Герой Советского Союза
ВВС: Прочие
Земских Владимир Афанасьевич

Земских Владимир Афанасьевич

05.02.1917 - 02.09.1998

Герой Советского Союза

Даты указов

18.08.1945

Медаль № 8710

Орден Ленина № 51984

Земских Владимир Афанасьевич - командир эскадрильи 569-го штурмового авиационного Осовецкого Краснознаменного  полка  (199-я штурмовая авиационная Слонимская Краснознаменная дивизия, 4-й штурмовой авиационный корпус, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт), лейтенант.


Родился  5 февраля 1917 года в городе Благовещенск ныне Амурской области в семье рабочего. Русский. Окончил 7 классов и школу ФЗУ при Амурском речном пароходстве.  Работал токарем на Благовещенской судоверфи. Заочно учился в водном техникуме, занимался в аэроклубе парашютным спортом. Призван в армию в сентябре 1938 года Благовещенским райвоенкоматом.

В Красной Армии с 1938 года. Окончил Иркутское военное  авиационно-техническое училище в марте 1940 года, получив воинское звание воентехника 2-го ранга. Служил техником самолета в Омской военно-авиационной школе.  В 1944 году окончил Чкаловскую военную авиационную школу пилотов.

В действующей армии – с июня 1944 года.  Сражался на 1-м и 2-м Белорусском фронтах в составе  569-го штурмового авиационного полка 199-й штурмовой авиационной дивизии в  качестве летчика, командира звена, командира эскадрильи.

С 24 июня  по 6 августа  1944 года в составе 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта участвовал в Белорусской стратегической наступательной операции – Бобруйской наступательной операции (24 – 29 июня), а затем наступлении на барановичско-брестском направлении, в том числе освобождении города Слоним Гродненской области.

С 6 августа 1944 года до конца войны сражался в составе 4-й воздушной армии на 2-м Белорусском фронте.

Участвовал в Осовецкой наступательной операции (6 -14 августа 1944 года) и освобождении города-крепости  Осовец на территории Польши, в наступлении на остроленковском направлении и освобождении города Остроленка.

С 14 по 26 января участвовал в Млавско-Эльбингской наступательной операции – составной части Восточно-Прусской наступательной операции, в том числе освобождении польских городов  Плоньск,  Дойч-Айлау (Илава), Остероде (Оструда).

С 10 февраля по 4 апреля 1944 года участвовал в Восточно-Померанской стратегической наступательной операции – уничтожении гдынско-данцигской группировки противника и взятии городов Гдыня и Данциг (Гданьск).

С 16 апреля по 8 мая участвовал в Берлинской стратегической операции, в ходе которой 4-я воздушная армия вместе с другими войсками 2-го Белорусского фронта громила штеттинскую группировку противника.  Его полк содействовал наземным войскам в овладении городами Штеттин, Гарц, Пенкун, Казеков, Шведт и островом Рюген.

К концу войны лейтенант В.А.Земских совершил 110 успешных боевых вылетов, нанес противнику тяжелый ущерб в технике и живой силе. Уничтожил 7 танков, 89 автомашин, 6 паровозов, до 70 вагонов, взорвал 11 складов с горючим и боеприпасами, подавил  огонь 37 артиллерийских батарей, истребил до 300 солдат и офицеров противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за мужество и героизм, проявленные при нанесении штурмовых ударов по врагу, Земских Владимиру Афанасьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

С 1946 года В.А.Земских – в запасе. Работал в Аэрофлоте – летал на самолете По-2, затем на пассажирском самолете Ил-14. Когда по состоянию здоровья вынужден был оставить летную работу, трудился в Благовещенском аэропорту руководителем полётов.

Скончался 2 сентября 1998 года.

Награждён орденом Ленина (18.08.1945), 3 орденами Красного Знамени (20.09.1944, 18.04.1945, 30.04.1945), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (5.07.1944; 11.03.1985), медалями.

В городе Благовещенск на доме, где жил Герой, установлена мемориальная доска.


Из наградного листа


Тов. Земских участвует в Отечественной войне с июня 1944 года. За период боевой деятельности совершил 110 успешных боевых вылетов, при выполнении которых нанес противнику тяжелый ущерб в технике и живой силе.
Им уничтожено 7 танков, 89 автомашин, 6 паровозов, до 120 повозок с войсками и военным имуществом, подожжено до 70 вагонов, взорвано 11 складов с горючим и боеприпасами, подавлен огонь 37 батарей зенитной, малокалиберной зенитной и полевой артиллерии, убито и ранено до 300 солдат и офицеров.
За короткое время вырос из рядового летчика до командира эскадрильи. Эскадрилья под его командованием произвела 208 успешных боевых вылетов без потерь материальной части и экипажей. В Данцигско-Гдынской операции и в операции по прорыву укрепленной полосы противника на  западном берегу Одера эскадрилья показала себя сколоченной боевой единицей, способной выполнять сложные боевые задания.

24.06.1944 года группа 12 самолетов Ил-2 штурмовала артиллерийские позиции противника  в районе Большая Крушиновка. По самолетам открыла интенсивный огонь зенитная артиллерия противника. Тов. Земских первым из группы ринулся на подавление зенитного огня и заставил замолчать зенитную батарею. Группа выполнила боевое задание без потерь. В этот же день при втором вылете т. Земских сбросил свой бомбовый груз точно в цель и взорвал склад с боеприпасами.

16.06.1944 года при штурмовке скопления войск противника уничтожил до 10 немецких солдат, подавил огонь зенитной батареи , произведя 2 захода на цель с бреющего полета.

11.08.1944 года группе была поставлена задача – уничтожать  артиллерийские,  минометные батареи и живую силу противника в районе Моньки. Тов. Земских, снизившись до высоты 300 метров, в зоне сильного зенитного огня смело расстреливал пушечно-пулеметным огнем расчеты батарей. На опушке леса обнаружил замаскированный склад с боеприпасами и при втором заходе взорвал его.

12.08.1944 года группа из 6 Ил-2 уничтожала скопление живой силы и техники противника в районе переправы через реку Бебжа  в районе Осовец. При подходе к цели по самолетам открыла сильный огонь артиллерия противника. Тов. Земских, рискуя жизнью, смело атаковал цель. Бомбы сбросил точно на самоходные орудия, стоявшие около переправы. Две пушки загорелись. При втором заходе на цель подавил огонь зенитной батареи и  уничтожил до 15 солдат и офицеров.

25.08.1944 года группа штурмовала танки и автомашины противника на дороге у города Острув-Мазовецкий. При подходе к цели группу встретили 4 ФВ-190, один из них пытался зайти в хвост ведущему группы. Тов. Земских огнем пушек и пулеметов отогнал истребитель противника. Группа отразила атаки истребителей. Тов. Земских меткими ударами поджег 2 танка, до 4 автомашин и до 5 повозок.

5.02.1945 года группа из 4 Ил-2 (ведущий – тов. Земских)  в течение дня трижды наносила бомбардировочно-штурмовые удары по живой силе и технике противника в районе Браунберг – Мельзак. При первом вылете тов. Земских прямым попаданием бомб поджег танк и уничтожил до 6 солдат и офицеров. При последующих двух вылетах уничтожил 3 автомашины с боеприпасами, до 8 повозок и до 15 солдат и офицеров.

19.02.1945 года, нанося удар по войскам и технике противника в районе Пельпин, при подходе к цели заметил на железнодорожной станции 6 эшелонов. В результате нанесенного удара поджег до 4 вагонов и разбил 2 паровоза.

18.03.1945 года тов. Земских летал на разведку погоды в район боевых действий Гдыня. При подходе к переднему краю наших войск заметил бомбардировщик противника Ю-88, производящий фотографирование наших боевых порядков под прикрытием двух Ме-109. Атаковал Ю-88 и сбил его. При этом воздушный стрелок сбил 1 Ме-109, что подтверждается наземными войсками.

18.03.1945 года ведущим группы из 4 Ил-2  наносил удар по кораблям противника в порту Гдыня. Несмотря на интенсивный огонь зенитной артиллерии, группа выполнила задание отлично – подожгла 2 корабля среднего тоннажа, что письменно подтверждается наземными войсками.

20.3.1945 года  тов. Земских ведущим группы из 4 Ил-2 наносил бомбардировочно-штурмовой удар по береговой и корабельной артиллерии противника в порту Гдыня. При первом заходе группа нанесла удар по зенитным средствам противника, подавив огонь трех батарей. Последующими двумя заходами атаковала скопление автомашин, в результате было уничтожено до 15 автомашин, свыше 40 солдат и офицеров.

За мужество и отвагу, проявленную при выполнении 100 успешных боевых вылетов, нанесенный тяжелый ущерб противнику в технике и живой силе, отличное вождение групп на боевые задания и умелую организацию боевой работы эскадрильи достоин высшей правительственной награды – звания Героя Советского Союза.

Командир 569 штурмового авиационного Осовецкого Краснознаменного полка подполковник Лизогуб
8 мая 1945 года


А.Михайлов

Командир эскадрильи (из книги «Амурцы-герои)

...Тихий августовский вечер 1944 года. Летчики вернулись с ужина, собирались отдохнуть.  Вдруг в дверях появился посыльный.
 - Лейтенанта Земских к командиру!
 В кабинете накурено. Над картой склонились командир полка Лизогуб и офицер штаба. Полковник пригласил летчика к столу:
 - Это река Бебжа. Вот здесь, в районе Осовца, немецкая переправа. Противник сосредоточил тут много техники и пехоты. Командующий фронтом приказал нанести по переправе удар. Эта задача, лейтенант Земских, возлагается на вас. В вашем распоряжении будет еще пять экипажей. Вылет рано утром.
12 августа группа штурмовиков Ил-2, которых фашисты прозвали «черной смертью», до предела загруженных бомбами и снарядами, взяла курс на Осовец. Уже блеснули первые лучи восходящего солнца. Туман висел только в лощинах. Через полчаса появилась блестящая лента реки Бебжи.
 Земских переводит группу на малую высоту: нужна внезапность. Боевые машины, словно связанные крепкой нитью, стремительно идут на бреющем полете. Проходит еще десяток минут - и вот она, цель.
 Небольшой доворот... В эфире звучит команда:
 - «Набор»! Приготовиться к атаке!
 Горизонт плавно убегает под кабину самолета. Штурмовики вышли прямо на переправу.
 - Атака!
 На переправу обрушились бомбы. Трещат пулеметы, отрывисто стучат пушки. Все смешалось в серо-красный клубок. По реке плывут бревна, разбитые понтоны, доски...
 Приказ выполнен, но еще остались боеприпасы. Земских принимает решение повторить атаку. И тут немцы опомнились, заговорили зенитки.
 - Атакую зенитные установки, - передал по радио Земских. - С курса не сходить!
 Владимир Афанасьевич перевел самолет в крутое пике, навстречу огненным трассам. Не ожидая такой дерзости, вражеские зенитчики растерялись. Воспользовавшись этим, летчики вторично нанесли удар по переправе. С бреющего полета они расстреливают скопления техники и живой силы противника.
 Когда «илы» взяли курс на свой аэродром, летчики увидели, что на берегу реки полыхают немецкие танки, самоходные орудия, валяются десятки трупов. Главное, что фашисты лишились переправы. Это позволило нашим войскам окружить и уничтожить большую группировку войск противника.
За активную помощь наземным войскам, героизм летчиков при проведении белорусской операции авиаполку, где служил Земских, было присвоено наименование Осовецкий.
18 марта 1945 года Владимир Афанасьевич вылетел на разведку погоды в районе боевых действий у польского города Гдыня. Выполнил задание, доложил командованию: «Погода нормальная, работать можно».
 Подлетая к переднему краю, летчик заметил немецкий бомбардировщик Ю-88. Под прикрытием двух истребителей он шел под облаками и фотографировал наши боевые порядки.  Земских решил атаковать его.
 Бить нужно наверняка, иначе придется вести бой с тремя фашистскими самолетами. Вираж с набором высоты - и вот штурмовик в облаках. Еще вираж... Летчик перевел машину в пике. Пробив облачность, самолет вываливается в чистое пространство. «Юнкерс» ниже и впереди. Штурвал на себя... Можно прицеливаться.
 Земских ловит в сетку прицела вражескую машину. Вот перекрестие легло на фюзеляж. Пора! Летчик нажал на гашетку. Атака была так неожиданна, что вражеские истребители не успели принять боевой порядок. И лишь когда бомбардировщик, густо задымив, стал падать, они ожесточенно напали на советский самолет.
 Завязался неравный бой двух немецких истребителей с нашим штурмовиком, уступавшим им в скорости. К тому же фашисты оказались опытными пилотами.
 Уклонившись от одного самолета, Земских сразу попадал под атаку другого. Поединок продолжался уже больше десяти минут, но ни один из летчиков пока не открывал огня, выжидая подходящего момента.
 Земских непрерывно маневрировал. К счастью, фашистские пилоты действовали несогласованно. Наконец опытный глаз Земских уловил, что один гитлеровец на какой-то миг промедлил с маневром. Этим он и воспользовался. Зайдя «мессершмитту» в хвост на предельно короткую дистанцию, он, как говорится, выложил цель своему воздушному стрелку Борису Егорову. Короткая пулеметная очередь прошила истребитель, и он вспыхнул как факел. Другой поспешил скрыться...
 Мы рассказали только о двух боевых вылетах. А их на счету у Владимира Афанасьевича Земских было сто десять.
В июне 1944 года состоялся его первый боевой вылет. А уже 5 июля Земских был удостоен высокой награды - ордена Отечественной войны I степени.
Самые ответственные задания поручало командование летчику Земских, и не было случая, чтобы он не выполнил их. В любую погоду, днем и ночью, по нескольку раз в сутки водил он группы боевых самолетов на штурмовку вражеских объектов. За короткое время вырос до командира эскадрильи. 110 раз поднимал машину в воздух для выполнения боевых заданий. Росло летное мастерство, росло количество уничтоженной им живой силы и техники противника. На груди его прибавлялись награды - свидетельство боевого мастерства и мужества. И наконец высшая из них - Золотая Звезда Героя.
 После войны Владимир Земских с боевой машины Ил-2 пересел за штурвал По-2, а затем Ил-14. Продолжал летать, учил молодых авиаторов. Но годы давали себя знать. Когда врачебная комиссия категорически запретила подниматься в воздух, он попросился на командный пункт, руководителем полетов. Здесь нашел свое второе призвание.
Работал в Благовещенском аэропорту.

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Амурцы-Герои. Т. 1 - Благовещенск: ИПК "Приамурье", 2005.

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Документы на сайте «Подвиг народа»