует группу молодых специалистов для создания управляющей цифровой вычислительной машины, которая в дальнейшем послужила прообразом целого класса вычислительных машин оборонного назначения.
Работы в области логических элементов и устройств вдохновили специалистов на проведение исследований по дискретным средствам автоматизации. По воле В.А. Трапезникова, из состава лаборатории № 3 выделяются три новые лаборатории – три научных направления: по созданию средств и систем технического диагностирования объектов; систем массового обслуживания и конкретно систем резервирования и продажи авиабилетов для "Аэрофлота"; параллельных цифровых высокопроизводительных вычислительных машин с перестраиваемой структурой.
В нашей стране эти новые направления были пионерскими и оказали значительное воздействие на развитие средств автоматизации и расширение сфер их применения.
Трудности внедрения теоретических новинок теории управления в автоматизацию производства заставили В.А. Трапезников заняться этой проблемой более обстоятельно. Главную причину сложностей с внедрением он видел в отсутствии экономической заинтересованности в результатах автоматизации на отечественных предприятиях. При жёстком планировании объёмов выпуска продукции и ещё более жесткой регламентации цен, штатных расписаний и других плановых параметров внедрение новшеств не приносило руководителям промышленных предприятий ничего, кроме лишних проблем.
Все последующие годы В.А. Трапезников целенаправленно занимался поиском путей облегчения и упрощения внедрения достижений науки. Он называл это проблемой научно-технического прогресса в народном хозяйстве. В.А. Трапезниковым было внесено немало предложений по путям её решения, он выступал с докладами, публиковал статьи в центральной прессе и на посту первого заместителя председателя ГКНТ СССР не жалел сил на конструктивное решение проблемы внедрения. Свои поиски в этой области он подытожил в 1983 году в книге "Управление и научно-технический прогресс".
К концу 1950-х годов сложилось так, что большинство новаторских предложений Института не находили полноценного практического применения. Поворот к прикладным проблемам был продиктован не только логикой развития самой области знаний – автоматикой, но и условиями жизни научно–исследовательских институтов в экономической системе социализма. При любой результативности теоретических исследований, не приводящей к прямой практической отдаче народному хозяйству, трудно было рассчитывать на серьёзное развитие материальной базы институтов.
Именно в это время, в 1958 году, академик А.П. Александров предложил В.А. Трапезникову принять участие в конкурсе предэскизных проектов глубокой комплексной автоматизации нового класса атомных подводных лодок – истребителей подводных и надводных кораблей вероятных противников.
Взяв на себя общее руководство подготовкой предложения по проекту, В.А. Трапезников ввёл новую для Института организацию работ. Рассматриваемая проблема была разбита на несколько подпроблем-направлений, для решения каждой из которых были созданы межлабораторные группы со специально назначенными руководителями.
В.А. Трапезников приложил огромные усилия, чтобы за время, чуть большее года, организовать в Институте работу над столь масштабным проектом. Были налажены регулярные рабочие контакты с теми организациями, которые должны были предоставить всю исходную информацию. В результате к концу 1959 года были подготовлены 8 томов предэскизного проекта, которые 30 декабря передали заказчику – Технической службе Военно-морского флота. Комиссия, подводившая итоги, признала предложения Института наиболее подходящими. Главными достоинствами проекта были единая концепция построения управляющих систем и глубокая унификация технических средств автоматизации и многих других решений.
Вскоре Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР В.А. Трапезников был назначен научным руководителем комплексной автоматизации атомных подводных лодок, а Институт привлекли к выполнению научных исследований, предназначенных для обеспечения проектных работ.
Невозможно переоценить всю сложность и ответственность работы, которую пришлось возглавить тогда В.А. Трапезникову. В обеспечении заданных тактико-технических характеристик проектируемого корабля автоматизации предстояло сыграть особую роль. В конструкции корабля использовались новейшие научные разработки того времени, причём не только в части систем автоматизации и управления. Даже конструкция и форма корпуса атомной подлодки была сверхоригинальна: такой лодки ещё никто не видел.
Впоследствии все разработки для атомных подводных лодок (с некоторыми модификациями) были перенесены на новую серию атомных ледоколов "Арктика", "Сибирь" и другие. Научное руководство автоматизацией новых ледоколов также выполнял Институт проблем управления во главе с В.А. Трапезниковым.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 ноября 1965 года за выдающиеся заслуги в области автоматического управления и в связи с шестидесятилетием со дня рождения академику Трапезникову Вадиму Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ему ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".
В ноябре 1971 года первый вариант лодки-истребителя, получившей в западной печати наименование "Голубой кит", вышел в море под командованием капитана 1-го ранга А.С. Пушкина и прошёл Государственные испытания. Лодка второго варианта – основного, была испытана под командованием капитана 1-го ранга А.У. Аббасова и принята на вооружение флота в 1978 году.
Последующая эксплуатация кораблей этой серии подтвердила, что выбранный объём автоматизации и весь комплекс технических решений обеспечили достаточно качественное и надёжное функционирование систем корабля во всех режимах эксплуатации. Этот проект оказал серьёзное воздействие на всё последующее развитие процесса автоматизации кораблей не только уровнем совершенства заложенных в него технических решений, но и преодолением извечной боязни объёмной автоматизации, которая до реализации этого проекта бытовала в кругу высокопоставленных лиц, ответственных за техническую политику кораблестроения в нашей стране.
В 1981 году за научное руководство работами по автоматизации первой в нашей стране атомной подводной лодки–истребителя (проект 705) ему присуждается Ленинская премия.
В 1987 году в возрасте 82-х лет В.А. Трапезников ушёл с поста директора Института, несколько месяцев работал главным научным сотрудником в лаборатории № 5 и вскоре был утвержден почётным директором Института.
Академик Академии наук СССР (1960; член–корреспондент 1953). Почётный член Венгерской и Чехословацкой Академии наук.
Жил в Москве. Умер 15 августа 1994 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Награждён 2 орденами Ленина (27.11.1965; 27.11.1985), орденом Октябрьской Революции (27.11.1975), 2 орденами Трудового Красного Знамени (19.09.1954; 09.09.1971), орденом Дружбы народов (16.01.1981), медалями.
Лауреат Ленинской премии (1981) и Сталинской премии (1951).
Его именем назван Институт проблем управления РАН, на здании которого установлена мемориальная доска.
Биографию подготовил:
Учёные МГУ ‒ действительные члены и члены-корреспонденты РАН. ‒ М., 2004.