Ежевский Александр Александрович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 20530
Орден Ленина № 433734
Ежевский Александр Александрович – Министр тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР.
Родился 21 октября (3 ноября) 1915 года в селе Тулун Нижнеудинского уезда Иркутской губернии (ныне - город Тулун Иркутской области) в семье рабочего.
Еще задолго до революции его деда сослали в Сибирь за участие в польском мятеже, и отец появился на свет в городе Усть-Илимске. В возрасте 2 лет переехал вместе с родителями в Хайту, а затем в Иркутск. В этом городе, на Подгорной улице, прошли школьные годы Александра Ежевского. В те годы он слыл заядлым мотоциклистом, зимой катался на коньках, выступал на соревнованиях.
Окончив 7 классов, в 1930 году начал свой трудовой путь учеником токаря на крупнейшем в Иркутске машиностроительном заводе имени В.В. Куйбышева, в бригаде отца. Быстро освоил специальность токаря по металлу, получил 6-й разряд и вскоре стал мастером механического цеха. Без отрыва от работы получил среднее образование – окончил вечерний рабфак при Иркутском государственном университете и поступил в Иркутский горно-металлургический институт. Ко времени окончания им 1 курса в Иркутском сельскохозяйственном институте открылся факультет механизации, на котором готовили инженеров-механиков. Многие студенты, в том числе и Александр, решили перевестись в новый вуз, и перешли на 2-й курс. Работал ассистентом кафедры тракторов и автомобилей института.
По окончании с отличием института в 1939 году был оставлен старшим преподавателем кафедры, а в 1942 году его назначили начальником авторемонтных мастерских ремонтно-прокатной базы № 12 НКПС в Иркутске. В 1943-1945 годах был главным инженером Иркутского авторемонтного завода, где во время войны выпускали автомобили для фронта. Вступил в ВКП(б)/КПСС в 1945 году.
С 1945 года - главный инженер, а в 1947-1951 годах – директор Иркутского автосборочного завода. Под его руководством в считанные месяцы удалось достроить все корпуса завода, а уже в 1950 году начать серийное производство отечественного грузовика ГАЗ-51. На следующий год завод достиг проектной мощности – 50 автомобилей в сутки. Всего, по различным оценкам, Иркутским автосборочным заводом с 1945 по 1952 год были выпущены десятки тысяч американских автомобилей «Студебеккер», «Форд» и «Додж», 11418 грузовиков ГАЗ-51, а также 29277 автоприцепов АП-3.
В 1951-1953 годах – директор Алтайского тракторного завода в городе Рубцовск Алтайского края. С 1951 по 1952 год без остановки производства завод перешел на выпуск дизельных тракторов ДТ-54. В этом была немалая заслуга молодого директора завода А.А. Ежевского. Именно в это время дизельные тракторы мощным потоком пошли с завода на поля, начал формироваться большой коллектив конструкторов. В годы освоения целинных и залежных земель заводчане изготовили и поставили труженикам Сибири и Казахстана 9630 тракторов ДТ-54, которые явились основной пахотной машиной при поднятии целины.
В 1953 году получил новое назначение – директором крупнейшего в стране предприятия сельскохозяйственного машиностроения «Ростсельмаш». Под его руководством в 1953-1954 годах удалось организовать производство самоходных косилок, кукурузоуборочных комбайнов. Всего на предприятии тогда изготавливали 10 наименований машин – зерноуборочные и кукурузоуборочные комбайны, почвообрабатывающие машины, овощеперерабатывающие агрегаты. Плодотворная деятельность Александра Ежевского в качестве директора крупных машиностроительных предприятий не осталось незамеченной, и в 1954 году ему предложили перейти в Москву в качестве одного из руководителей отрасли.
В апреле 1954 – июле 1955 года – заместитель Министра автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. В июле 1955 – 1956 года – заместитель Министра, а 1956 – мае 1957 года – первый заместитель Министра, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР.
В мае 1957 года Министерство, как и многие отраслевые ведомства, ликвидировали, и А.А. Ежевский перешел на работу в Госплан СССР, где работал заместителем начальника отдела (1957-1960 годы) и начальником отдела автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения (1960-1962 годы).
С 26 декабря 1962 по 5 июля 1978 года – Председатель Всесоюзного объединения Совета Министров СССР «Союзсельхозтехника» (в январе 1963 – октябре 1965 – при СНХ – ВСНХ СССР).
В 1961 году в результате реорганизации сельскохозяйственной отрасли было создано Всесоюзное объединение Совета Министров СССР по продаже сельхозтехники, запчастей, минеральных удобрений, организации ремонта и использованию машин – «Союзсельхозтехника» – гигантская система от производства и продажи сельхозтехники до обеспечения уборки урожая, обслуживания ферм и подготовки кадров. Структура объединила труд почти 2 миллионов человек, по стране насчитывалось свыше 3,5 тысяч районных отделений. Это крупнейшее объединение 16 лет возглавлял А.А. Ежевский, входя в 1962-1963 и 1965-1978 годах в состав Совмина СССР. За эти годы под его руководством построены и реконструированы республиканские и областные торговые базы, 536 ремонтных заводов, 1100 станций технического обслуживания автомобилей, 1000 станций обслуживания животноводческих ферм, мастерские общего назначения, механизированные отряды, автобазы, практиковался класс обучения механизированных отрядов.
С 5 июля 1978 по 10 октября 1980 года – Председатель Государственного комитета СССР по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства.
С 10 октября 1980 по 20 июля 1987 года – Министр тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, а с 20 июля 1987 по 19 октября 1988 года – Министр сельскохозяйственного и тракторного машиностроения СССР.
За годы его работы в этой должности реконструировано большое количество предприятий отрасли, налажено производство сотен новых машин, решены многие социальные вопросы. Новый импульс в эти годы своего развития получили крупнейшие предприятия тракторного и сельскохозяйственного машиностроения страны. Например, на «Ростсельмаше» построено свыше 600 тысяч квадратных метров производственных площадей, проведена реконструкция старых цехов, внедрены современные технологии, позволившие довести объем производства до 80 тысяч комбайнов в год. В 1986 году на конвейер поставлен комбайн «Дон-1500», который многие годы успешно работает на полях страны.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1985 года за большие заслуги перед Советским государством в развитии тракторного и сельскохозяйственного машиностроения и в связи с семидесятилетием со дня рождения Ежевскому Александру Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Член ЦК КПСС в 1971-1989 годах, кандидат в 1966-1971 годах. Депутат Верховного Совета СССР 7-11-го созывов (1966-1989).
С 20 октября 1988 года – на пенсии, персональный пенсионер союзного значения.
Будучи на пенсии, являлся генеральным советником Научно-технического центра «Сельхозмаш» (ГОСНИТИ), генеральным советником
акционерного общества «Трактороэкспорт», советником Министра сельского хозяйства Российской Федерации. Был членом Координационных советов при Минпромторге России и Минсельхозе России.
Жил в Москве. Умер 15 января 2017 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Заслуженный машиностроитель Российской Федерации (18.06.2001), член бюро механизации Российской сельскохозяйственной академии, почетный гражданин города Русе (Болгария).
Награждён российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й (16.07.2015) и 4-й (22.07.1995) степени, советскими 4 орденами Ленина (02.11.1965; 27.08.1971; 31.10.1975; 01.11.1985), 2 орденами Трудового Красного Знамени, медалями.
Имя А.А. Ежевского в 2014 году было присвоено Иркутскому государственному аграрному университету.
Биографию подготовил:
Большая советская энциклопедия
Гарнюк С.Д. Совет Народных Комиссаров СССР. Совет Министров СССР. 1923-1991. – Москва, 1999.
Ивкин В.И. Государственная власть СССР. 1923-1991. – Москва, 1999.
Публикации в сети Интернет