Герой Советского Союза
ВВС: Прочие
Михаленков Ефим Андреевич

Михаленков Ефим Андреевич

22.03.1909 - 25.08.1992

Герой Советского Союза

Даты указов

13.04.1944

Медаль № 3515

Орден Ленина № 17805

Михаленков Ефим Андреевич – командир авиаэскадрильи 78-го гвардейского штурмового авиационного полка (2-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 16-я воздушная армия, Центральный фронт), гвардии капитан.

Родился 22 марта 1909 года в деревне Ермаки ныне Смоленского района Смоленской области в крестьянской семье. Русский. Окончил 2 курса Московского института инженеров связи, в 1937 году – 3-ю объединённую школу пилотов и авиатехников ГВФ в городе Балашов Саратовской области. Работал в Смоленском аэроклубе Осоавиахима штурманом, инструктором и главным инструктором. Призван в армию в 1941 году.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воевал на Западном, Юго-Западном, Сталинградском, Донском, Центральном, Белорусском, 1-м Белорусском фронтах.

Войну начал на Западном фронте в легкобомбардировочном полку. Совершал боевые вылеты днём и ночью на самолёте Р-5. С мая 1942 года проходил переобучение на самолёт-штурмовик Ил-2. В июле 1942 года в составе 618-го штурмового авиационного полка 228-й штурмовой авиационной дивизии прибыл на Юго-Западный фронт. В составе этой дивизии (с 18 марта 1943 года – 2-й гвардейской) находился до конца войны. Сражался, кроме 618-го, в 688-м (с 9 февраля 1943 года – 59-м гвардейском) и 78-м гвардейском полках дивизии. В мае 1943 года был назначен командиром авиаэскадрильи.

Участвовал в составе 8-й, а затем 16-й воздушной армии в Сталинградском сражении, в составе 16-й воздушной армии – в битве на Курской дуге, Черниговско-Припятской, Гомельско-Речицкой, Калинковичско-Мозырской, Белорусской стратегической наступательных операциях, в наступательных боях по освобождению Польши.

К 1 октября 1943 года совершил 240 успешных боевых вылетов на нанесение бомбардировочно-штурмовых ударов по скоплениям танков и мотомеханизированных частей, аэродромам, железнодорожным станциям, артиллерийским позициям, оборонительным узлам на переднем крае и в тылу противника. Нанёс врагу большой урон в живой силе и технике.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года за умелое руководство эскадрильей, мужество и героизм, проявленные при нанесении штурмовых ударов по врагу, Михаленкову Ефиму Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В ноябре 1944 года 78-й гвардейский штурмовой авиационный полк, где в это время служил Е.А.Михаленков, был отправлен с фронта в город Куйбышев (ныне Самара) для переучивания на новый штурмовик Ил-10, серийное производство которого только начиналось. В связи с конструктивными и заводскими недоработками, выявившимися в новом самолёте, обучение затянулось, и на фронт полк прибыл лишь в марте 1945 года. Трудности освоения самолёта лётчиками полка не позволили командованию дивизии ввести его в бой вплоть до окончания войны.

К моменту окончания войны совершил 275 боевых вылетов, войну закончил в должности командира 78-го гвардейского штурмового авиационного полка.

После войны продолжал службу на командных должностях в ВВС. С 1953 года служил начальником 1-го Московского городского аэроклуба ДОСААФ. С 1960 года подполковник Е.А.Михаленков – в запасе.

Жил в Москве. Умер 25 августа 1992 года. Похоронен в Москве на Миусском кладбище.

Награждён орденом Ленина (13.04.1944), 2 орденами Красного Знамени (04.11.1942; 28.01.1943), орденами Богдана Хмельницкого 3-й степени (18.02.1944), Александра Невского (24.08.1943), Отечественной войны 1-й (11.03.1985) и 2-й (26.05.1943) степени, Красной Звезды, «Знак Почёта», медалями.

Именем Героя названа улица в деревне Ермаки.


Из наградного листа (в сокращении)


Смелый, решительный и отважный летчик-командир. Имеет большой боевой опыт бомбардировочно-штурмовых ударов по немецко-фашистским войскам. Грамотно сочетает дерзость и маневр в воздушном бою с истребителями врага. Искусно маневрирует в зоне зенитного огня. Отлично управляет в бою своими ведомыми. Имеет отличную технику пилотирования, в совершенстве изучил штурманскую службу.
Точно и своевременно, невзирая на метеоусловия, наносит прицельные удары по технике и живой силе врага. Отлично летает на боевые задания в условиях ночи, быстро находит цели и наносит удары.
За период пребывания на фронтах Отечественной войны  сделал 240 успешных боевых вылетов, из них 57 успешных боевых вылетов ночью.

В период зимы 1941 – 1942 годов тов. Михаленков в труднейших метеоусловиях наносит cистематические ночные бомбардировочные удары по аэродромам противника в районах Юхнов, Ельня, Ярцево, Спас-Деменск.
В мае 1942 года убывает с полком в Резерв Главного Командования для переучивания на самолете Ил-2.
В период переучивания на новой материальной части тов. Михаленков показал образцы упорства в овладении новой грозной боевой машиной, за короткий период переучивания все зачетные испытания сдал на отлично.

В июле 1942 года немецко-фашистские войска, сделав прорыв на Южном и Юго-Западном фронтах, устремились к реке Дон, имея целью ее форсировать и развить наступление на Кавказ и к Сталинграду.
В этот период  тов. Михаленков прибыл в составе 618 штурмового авиаполка на Сталинградский фронт и начал вести боевую работу по наступающим гитлеровцам.

Для поддержания наступления своих войск немецко-фашистское командование стянуло большое количество бомбардировочной и истребительной авиации на аэродром Морозовский. Тов. Михаленков 3.08.1942 года получил боевой приказ – в  сумерках группой Ил-2 нанести удар по аэродрому, на котором находилось до 120 самолетов врага. Подходя к аэродрому, группа штурмовиков тов. Михаленкова была встречена бешеным зенитным огнем. Невзирая на это, тов. Михаленков по радио отдал приказ ведомым: «С курса не сходить, смерть или победа» и первый пошел в пикирование на скопление самолетов. В результате штурмовки аэродрома было создано 12 очагов пожара, сопровождавшихся сильными взрывами. Вся группа самолетов без потерь возвратилась на свой аэродром.

21.8.1942 года враг навел две  переправы через Дон у Песковатки, чтобы охватить Сталинград с севера. Тов. Михаленков получил боевой приказ уничтожить переправы и скопление мотомехчастей противника. Обе переправы были прикрыты сильным огнем зенитной артиллерии, кроме того, в воздухе патрулировали истребители врага. Требовались железная стойкость, мастерство и бесстрашие, чтобы выполнить этот приказ. Все эти качества выявил в себе тов. Михаленков. Собрав группу летчиков. Он заявил: «Если бомбы не попадут в цель, направлять самолеты в переправы и скопления танков. Погибнем, но не дадим врагу переправиться к Сталинграду с севера». Тщательно проработав задание, тов. Михаленков взлетел с группой штурмовиков Ил-2.
На подходе к цели их встретила сплошная стена заградительного огня зенитной артиллерии. Умело маневрируя, вся группа точно вышла вышла на цель. Первым пошел в атаку Михаленков. Двумя сброшенными бомбами и выпущенными РС-ами были подавлены некоторые орудия зенитной артиллерии, огонь ослаб. Пользуясь этим, Михаленков приказал ведомым немедленно бить по переправам и танкам врага. Сам Михаленков, снизившись до 300 метров, пушечно-пулеметным огнем обстреливал позиции зенитной артиллерии, его ведомые прицельно бомбили и штурмовали переправы. В результате удара одна переправа была полностью уничтожена, вторая сильно повреждена. Вся группа штурмовиков без потерь возвратилась на свой аэродром.

18.9.1942 года тов. Михаленков получил боевой приказ: группой из 8 Ил-2 нанести удар по аэродрому врага Евлампиевский, на котором было обнаружено до 80 самолетов врага.
Перед началом сумерек тов. Михаленков внезапным налетом нанес удар по аэродрому. В результате штурмовки было сожжено 12 Ю-88 и создано 5 очагов пожара. Группа без потерь возвратилась на свой аэродром.

22.10.1942 года тов. Михаленков получил боевой приказ нанести в сумерках бомбардировочно-штурмовой удар по аэродрому врага Б. Россошка. Где базировалось до 60 самолетов врага. В результате нанесенного удара было создано 12 очагов пожара, взорван склад боеприпасов, сожжено 8 самолетов. Летное поле на сутки выведено из строя.

За образцовое выполнение заданий командования тов. Михаленков был награжден орденом Красного Знамени.

В противовес успешному наступлению наших войск из района Клетская на юг и юго-запад враг подтянул танки и мотопехоту. Командованием полка была выделена группа из 8 Ил-2  под командованием тов. Михаленкова для нанесения удара по сосредоточенной группировке врага. Группа сделала 3 боевых вылета в условиях сильного противодействия зенитной артиллерии и истребительной авиации противника. Сосредоточенные танки и автомашины были разбиты, и наши войска начали успешноепродвижение.
За указанную операцию командующий Донским фронтом Маршал Советского Союза Рокоссовский всему составу группы объявил благодарность, тов. Михаленков был награжден вторым орденом Красного Знамени.

Тов. Михаленков систематически участвовал в выполнении боевых заданий по нанесению ударов по вражеским аэродромам вокруг Сталинграда, на которых базировалась транспортная авиация врага, питавшая окруженную группировку. В условиях зимы он за одну ночь делал по 3-4 боевых вылета.

Прибыв в марте 1943 года на Центральный фронт, тов. Михаленков с еще большим мастерством начал наносить чувствительные удары по немецко-фашистским войскам.

14.4.1943 года, будучи командиром группы штурмовиков Ил-2, в сложных метеоусловиях, ограниченной видимости и сильного зенитного огня на станции Комаричи – станции снабжения войск врага одним налетом разбил и зажег эшелон с танками и живой силой, разрушил входные и выходные стрелки, поджег станцию, после чего, не имея потерь, вернулся на свой аэродром.

17.4.1943 года в районе Тросна, где враг сосредоточил танки и живую силу, тов. Михаленков с группой из 8 Ил-2 нанес штурмовой удар. Несмотря на огонь зенитной артиллерии и появление истребителей противника, за 10 минут штурмовки   было уничтожено 6 танков, 15 автомашин с грузом и живой силой, расстреляно до 60 гитлеровцев.

20.4.1943 года во время штурмовки танков и артиллерийских позиций противника в районе Севска на группу напали истребители врага. Во-время построив группу в круг, тов. Михаленков в воздушном бою лично сбил один ФВ-190. Отлично выполнив задание, группа вернулась без потерь на свой аэродром.

За отличное выполнение боевых заданий на Центральном фронте тов. Михаленков был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.

В мае 1943 года он был назначен командиром эскадрильи.

Для срыва перевозок противника по железным и грунтовым дорогам перед ним была поставлена задача подготовить экипажи для свободных полетов на «охоту». В краткий срок тов. Михаленков, приложив все свои знания и боевой опыт, выучил подчиненный летный состав новому виду боевой работы. В течение июля его экипажи и он лично действовали по району: Навля, Середина-Буда, Суземка, станция Хутор-Михайловский, Радогощ, Добрин, Кокоревка.

13.6.1943 года тов. Михаленков, вылетев в паре на «охоту», обнаружил на перегоне железной дороге между станциями Кокоревка и Навля эшелон врага и атаковал его. В результате удара был взорван паровоз, разбито 4 платформы с танками, подожжен в трех местах состав с живой силой.

В период наступления немецко-фашистских войск на Орловско-Курском направлении тов. Михаленко ежедневно наносил бомбардировочно-штурмовые удары по наступающим  гитлеровцам, показывая образцы мужества и отваги.

15.7.1943 года группой самолетов Ил-2 в условиях огромной насыщенности истребительной авиации противника над полем боя на станции Бузулук разбил железнодорожный эшелон с танками и живой силой.

16.07.1943 года в районе Гачино враг сосредоточил до 70 танков и около 100 автомашин с пехотой для удара по нашим войскам. Тов. Михаленков с группой штурмовиков вылетел для нанесения удара и на подходе к цели подвергся атаке истребителей и сильному обстрелу зенитным огнем. При выходе из первой атаки его самолет получил повреждение, управление стало исключительно трудным. Все самолеты находились в зоне сплошного зенитного огня. Невзирая на огромную опасность, тов. Михаленков сделал два захода на цель и лишь после того, как начали гореть 5 танков и 11 автомашин, а гитлеровцы в страхе стали разбегаться, собрал всю группу и ушел на свой аэродром.

17.7.1943 года в районе Лаврово наши наступающие войска встретили ожесточенное сопротивление противника в одном из опорных пунктов. Группе Ил-2 под командованием тов. Михаленкова  было поручено нанести удар. Придя в район цели, группа в условиях  сильного зенитного огня сделала три захода на цель, подвергнув штурмовке район опорного пункта. В результате наши войска начали успешно развивать наступление. Ведущий группы тов. Михаленков и его ведомые летчики получили благодарность от командующего 16-й воздушной армией и от командующего 65-й армией.

19.7.1943 года, когда  наши войска развивали наступление на Кромском направлении, враг спешно подтягивал танки и артиллерию  из Кромы. Тов. Михаленкову с группой из 8 Ил-2 была поставлена задача уничтожить мост у Кромы, чтобы сорвать подтягивание резервов врага доя контратаки по нашим наступающим войскам.
При подходе к цели группа была встречена ураганным зенитным огнем. Умелым мавром тов. Михаленков точно вывел самолеты на цель. С крутого пикирования в один заход мост был уничтожен, рассеяны и частично уничтожены скопившиеся войска врага. Вся группа без потерь возвратилась на свой аэродром.

28.8.1943 года тов. Михаленков с группой в 6 штурмовиков Ил-2, нанося удар по подходящим резервам врага в районе Витячь, подвергся сильному зенитному обстрелу. Его самолет загорелся. Не растерявшись, тов. Михаленков умелым скольжением сбил пламя и вновь начал штурмовать колонны живой силы и техники врага.

За период пребывания на фронтах Отечественной войны тов. Михаленков нанес следующий урон врагу: самолетов уничтожено на земле и в воздухе 27, танков 34, автомашин с грузом и живой силой 65, складов с боеприпасами 7, зенитных орудий 17, минометов и пулеметов 65, переправ 6 (из них 2 на Дону), дзотов 18, орудий полевой артиллерии 36, взорвано паровозов 2, сожжено железнодорожных вагонов 36, расстреляно живой силы до 600 человек.

При выполнении боевых заданий тов. Михаленков проявлял и проявляет величайшую стойкость, мужество и отвагу. Своим бесстрашием и мастерством увлекает в бой  летчиков своей эскадрильи и всего полка, прививает им чувство ответственности перед Родиной за порученное великое дело освобождения Отчизны от немецко-фашистских захватчиков. Самые опасные и сложные боевые задания выполнялись им отлично и без потерь подчиненных ему экипажей. Придя на цель, все его приказания, какую бы сложность они не содержали, все ведомые немедленно выполняли, ибо каждый подчиненный ему летчик твердо уверен в его правильных решениях, в его отличном знании штурмовых ударов.

За образцовое выполнение боевых заданий командования в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество. бесстрашие, доблесть и геройство – заслуживает высшей правительственной награды – звания Героя Советского Союза.

Командир 78 гвардейского Краснознаменного Волжского  штурмового авиационного полка гвардии подполковник Наконечников
1 октября 1943 года

При подготовке биографии, кроме приведенных источников, использованы материалы сайта «Красные соколы», а также фотографии Героя с сайта «Лучший форум для коллекционеров».
 

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Воробьёв М.В. и др. Смоляне - Герои Советского Союза. М., 1982

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Документы на сайте «Подвиг народа»