Шапошник Борис Львович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 15272
Орден Ленина № 421253
Шапошник Борис Львович – главный конструктор СКБ-1 Минского автомобильного завода Министерства автомобильной промышленности СССР.
Родился 17 декабря 1902 года в городе Пинск Пинского уезда Минской губернии (ныне Пинского района Брестской области Белоруссии) в многодетной семье ремесленника-скорняка. Еврей. Окончил начальную четырехклассную школу, затем высшее четырехклассное училище в Пинске. С 15 лет трудился подсобным рабочим на стройках Пинска. В 1920 году переехал в Москву, где окончил рабфак при механико-электротехническом институте имени М.В.Ломоносова, а затем в 1930 году – МВТУ имени Н.Э.Баумана (ныне – МГТУ имени Н.Э.Баумана).
Был направлен на Московский автомобильный завод АМО (впоследствии – ЗИС, ныне АМО ЗИЛ), где в это время шла реконструкция. Трудился с 1929 года во время преддипломной практики на заводе планировщиком подлежащего реконструкции цеха. После защиты диплома с 1930 года работал на этом заводе техником рессорного цеха, инженером-конструктором конструкторского отдела, заместителем руководителя группы двигателей и трансмиссии, ведущим конструктором по двигателям и коробкам передач, начальником отдела карбюраторных двигателей.
В 1939 году Б.Л.Шапошник был назначен главным конструктором завода. Участвовал в разработке трехосного грузовика ЗИС-6, полноприводного ЗИС-32, полугусеничных ЗИС-22, ЗИС-33, ЗИС-35, газобаллонного ЗИС-30, газогенераторных ЗИС-13, ЗИС-18, ЗИС-21, ЗИС-41, автобусов ЗИС-8, ЗИС-16, ЗИС-17, легкового ЗИС-101А, занимался модернизацией грузовика ЗИС-5.
Во время Великой Отечественной войны в октябре 1941 года Б.Л.Шапошник вместе с работниками завода был эвакуирован в Ульяновск, где стал главным конструктором автозавода УльЗИС (ныне УАЗ), который вскоре начал выпускать грузовики ЗИС-5.
Здесь же под руководством Шапошника был спроектирован дизельный грузовик УльЗИС-253 грузоподъемностью 3,5 тонны. К 1 мая 1944 года первый УльЗИС-253, не уступающий по основным параметрам американскому Студебеккеру, был собран. Однако трудности с дизелем не позволили поставить перспективный грузовик на конвейер.
В 1944 году за выполнение заданий по производству автомобилей главный конструктор Б.Л.Шапошник был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
К УльЗИС-253 вернулись осенью 1946 года, когда под его выпуск было решено построить новый автозавод в Новосибирске. Главным конструктором этого завода был назначен Б.Л.Шапошник. Однако в конце 1948 года Новосибирский автозавод был передан в другое ведомство, а сотрудников отдела главного конструктора и экспериментального цеха Новосибирского автозавода во главе с главным конструктором Б.Л.Шапошником перевели на Минский автомобильный завод.
В январе 1949 года с должности главного конструктора объекта началась деятельность Б.Л.Шапошника на Минском автозаводе. В рекордно короткий срок (к 17 сентября 1950 года) под его руководством был разработан тяжелый карьерный двухосный самосвал МАЗ-525 грузоподъемностью 25 тонн с дизельным двигателем Д-12А мощностью 300 л.с. (на базе дизеля В-2 танка Т-34) и трехосный МАЗ-530 (грузоподъемность 40 т). Подобных транспортных средств до Б.Л.Шапошника никто не создавал. Самосвал МАЗ-525 был в 1958 году передан на вновь созданный Жодинский машиностроительный завод (ныне известный во всем мире белорусский автогигант БелАЗ).
25 июня 1954 года в структуре Минского автозавода было организовано Специальное конструкторское бюро №1 (СКБ-1) с целью создания серийного производства многоосных большегрузных полноприводных тягачей военного назначения. Главным конструктором СКБ-1 был назначен Б.Л.Шапошник. В ноябре 1955 года был собран разработанный в СКБ-1 опытный образец инженерного тягача МАЗ-528, предназначенного для работы с навесным бульдозерным оборудованием. Он стал прообразом разработанного в 1960 году инженерного колесного тягача МАЗ-538, который использовался в качестве базы для различных спецмашин: бульдозера, траншеекопателя, путепрокладчика.
В 1956 году под руководством Б.Л.Шапошника был разработан на базе одноосного тягача МАЗ-529В установщик портального типа 8У210 и транспортер пускового стола 8У217 для ракеты средней дальности Р-12, состоявшей на вооружении Ракетных войск стратегического назначения более 30 лет - с марта 1959 года по июнь 1989 года.
МАЗ-529В в качестве базы для ракетного установщика использовался и для ракет Р-12У, Р-14, Р-14У, Р-16У.
В 1956 году в СКБ-1 был изготовлен опытный образец четырехосного полноприводного артиллерийского тягача МАЗ-535 с двигателем Д12А-375 мощностью 375 л.с, который предназначался для буксировки тяжелых артиллерийских систем весом до 10 тонн. Дальнейшим развитием этого семейства стали седельный тягач МАЗ-535В с полуприцепом МАЗ-5248 (грузоподъемность 25 тонн), который был применен для транспортировки первой советской твердотопливной управляемой оперативно-тактической ракеты 9К71 "Темп".
Тягач МАЗ-535А. принятый на вооружение в 1962 году, использовался для транспортировки тележек ракет Р-12, Р-14, РТ-15, Р-26, ГР-1, Р-36.
В 1958 году Б.Л.Шапошник разработал одну из своих самых известных машин – седельный тягач МАЗ-537 с двигателем Д-12А-525 мощностью 525 л.с. Он по сей день остается в строю Ракетных войск стратегического назначения России.
Танковоз МАЗ-537Г с полуприцепом МАЗ-5247Г (грузоподъемность 50 тонн) использовался и в качестве транспортера баллистических ракет всего семейства УР-100, а также Р-36М.
Тягач МАЗ-537Е предназначался для буксировки полуприцепов с активным приводом на колеса. Он использовался в качестве базы, на которой монтировались транспортно-перегрузочные агрегаты ракет семейства УР-100, а также РТ-2, РТ-23УТТХ, РТ-2П "Тополь". На основе МАЗ-537 разработаны установщики ракет УР-100, Р-36М, РТ-23УТТХ, а также заправочные автоцистерны ЗАЦ-1 (для амила) и ЗАЦ-2 (для гептила). Тягач МАЗ-537Д с генераторной установкой стал базой для создания стартового полуприцепа СТ-30 для комплекса дальней беспилотной разведки ДБР-1 "Ястреб" (с самолетом Ту-123), принятого на вооружение в 1964 году.
При создании первого поколения минских тягачей-ракетовозов, основными представителями которого были семейства 535-й и 537-й моделей, СКБ-1 под руководством Б.Л.Шапошника впервые в отечественном машиностроении разработало и внедрило оригинальную гидромеханическую трансмиссию, двухскоростную раздаточную коробку, тележечную схему размещения мостов (2 + 2), сделало управляемыми колеса двух передних мостов, применило семь дифференциалов, независимую подвеску всех колес, пневмогидравлические тормоза, централизованную накачку шин, сконструировало оригинальную раму корытного типа.
МАЗ-537Б стал основой для разработки широко применяемого четырехосного тягача МА3-543 с разделенной кабиной водителя, позволяющей уменьшить общую габаритную длину самоходной пусковой установки.
За создание многоосных шасси повышенной проходимости 543-го семейства главный конструктор СКБ-1 Б.Л.Шапошник в 1968 году был награжден орденом Ленина и стал лауреатом Государственной премии СССР.
За заслуги в создании автомобилей высокой проходимости и грузоподъёмности Указом Президиума Верховного Совета СССР ("закрытым") от 7 марта 1973 года Шапошнику Борису Львовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Различные модификации тягача МАЗ-543 были использованы для создания самоходной пусковой установки 9П120 для ракеты «Темп-С»; машин ракетного комплекса на основе ракеты РС-14 «Темп-2С» - машины подготовки и пуска 15В56, машины дизель-электростанции МДЭС 15Н1061, боевой машины 9А52-2 дальнобойной крупнокалиберной системы залпового огня «Смерч» и других ракетных систем.
На основе компоновки МАЗ-543 были разработаны шасси для пусковых установок семейства «Оплот» с большей грузоподъемностью и более мощным двигателем (650 л.с.). Затем было создано шестиосное шасси МАЗ-547 грузоподъемностью 50 тонн с двигателем мощностью 748 л.с., также с разделенной кабиной, мостовой тележечной схемой трансмиссии и управляемыми колесами передних мостов. Это шасси было применено в самоходных пусковых установках для межконтинентальной баллистической ракеты «Темп-2С» (СС-16 по классификации НАТО) и ракеты средней дальности РСД-10 "Пионер" (СС-20 по классификации НАТО).
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 апреля 1976 года за создание особо мощного шасси для самоходной пусковой установки ракетного комплекса «Темп-2С» Б.Л.Шапошнику в числе других создателей комплекса была присуждена Ленинская премия.
Полноприводные шасси повышенной грузоподъемности колесной формулы 12х12 (МАЗ-547В) и 14х12 (МАЗ-7912) стали базой для создания самоходных пусковых установок межконтинентальных ракетных комплексов стратегического назначения.
Наряду с разработкой специальных автомобилей высокой проходимости и грузоподъемности, конструкторское бюро под руководством Б.Л.Шапошника создавало модификации этих автомобилей для народного хозяйства – тягач МАЗ-537Г с двухосным полуприцепом 5247Г, трубовоз МАЗ-7910 на шасси МАЗ-543М с одной двухместной кабиной, МАЗ-7310 с грузовой платформой грузоподъемностью 20 тонн и другие.
В 1977 году на базе тягача МАЗ-537Г и полуприцепа МАЗ-9994 была создана передвижная атомная электростанция "Памир-630Д".
Документация по МАЗ-537 была передана Курганскому заводу колёсных тягачей, который успешно выпускал это изделие до 1990-х годов.
С марта 1985 года – на пенсии.
Жил в Минске. Умер 12 сентября 1985 года. Похоронен в Минске на Чижовском кладбище.
Награжден 2 орденами Ленина (21.08.1968; 07.03.1973), орденом Октябрьской Революции (16.12.1982), 2 орденами Трудового Красного Знамени (28.10.1944, 17.06.1961), 2 орденами «Знак Почёта» (19.11.1949; 26.06.1959), медалями.
Заслуженный деятель науки и техники Белорусской ССР (1962). Лауреат Ленинской премии (1976) и Государственной премии СССР (1968). Доктор технических наук (1983).
В Минске на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.
При подготовке биографии использованы материалы сайтов За рулём, Русская сила, Всё о Ружанах, Old Team.ru.
Биографию подготовил: