Герой Советского Союза
ВВС: Прочие
Каспаров Ашот Джумшудович

Каспаров Ашот Джумшудович

29.12.1909 - 07.06.1993

Герой Советского Союза

Даты указов

05.11.1944

Медаль № 5246

Каспаров Ашот Джумшудович - штурман эскадрильи 101-го авиационного Краснознаменного Красносельского полка (1-я авиационная Сталинградская дивизия, 7-й авиационный корпус, Авиация дальнего действия), майор.


Родился  29 декабря 1909 года в селе Дудукчи ныне Гадрутского района непризнанной Нагорно-Карабахской Республики в семье рабочего. Армянин. Член КПСС с 1932. Окончил 5 классов сельской школы. С 1928 года жил в Баку. Работал каменщиком в поселке Бинагады. Призван в армию в 1931 году. Окончил Бакинскую пехотную школу в 1934, Оренбургскую военную школу лётчиков-наблюдателей в 1935 году. Участвовал в советско-финляндской войне 1939 – 1940 годов.

Во время Великой Отечественной войны в действующей армии с июня 1941 года. Начал свою боевую деятельность в 7-м авиационном полку дальнего действия, дислоцированном к началу войны в Новгородской области и входившем в состав 40-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии, с августа 1941 года – 23-й тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии, с ноября 1941 года – 51-й дальнебомбардировочной дивизии. На тяжелом бомбардировщике ТБ-3 наносил бомбовые удары по врагу, сбрасывал боеприпасы окруженным советским войскам, доставлял продовольствие в осажденный Ленинград и вывозил из него эвакуированных.

С апреля 1942 года воевал в 101-м транспортном авиационном полку, преобразованном в июле 1942 года в 101-й авиационный полк дальнего действия,  5 ноября 1944 года преобразованном в 31-й гвардейский авиационный полк дальнего действия, а 26 декабря 1944 года – в 31-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк дальнего действия. Полк был вооружён самолётами Ли-2. В составе этого полка сражался до конца войны.

Выполнял боевые задания по заданиям различных фронтов, а также Центрального, Украинского и Белорусского штабов партизанского движения.  Участвовал в обороне Сталинграда, битве на Курской дуге,  в прорыве блокады Ленинграда. Наносил  бомбардировочных удары по войскам  и военным объектам противника в глубоком тылу и на передовой, снабжал регулярные части и партизанские соединения оружием, боеприпасами и медикаментами, вывозил раненых, больных, женщин и детей из вражеского тыла.

К 20 августа 1944 года совершил 15 дневных и 290 ночных боевых вылетов. Сбросил на военные объекты, скопления живой силы и техники противника 256 тонн бомб. Выбросил и доставил партизанским отрядам 91 тонну боеприпасов, взрывчатки, вооружения и 65 человек руководящего состава партизанского движения. Вывез более 420 человек – раненых партизан и детей из глубокого тыла противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года за образцовое выполнение  заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм Каспарову Ашоту Джумшудовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В 1944 и 1945 годах принимал участие в нанесении бомбовых ударов по противнику в составе 18-й воздушной армии в Прибалтике, Восточной Пруссии, Германии, в штурме Берлина.

С 1946 года майор А.Д.Каспаров – в запасе. Вернулся в Нагорный Карабах. Жил в поселке городского типа Гадрут. С 1946 по 1958 годы работал председателем колхоза в селе Дудукчи, с 1962 по 1965 годы - председателем колхоза в поселке Гадрут, а также начальником автоколонны, заведующим коммунальным хозяйством, директором районной заготовительной конторы.

Скончался 7 июня 1993 года.

Награжден орденом Ленина (5.11.1944), 2 орденами Красного Знамени (31.12.1942; 12.02.1944), 2 орденами  Отечественной войны 1-й степени (7.09.1943; 11.03.1985), орденом  Красной Звезды (18.08.1942), медалями «За боевые заслуги» (3.11.1944), «Партизану Отечественной войны» 1-й степени (17.09.1943), другими медалями.


Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза


Тов. Каспаров с первых дней Отечественной войны в действующей армии. Будучи в 7 авиационном полку дальнего действия, совершил 15 дневных и 22 ночных боевых вылетов на бомбардирование военных объектов и скоплений мотомехчастей противника. За период работы в полку совершил 268 ночных боевых вылетов, из них 187 – на бомбардирование военных объектов в тылу противника в пределах временно оккупированной территории СССР; 76 -  на выполнение спец.заданий по выброске груза партизанским отрядам, из которых 28 – с посадкой на партизанских площадках, по доставке боеприпасов, вооружения, руководящих работников штабов партизанского движения и вывозке раненых, 3 вылета (6.02.1944, 17.02.1944 и 17.02.1944) на бомбардирование военно-политического центра – столицы Финляндии Хельсинки и 2 вылета (27.07.1944 и 28.07.1944) – на промышленные объекты фашистской Германии в городах Тильзит и Инстербург.

За период Отечественной войны тов. Каспаров совершил 15 дневных и 290 ночных боевых вылетов. Общий налет днем 134,4 часа, ночью – 1214 часов. Сбросил на военные объекты, переправы и скопления живой силы и техники противника 256 тонн бомб. Выбросил и доставил партизанским отрядам 91 тонну боеприпасов, взрывчатки, вооружения и 65 человек руководящего состава партизанского движения. Вывез более 420 человек – раненых партизан и детей из глубокого тыла противника.
За период своей работы бомбил переправы на реке Днепр, важнейшие железнодорожные станции и опорные пункты Орел, Льгов, Рославль, Брянск, Витебск, Минск, Гомель. Садился в глубоком тылу противника на партизанских площадках в отрядах Ковпака, Дука, Емлютина, Козлова. Партизанские отряды хорошо знают смелого и бесстрашного штурмана тов. Каспарова, который водил свой корабль в различные точки расположения партизанских отрядов, снабжая их оружием и вывозя тяжелораненых, чем спасал сотни человеческих жизней.
За отличное обслуживание и систематические рейсы в тыл врага в расположение 1-й Минской партизанской бригады тов. Каспарову объявлена благодарность, и он зачислен в списки почетных партизан этой бригады.
Его боевые вылеты отличаются большой эффективностью и точностью, о чем свидетельствуют взорванные переправы. груды сожженных танков, тысячи трупов гитлеровцев, взорванные мосты, эшелоны и яркие факелы горящих самолетов и цистерн.
О его героизме, бесстрашии и мастерстве свидетельствуют следующие эпизоды.

Будучи в 7-м авиаполку, взял на борт самолета ТБ-3 20 бомб ФАБ-10 и 2 штуки ФАБ-250, вылетел на задание – бомбить танковую колонну. Несмотря на сильное противодействие зенитной обороны, тов. Каспраов точно вывел самолет на цель и обрушил первый бомбовый залп на вражеские танки. Разрывы снарядов и трассы крупнокалиберных пулеметов встретили самолет, но тов. Каспаров точно и бесстрашно заходил 6 раз на цель и сбросил весь свой бомбовый груз. Взрывы и пожары были результатом этого смелого налета.

Экипажу была поручена задача разбомбить мотоколонну, двигавшуюся из города Болхов на станцию Орел.
Тов Каспаров, несмотря на плохие метеоусловия и сильное противодействие зенитной артиллерии противника, вывел свой самолет на цель. Снова бомбовый залп, и от гитлеровской колонны образовались яркие костры, которые были видны далеко от цели и послужили хорошим ориентиром для остальных экипажей.
За отличное выполнение задания экипаж получил благодарность от генерал-майора Логинова.

Экипаж тов. Каспарова, выполняя задания по бомбардированию, одновременно является экипажем-фотографом и совершил 25 боевых вылетов на бомбардирование с одновременным фотографированием результатов бомбардирования таких важных объектов, как Орел, Льгов.

Получив задание на бомбардирование железнодорожного узла Льгов с одновременным фотографированием, тов. Каспаров, придя на цель, заметил до 5 эшелонов противника. Выведя самолет строго на цель, произвел фотографирование. Противник не подавал никаких признаков, и только тогда, когда первая серия бомб была сброшена на эшелоны, заработали прожектора и зенитная артиллерия. Несмотря на то, что разрывы снарядов и трассы пуль ложились рядом с самолетом, экипаж продолжал выполнять задание. Лишь после того, как были сброшены все бомбы, командир корабля вывел самолет из зоны огня. Задание было выполнено отлично. Большой очаг пожара был результатом этого замечательного налета, и долго еще яркое пламя освещало путь экипажу, который с победой возвращался на базу. Снимок, сделанный тов. Каспаровым, подтвердил, что бомбовый удар был нанесен точно в цель. За отлично выполненную задачу экипаж был представлен к награде.

Тов. Каспаров не только штурман 1-го класса, но и отличный фотограф. Сделанные им снимки всегда точно и ясно отражали заснятые объекты.

Летает в составе экипажа: командир корабля старший лейтенант А.Л.Недорезов, летчик лейтенант  В.М.Лопухов, борттехник младший техник-лейтенант И.К.Самышев, радист старшина Д.И.Тимошкин, стрелок старшина А.Г.Мешков.

Делу партии Ленина-Сталина и социалистической Родины предан.

За проявленное мужество, отвагу и смелость в борьбе с немецкими захватчиками достоин присвоения звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Командир 101 авиационного краснознаменного Красносельского полка дальнего действия
Подполконик Запыленов
20 августа 1944 года

Из книги А.М.Верхозина «Самолеты летят к партизанам»

Осень 1943 года. Бóльшая часть Украины освобождена от оккупантов. Многие партизанские соединения и отряды слились с наступающими войсками. Отряды глубокого тыла оказались прифронтовыми. Соединения А. Н. Сабурова, М. Г. Салая и С. Ф. Маликова вошли в состав войск генерала И. Д. Черняховского.
В оккупированных областях Западной Украины партизаны продолжали борьбу с неослабевающей силой. На Центральном направлении большинство областей и столица Белоруссии оставались пока занятыми фашистами, советские войска находились на подступах к городам Витебск, Орша и Могилев.
Враг удерживал еще многие районы Ленинградской области, варварски обстреливал город Ленина. В этой сложной обстановке наш 101-й авиационный полк с подмосковного аэродрома перебазировался западнее, маршруты полетов к партизанам сокращались.
На новом аэродроме, который находился ближе к линии фронта, самолеты, готовясь к боевому вылету, загружались парашютно-десантными мешками. Четырнадцатого октября, после десятидневного перерыва (полк улетал для участия в Днепровской десантной операции), готовился массовый вылет к партизанам Белоруссии. Николай Слепов получил задание — доставить в Пуховический район командира партизанского отряда товарища Н. X. Балана. Погода благоприятствовала полету в глубокий тыл: мелкий дождь и полная облачность служили самым надежным прикрытием от истребителей. По расчету штурмана Каспарова, который временно летал в составе экипажа Слепова, под самолетом должна бы показаться площадка отряда Балана, но условных сигналов для посадки не было. Партизанский командир усомнился: туда ли его доставили летчики. Но человеку, даже и летавшему несколько раз в качестве пассажира, трудно опознать местность с воздуха, да еще ночью. Так вот и Балан. Он прижался лицом к окну самолета и ничего не увидел — за бортом было темно. Как же быть? Ведь он вез боевые награды партизанам.
— Давайте полетим для контроля на площадки Филипских и Королева, — предложил Каспаров. — Они находятся в пятидесяти километрах отсюда.
С предложением штурмана командир корабля и партизанский командир согласились. Самолет взял курс на площадку Филипских. На ней тоже костров не заметили. Полетели к Королеву. И вот под самолетом точно обозначились пять костров, выложенные конвертом. Садиться на площадку Королева нельзя: она пригодна только для сбрасывания груза. Курс снова к Филипских. Теперь уже и он разжег свои посадочные костры, ожидая летчика Запыленова с боеприпасами.
Слепов повел свой самолет в заданный район. Теперь Н. X. Балан убедился, что его подчиненные сигналов не выложили. Как потом стало известно, партизаны, ожидая своего командира, приготовили площадку и сигналы для посадки с вечера, но были засечены фашистским самолетом, который бомбил расположение отряда и через определенные промежутки времени снова появлялся над площадкой. Партизаны решили не принимать свой самолет. Ни Слепов, ни Балан не знали этого, когда кружились в районе отряда.
И снова штурман Каспаров предложил выход из положения.
— Нужно сесть в отряде Филипских, — сказал он командиру корабля.
Следов посоветовался с командиром партизан.
— Конечно, согласен, — ответил Балан. — Отряд Филипских — это мой сосед, утром я доберусь оттуда до своих.
Посадку произвели в момент, когда с площадки только что взлетел Запыленов. Филипских радушно встретил старых знакомых — летчика, штурмана и своего друга Балана. Так как самолет сел неожиданно, раненые и дети не были подготовлены для отправки. Экипаж задержался на два часа. Здесь хорошо знали Николая Слепова, Ашота Каспарова, весь экипаж. Летчики и партизанские командиры сидели в землянке, вспоминали прежние встречи, перелет командира бригады с экипажем Степана Запыленова на Большую землю. И как потом, справившись с делами, Филипских два дня жил на аэродроме, ожидая отлета. С установлением благоприятной погоды вернулся он в бригаду на самолете Николая Слепова.
И вот, сидя в землянке с летчиками, командир партизанской бригады «Пламя», комиссар бригады и секретарь Пуховического райкома партии решили зачислить экипаж Слепова в почетные партизаны. Тут же был составлен приказ. Мы его приводим полностью:

ПРИКАЗ № 42 по партизанской бригаде «Пламя» от 14 октября 1943 года

За систематические рейсы в глубокий тыл противника и активное участие в деле доставки вооружения и боеприпасов партизанской бригаде «Пламя» личному составу экипажа самолета № 111 от лица службы объявляю благодарность и зачисляю в списки почетных партизан бригады «Пламя»:
1. Командира корабля — капитана СЛЕПОВА Николая Игнатьевича.
2. Штурмана — майора КАСПАРОВА Ашота Джумшутовича.
3. Бортмеханика — старшину РУДЕНКО Петра Андреевича.
4. Радиста — младшего лейтенанта КРУГЛОВА Михаила Ивановича.
5. Стрелка — старшину САТАЛКИНА Алексея Ивановича.
Ходатайствую перед командованием 101-го авиационного полка о награждении всего личного состава воздушного корабля № 111 по инстанции правительственными наградами за оказание огромной помощи в десантной переброске оружия и боеприпасов партизанам.
Комбриг «Пламя», полковник ФИЛИПСКИХ
Комиссар бригады «Пламя» ШЕРШНЕВ
Секретарь Пуховического РК КП(б)Б СНЕЖКО.

Погрузив 20 человек раненых, Слепов в ту же ночь возвратился на свой аэродром. Когда Гризодубовой доложили, что Слепов садился на площадку не в отряде Балана, а у Филипских и что экипаж зачислен в почетные партизаны, она тут же вызвала к себе почетных партизан, похвалила за разумную инициативу командира корабля и штурмана.
— За такое доверие надо платить благодарностью, и не словесной, а боевой, — сказала Валентина Степановна. — Если еще потребуется полет в бригаду «Пламя», готовьтесь: пошлем вас.
Получив такое обещание, Николай Игнатьевич каждый день справлялся у меня, скоро ли будет полет в Пуховический район. На третий день желаемое задание Слепов получил.
В ночь на 17 октября экипаж Слепова произвел посадку на площадку Филипских. Чтобы облегчить самолет, Николай Игнатьевич оставил горючего столько, сколько требовалось для обратного пути. За счет этого он вывез из фашистского тыла в ту ночь 20 человек раненых партизан и 16 детей.

При подготовке биографии, кроме указанных источников, использованы материалы сайтов  101-й авиаполк и  Армянская энциклопедия фонда «Хайазг».

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Верхозин А.М. Самолёты летят к партизанам. - М.: Политиздат, 1964

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Документы на сайте «Подвиг народа»