Голубой Александр Михайлович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 8740
Орден Ленина № 55045
Голубой Александр Михайлович - начальник связи эскадрильи 16-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 11-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии 18-й Воздушной армии, гвардии младший лейтенант.
Родился 13 декабря 1920 года в деревне Ивашево ныне Шекснинского района Вологодской области в семье крестьянина. Русский. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал токарем на заводе.
В Красной Армии с 5 мая 1939 года. Окончил школу младших авиационных специалистов. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов.
На фронтах Великой Отечественной войны с августа 1941 года. Воевал стрелком-радистом, а с марта 1944 года одновременно начальником связи эскадрильи в дальнебомбардировочной авиации (ДБА), авиации дальнего действия (АДД) и 18-й воздушной армии. Член КПСС с 1943 года.
Участвовал:
- в обороне Москвы и контрнаступлении под Москвой – в 1941 году;
- в Ржевско-Сычёвской операции и бомбардировках объектов в городах Гжатск, Сычёвка, в боевых вылетах на бомбардировку военных объектов в городах Бухарест, Варшава, Вильно, Минск, Барановичи, Берлин, Будапешт, Кёнигсберг, Тильзит, Данциг, Псков, в обороне Сталинграда и Ленинграда – в 1942 году;
- в бомбардировках объектов в Брянске, Смоленске, Гомеле, Орле, Курске, Невеле, Дно, Полоцке – в 1943;
- в налётах на объекты в Бухаресте, Кишинёве, Витебске, Минске, Барановичах, Вильно, Тильзите, Кёнигсберге – в 1944;
- в бомбардировке вражеских укреплений в Польше, Восточной Пруссии и Германии – в 1945.
Начальник связи эскадрильи 16-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 11-й гвардейской бомбардировочной авиадивизии 18-й воздушной армии гвардии младший лейтенант А.М. Голубой к концу войны совершил 370 боевых вылетов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии младшему лейтенанту Голубому Александру Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (№ 55045) и медали «Золотая Звезда» (№ 8740).
В послевоенное время продолжал службу в ВВС. В 1949 году окончил Высшую офицерскую лётно-тактическую школу. Служил начальником связи эскадрильи и одновременно бортовым радистом экипажа в 157-м гвардейском бомбардировочном авиационном полку (в/ч 15539) с дислокацией в районе станции Энгельгардтовская Починковского района Смоленской области.
С 1955 года старший лейтенант А.М. Голубой - в запасе. Жил в городе Сычёвка Смоленской области.
Умер 15 июля 1981 года. Похоронен в Сычёвке на городском кладбище.
Награждён орденами Ленина (18.08.45), Красного Знамени (12.12.44), Красной Звезды (22.02.43), медалями «За отвагу» (20.02.42), «За боевые заслуги» (21.08.53), «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», «ХХХ лет СА и ВМФ».
Имя Героя носит Шекснинская средняя школа. В городском парке Шексны установлен бюст. В Сычёвском районном историко-краеведческом музее экспонируются документы, материалы о боевом и трудовом пути А.М. Голубого в послевоенные годы.
В мае 1939 года токаря одной из фабрик городка Шексна Александра Голубого призвали в РККА. Попал он в школу младших авиаспециалистов со специализацией «радист бомбардировщика». Кроме этого радисту полагалось быть ещё и воздушным стрелком, поэтому Голубой в школе был обучен и стрельбе из пулемёта ШКАС.
Боевое крещение сержант Голубой получил в финскую кампанию в феврале 1940 года, совершив с аэродрома на одном из карельских озёр несколько боевых вылетов на самолёте «СБ» на бомбардировку узлов финской обороны на рубеже и в тылу «линии Маннергейма».
В августе 1941 года в районе Воронежа на базе авиаполка, в котором служил сержант Голубой, был сформирован 420-й дальнебомбардировочный авиаполк 81-й бомбардировочной авиадивизии, который перелетел на аэродром в районе города Киржач, и оттуда лётчики начали свою боевую работу.
Экипаж самолёта «Ер-2», в котором стрелком радистом был сержант Голубой, состоял из командира И.Ф.Андреева, штурмана С.П.Алейникова и воздушного стрелка И.Д.Петрова. Первые 2 боевых вылета он совершил в конце сентября 1941 года в район города Спас-Деменск на бомбардировку колонны танков противника.
Тогда началась битва за Москву, и лётчики были нацелены на вражеские мотомехчасти, рвущиеся к столице. Экипаж Голубого вылетал на бомбардировку колонн противника в районы Спас-Деменска, Юхнова, Вязьмы и Гжатска. 18 октября 1941 года самолёт был подожжён вражескими истребителями, но лётчикам удалось его перетянуть на свою территорию и совершить аварийную посадку.
В конце 1941 года 420-й авиаполк передал оставшиеся машины «Ер-2» в другие части и был обращён на формирование нового 748-го авиаполка ДБА, который вооружили бомбардировщиками «ДБ-3ф» («Ил-4»).
Уже на новом самолёте в январе 1942 года в ходе контрнаступления под Москвой экипаж Голубого совершал боевой вылет по железнодорожной станции Сычёвка. После бомбометания и атаки по автоколонне противника, самолёт загорелся от зенитного снаряда. Долго командир тянул машину, полную дыма, к линии фронта, чтобы избавить экипаж от опасностей приземления на территории, занятой врагом. Перед передним краем самолёт вторично был подбит зенитным огнём и сел на «брюхо» на нейтральной полосе. При этом Голубой от удара о землю потерял сознание. Подоспели советские лыжники, вывезли авиаторов из зоны вражеского обстрела.
К февралю 1942 года сержант Голубой в составе экипажа совершил 30 боевых вылетов и за отличие в них был награждён медалью «За отвагу».
С весны 1942 года экипаж Голубого начал выполнять дальние боевые вылеты на бомбардировку политических центров противника. Он участвовал в налётах на военные объекты в городах Бухарест, Кёнигсберг, Варшава, Вильно, Минск, Барановичи. Во время вылета 24 апреля 1942 года он своевременно заметил 2 патрулирующих «Ме-109», что дало возможность командиру сманеврировать и уйти от преследования.
18 августа 1942 года 748-й авиаполк, в котором служил старший сержант Голубой, в числе первых в авиации дальнего действия был преобразован во 2-й гвардейский.
25 августа 1942 года, когда полк летал бомбить Берлин, Голубой с экипажем вторично не вернулся на свой аэродром. Самолёт был подбит фашистскими истребителями. Загорелось правое крыло, огонь стал подбираться к кабине. Командир приказал всем выброситься с парашютом. Благодаря сильному западному ветру удачно приземлились на своей территории.
5 сентября 1942 года Голубой участвовал в вылете на Будапешт. Самолёт часто попадал в нисходящие и восходящие потоки воздуха. Иногда машина проваливалась на 500-600 метров. Над Будапештом погода улучшилась. После того как на военные объекты сбросили бомбы, возникло несколько очагов пожара.
13 сентября 1942 года воздушный стрелок-радист Голубой в составе 1-й эскадрильи 2-го гвардейского авиаполка наносил бомбовые удары по военно-промышленным объектам Данцига (Гданьск) и Тильзита (Советск). В Данциге возникло большое число очагов пожара, из них 7 – крупных. Лишь в районе складов портового управления в данцигской верфи было зафиксировано 9 очагов пожара и несколько взрывов.
С 17 по 27 сентября 1942 года стрелок-радист Ил-4 Голубой принимал активное участие по разгрому группировок противника в районе Сталинграда, делая по 2 боевых вылета в ночь, что составило 16 вылетов. 20 сентября бомбардировал скопление войск противника в районе Сталинграда, в результате бомбометания возник сильный взрыв — прямое попадание в склад с боеприпасами. На следующий день в районе разъезда Конный Голубой обстрелял из ШКАС скопление вражеской пехоты и прожектора.
После работы под Сталинградом лётчиков полка перенацелили на защиту Ленинграда. В одном из вылетов над озером Ильмень экипажу Голубого пришлось принять воздушный бой с 3-я вражескими истребителями. Проявив исключительное хладнокровие, командир повёл свою машину в лобовую атаку. Фашисты быстро рассыпались по сторонам, но вскоре напали на наш самолёт одновременно с трёх направлений. Голубой прицелился во вражескую машину, наседавшую справа, и дал из пулемёта длинную очередь. Пули легли в цель. Но атакой другого истребителя Ил-4 Голубого был повреждён. Лётчику с трудом удалось дотянуть до своей территории и посадить его на колхозное поле. После тщательного осмотра выяснилось, что машина прошита дюжиной пуль, у неё повреждено управление.
15 октября 1942 года воздушный стрелок-радист Голубой с высоты 1200 метров удачно обстрелял скопление войск противника на железнодорожной станции Псков. В этот период в одном из номеров газеты «Правда» в корреспонденции «Они бомбили Берлин» было упомянуто и имя А.М.Голубого.
К февралю 1943 года стрелок-радист 1-й эскадрильи 2-го гвардейского авиаполка дальнего действия гвардии старший сержант Голубой выполнил 180 боевых вылетов, из которых 152 – ночью, и подверг бомбардировке скопления железнодорожных эшелонов с боеприпасами и мотомехчастями на станциях Брянск, Витебск, Смоленск, Минск, Гомель, Орёл, Вильно, Курск, Двинск, Псков, Невель, Дно, Сычёвка, Щигры, Вязьма, Барановичи, Полоцк, войск и живой силы противника в районах: Ржев, Гжатск, Сычёвка, Витебск, Сталинград, и был награждён орденом Красной Звезды.
В конце мая 1943 года гвардии старшего сержанта Голубого и штурмана С.П.Алейникова перевели в состав 16-го гвардейского авиаполка АДД. Они стали летать в экипаже гвардии подполковника А.Цейгина.
Летом-осенью 1943 года, накануне и в ходе Курской битвы и последующих наступательных операций, экипаж Голубого был сосредоточен в основном на узлах коммуникаций противника, станциях и объектах городов Орёл, Брянск, Гомель, тем самым нарушая техническое обеспечение вражеского наступления и помогая нашим наземным войскам в овладении этими городами.
Зимой 1943-44 годов Голубой окончил краткосрочные курсы, получил звание гвардии младшего лейтенанта и был назначен начальником связи своей 1-й эскадрильи. Одновременно он оставался воздушным стрелком-радистом экипажа и в его составе участвовал в боевой работе.
В ночь на 4 мая 1944 года экипаж Голубого в группе советских бомбардировщиков совершал налёт на цель неподалёку от Кишинёва. Здесь в лесу немцы сосредоточили огромные запасы авиационных бомб и снарядов. Строго придерживаясь заранее разработанного плана, самолёты один за другим выходили на цель и сбрасывали на неё груз. Экипаж, в составе которого был Голубой, также повёл машину в бомбовую атаку. Два знакомых толчка — бомбы пошли вниз, и через полминуты внизу полыхнули два огненных столба. А ещё через мгновение земля на много километров вокруг озарилась ярко-красным пламенем, поднявшимся на огромную высоту. Бомбы попали в цель, и вражеский склад боеприпасов взлетел на воздух. Но тут некстати отказала радиостанция. Потеряв ориентировку, штурман забеспокоился. Можно было лететь вслепую, но это - большой риск. Голубой начал быстро искать неисправность на ощупь. Нужно было исключительно хорошее знание материальной части аппаратуры, чтобы в полёте разобрать и вновь сложить её отдельные части, проверяя соединения и изоляцию проводки, заменяя лампы. Наконец неисправность была устранена. Экипаж самолёта услышал знакомые звуки своего пеленга и уверенно пошёл на базу.
В конце июня 1944 года в ходе Белорусской операции экипажу бомбардировщика приказали разбомбить ночью воинский железнодорожный состав, вышедший на запад из Минска. На пути к цели советский самолёт атаковали истребители «Ме-110». Голубой открыл по ним огонь из пулемётов. Один из «мессершмиттов» получил серьёзное повреждение и вышел из боя. Ещё несколько неудачных попыток подбить наш самолёт — и вражеские истребители исчезли. А вражеский эшелон не дошёл до пункта назначения.
В другом вылете после очередного бомбового удара в районе Осиповичей самолёт осветили вражеские прожекторы. С земли к бомбардировщику устремились огненные пунктиры трассирующих пуль, вспыхнули разрывы зенитных снарядов. Советские лётчики приняли смелое решение: они быстро сменили курс, снизились до 200 метров и начали штурмовать позиции зенитчиков. Под метким огнём стрелка-радиста Голубого один за другим погасли 4 вражеских прожектора, замолкла пулемётная установка.
За отличие в ходе Белорусской операции и налётов на вражеские военные объекты в Польше, Восточной Пруссии и Германии гвардии младший лейтенант Голубой приказом по АДД был награждён орденом Красного Знамени.
В конце 1944 года АДД была расформирована, и полк, в котором воевал гвардии младший лейтенант Голубой, вошёл в состав сформированной на базе АДД 18-й воздушной армии.
В боях за Родину Александр Михайлович Голубой участвовал до последнего дня войны. Он совершил 370 боевых вылетов, причём более 20 из них на бомбардировку крупных военно-промышленных объектов в глубоком тылу гитлеровской Германии. При выполнении боевых заданий Голубой всегда проявлял пример храбрости и находчивости, беззаветного служения Отчизне, за что был удостоен звания Героя Советского Союза.
После войны Голубой продолжил службу в бомбардировочной авиации. Служил до 1955 года в Починковском районе Смоленской области, занимая ту же должность, что и на войне – начальник связи эскадрильи и одновременно бортовой стрелок-радист. В 1949 году окончил Высшую авиационную лётно-тактическую школу, стал гвардии старшим лейтенантом.
После выхода в запас Александр Михайлович Голубой поселился в городе Сычёвка, с которым у него были связаны военные будни, и в котором он прожил до конца своей жизни.
Биографию подготовил:
Герои Вологодчины. Энциклопедический словарь биографий. - Вологда, 2015.
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Документы на сайте «Подвиг народа»
Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации