Герой Социалистического Труда
Строители
Соснов Иван Дмитриевич

Соснов Иван Дмитриевич

15.09.1908 - 19.07.1993

Герой Социалистического Труда

Даты указов

14.09.1983

Медаль № 20186

Орден Ленина № 400468

Соснов Иван Дмитриевич – Министр транспортного строительства СССР, город Москва.

Родился 2(15) сентября 1908 года в посёлке Горловка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (ныне – город Донецкой Народной Республики) в семье рабочего.

Трудовую деятельность начал в 1922 году слесарем Тихорецкого паровозоремонтного завода. С 1927 года учился в техникуме путей сообщения в городе Ростове-на-Дону. В 1930-1931 годах служил в РККА.

После окончания в 1933 Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта по специальности инженера водоснабжения и канализации работал в строительных организациях Наркомата путей сообщения (НКПС) СССР. В 1933-1934 годах – прораб строительного района станции Актюбинск Оренбургской железной дороги, в 1934-1936 годах – начальник 19-й дистанции пути станции Оренбург, в 1936-1937 годах – заместитель начальника строительной конторы Оренбургской железной дороги, в 1937 году – заместитель начальника, начальник участка Волжского строительного треста НКПС СССР (город Оренбург), в 1937-1940 годах – заместитель главного инженера и начальник производственного отдела Волжского строительного треста НКПС СССР (город Саратов). В 1940 году вступил в ВКП(б)/КПСС.

В 1940-1942 годах – заместитель начальника Рязанско-Уральской железной дороги. В 1942-1945 годах – начальник управления строительно-восстановительных работ Калининской железной дороги.

В 1945-1947 годах – заместитель начальника Центрального управления железнодорожного строительства Наркомата (с марта 1946 года - Министерства) путей сообщения СССР. В 1947-1948 годах – начальник строительства № 60 Министерства путей сообщения (МПС) СССР (город Куйбышев, ныне - Самара). В 1948 году – главный инженер Приволжского округа железных дорог (город Куйбышев). В 1948-1954 годах – начальник Главного управления железнодорожного строительства МПС СССР.

В 1954-1958 годах – начальник Главного управления железнодорожного строительства Урала (с 1957 года – Урала и Сибири) Министерства транспортного строительства СССР. В 1958-1963 годах – заместитель Министра транспортного строительства СССР. В 1963-1965 годах – первый заместитель председателя Государственного производственного комитета по транспортному строительству СССР. С октября 1965 по март 1975 года – первый заместитель Министра транспортного строительства СССР.

С марта 1975 по май 1985 года – Министр транспортного строительства СССР.

В период его работы на этом посту Совет Министров СССР распоряжением от 21 сентября 1978 года принял решение о создании при Министерстве Всесоюзного объединения по техническому содействию иностранным государствам в строительстве транспортных объектов «Зарубежтехнотранс», которое по своему положению обеспечивало выполнение возложенных на Минтрансстрой Правительством СССР функций по оказанию технического, содействия иностранным государствам в строительстве транспортных объектов. С 1 июля 1979 года «Зарубежтехнотранс» вступил в управление всеми зарубежными делами Министерства по техническому содействию в строительстве транспортных объектов за рубежом. Постановлением Совета Министров СССР от 24 марта 1988 года Всесоюзное Объединение «Зарубежтехнотранс» было переименовано во Всесоюзное производственное объединение «Зарубежтрансстрой». За годы своей деятельности со дня основания в 1978 году ВО «Зарубежтехнотранс», ВПО «Зарубежтрансстрой» - ОАО «Зарубежтрансстрой» участвовало в реализации более 500 проектов в странах Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. При техническом содействии строились железные дороги в Болгарии, Польше, Чехословакии, Вьетнаме, Иране, Ираке, Сирии, Монголии, Гвинее, Кубе, Аргентине.

Среди транспортных строек на территории СССР того периода, осуществляемых Министерством, стоит, прежде всего, отметить БАМ – в январе 1975 года в Минтрансстрое было создано Главное управление по строительству Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (Главбамстрой), а 14 сентября этого же года было уложено «серебряное» звено линии Тында – Чара. В дальнейшем были построены и введены в эксплуатацию следующие участки магистрали: Тында – Беркакит (220 км, 1979 год), Комсомольск-на-Амуре – Березовка (199 км, 1980 год), 556 км путей между Леной и Нижнеангарском (1981 год), Ургал – Березовка (303 км, 1982 год) Тында – Дипкун (136 км, 1984 год).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1983 года за большие заслуги перед Советским государством в развитии транспортного строительства и в связи с семидесятипятилетием со дня рождения Соснову Ивану Дмитриевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

29 сентября 1984 года состоялась укладка последнего, знаменитого «золотого звена» Байкало-Амурской магистрали, и первые поезда пошли по новой железной дороге от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре. Официальное открытие сквозного движения поездов по всей магистрали состоялось 27 октября 1984 года.

Кандидат в члены ЦК КПСС в 1976-1986 годах. Депутат Верховного Совета СССР 9-го - 11-го созывов (04.10.1977-1989).

С мая 1985 – на пенсии, персональный пенсионер союзного значения.

Жил в Москве. Скончался 19 июля 1993 года. Похоронен в Москве на Преображенском кладбище.

Лауреат Государственной премии СССР (1976).

Награждён 3 орденами Ленина (03.12.1965, 14.09.1978, 14.09.1983), орденами Октябрьской Революции (10.03.1976), Отечественной войны 2-й степени (29.07.1945), 5 орденами Трудового Красного Знамени (30.07.1942, 01.03.1944, 23.03.1956, 02.06.1962, 31.12.1969), медалями, иностранной наградой - орденом Труда (Чехословакия, 25.04.1974).

В Москве по адресу улица Садовая-Спасская, дом 21 (бывшее здание Минтрансстроя СССР) установлена мемориальная доска И.Д. Соснову.


 

Биографию подготовил: Тимур Каримов

Источники

Гарнюк С.Д. Совет Народных Комиссаров СССР. Совет Министров СССР. 1923-1991. – Москва, 1999.

Ивкин В.И. Государственная власть СССР. 1923-1991. – Москва, 1999.

Публикации в сети Интернет