Григорьев Иван Иванович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Григорьев Иван Иванович — командир эскадрильи 93-го гвардейского штурмового авиационного Рава-Русского ордена Богдана Хмельницкого полка (5-я гвардейская штурмовая авиационная Запорожская Краснознамённая дивизия, 2-й гвардейский штурмовой авиационный Владимир-Волынский Краснознамённый корпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), гвардии старший лейтенант.
Родился 29 июня 1922 года на разъезде Уткуль под Бийском (Алтайский край) в семье путевого рабочего. Русский. В дальнейшем вместе с семьёй жил в Барнауле, на станции Баюново, затем в селе Контошино ныне Косихинского района. В этом селе oкончил семилетнюю школу. Переехал в деревню Чесноковка (пригород Барнаула, ныне город Новоалтайск). В 1939 году поступил в Барнаульскую транспортно-техническую (железнодорожную) школу, одновременно обучался в Барнаульском аэроклубе, который окончил в 1940 году.
Призван в армию в январе 1941 года и направлен вначале в Новосибирскую авиационную школу лётчиков, а затем переведен в военную авиационную школу лётчиков в городе Молотов (ныне Пермь), где получил квалификацию лётчика бомбардировочной авиации. После окончания школы в мае 1942 года направлен в авиационную школу лётчиков в городе Чкалов (ныне Оренбург) для переобучения на штурмовик Ил-2. После окончания 22 апреля 1943 года этой школы младший лейтенант И.И.Григорьев был направлен в действующую армию.
Сражался в 93-м гвардейском штурмовом авиационном полку 5-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии на Юго-Западном, 3-м и 1-м Украинских фронтах.
На Юго-Западном фронте в составе 17-й воздушной армии во время оборонительных боёв Курской битвы в июле 1943 года содействовал войскам 7-й гвардейской армии Воронежского фронта. Затем участвовал в Изюм-Барвенковской (17-27 июля 1943 года), Донбасской стратегической (13 августа – 22 сентября 1943 года), Запорожской (10-14 октября 1943 года) наступательных операциях.
На 3-м Украинском фронте в составе 17-й воздушной армии участвовал в Никопольско-Криворожской (30 января – 29 февраля 1944 года), Березнеговато-Снигирёвской (6-18 марта 1944 года), Одесской (26 марта – 14 апреля 1944 года) наступательных операциях.
На 1-м Украинском фронте в составе 8-й, а затем 2-й воздушной армии участвовал в Львовско-Сандомирской (13 июля – 29 августа 1944 года) стратегической, Сандомирско-Силезской (12 января – 3 февраля 1945 года), Нижнесилезской (8-24 февраля 1945 года) и Верхнесилезской (15-31 марта 1945 года), Берлинской стратегической (16 апреля – 8 мая 1945 года) наступательных операциях.
К марту 1945 года совершил 155 успешных боевых вылетов на штурмовике Ил-2 на штурмовку и разведку войск противника, в воздушных боях сбил 4 самолёта противника лично и 1 в группе, 4 самолёта уничтожил на земле.
Герою не довелось получить заслуженную высокую награду. 8 мая 1945 года
он вылетел на боевое задание из района города Коттбус (Германия) для
поддержки наземных войск в Пражской наступательной операции. Над
территорией Польши его самолёт, летевший на малой высоте, был обстрелян
зенитным огнём и сбит. Лётчик приказал воздушному стрелку Г. Гончарову
покинуть машину, и тот выбросился с парашютом. За ним последовал
И.И. Григорьев, но для раскрытия парашюта уже не хватило высоты.
Похоронен на воинском кладбище в городе Ченстохова (улица Цментарна),
Силезское воеводство, Польша*.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с
немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство старшему лейтенанту Григорьеву Ивану Ивановичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Награждён орденами Ленина (27.06.1945), Красного Знамени (17.08.1943), Александра Невского (24.04.1945), Отечественной войны 1-й степени (19.02.1944), Красной Звезды (29.10.1943), медалями.
Именем Героя названы улица, парк и школа № 17 в Новоалтайске; там же, в его честь, установлены бюст и обелиск. В Новоалтайском городском краеведческом музее И.И. Григорьеву посвящён раздел экспозиции.
Из наградного листа
Тов. Григорьев с июня 1943 года по настоящее время на штурмовку и бомбардировку войск противника произвел 155 успешных боевых вылетов. За этот период в результате бомбардировочно-штурмовых ударов уничтожил и повредил: танков – 14, самоходных орудий – 12, автомашин – 48, полевых орудий – 32, паровозов и вагонов – 7, взорвано складов с боеприпасами – 3, складов с горюче-смазочными материалами – 2, рассеяно и частично уничтожено свыше 685 солдат и офицеров противника.
Тов. Григорьев не раз принимал участие в воздушных боях, в которых сбито им лично 4 самолета Ю-87 и в групповом бою – 1 Хе-129. При налете на аэродром Краматорская уничтожил на земле 4 самолета противника, из них 2 Ю-88 и 2 МЕ-109.
В период напряженных боевых действий под Белгородом, Изюмом, Запорожьем, Никополем и Одессой тов. Григорьев выполнял самые ответственные задания по разведке в тылу врага и наносил бомбардировочно-штурмовые удары по переправам и железнодорожным перевозкам. На Белгородском направлении в июне 1943 года, отражая наступление противника, в зоне сильного зенитного огня за 10 дней произвел 40 успешных боевых вылетов на штурмовку техники и живой силы врага.*
В ноябре 1943 года противник пытался выйти в район Запорожья, но героическими атаками штурмовиков, ведомых тов. Григорьевым, в сложных метеоусловиях, при видимости 1 – 2 километра, атаки противника были отбиты. Группа, снижаясь до бреющего полета, в упор расстреливала технику и живую силу врага.
6 февраля 1944 года перед Григорьевым, как перед опытным летчиком, была поставлена задача разбить переправу через реку Днепр, Никополь – Каменка. Несмотря на мощную завесу огня зенитной артиллерии, группа прорвалась к переправе и уничтожила ее, что подтверждено фотоконтролем. В момент пикирования у самолета тов. Григорьева был перебит руль высоты. Несмотря на то, что самолет потерял управление рулями высоты, тов. Григорьев, отлично пилотируя, довел самолет до своего аэродрома и произвел посадку.
11 мая 1944 года, будучи ведущим группы из 8 самолетов Ил-2, в районе Пугачены действовал по наземной радиостанции наведения. Несмотря на противодействие 4-х истребителей противника, группа сделала над целью 6 заходов, уничтожив при этом радиостанцию, 4 танка и до двух батарей полевой артиллерии. Вся группа без потерь вернулась на свой аэродром. За отличную работу над целью группе наземным командованием была объявлена благодарность.
23 июля 1944 года группа из 6 самолетов Ил-2, ведущий – тов. Григорьев, вылетела на штурмовку отходящих сил противника по дороге Менчин – Замостье. Невзирая на сложные метеоусловия – дождь, ведущий точно вывел группу на цель. Снижаясь до бреющего полета, группа уничтожала технику и живую силу врага. Группа сделала над целью 7 заходов, 120 атак. В этот вылет уничтожила танков – 5, автомашин – 10, повозок с грузом – 18, рассеяла и частично уничтожила до 50 солдат и офицеров противника.
Тов. Григорьев исключительно бережно относится к своей машине. Будучи 3 раза подбит зенитной артиллерией и истребителями противника, он почти при неуправляемости самолета приводил его на свой аэродром.
При выполнении боевого задания в районе Белгорода прямым попаданием зенитного снаряда был выведен из строя мотор. Тов. Григорьев, пытаясь перетянуть самолет на свою территорию, был подожжен «мессершмиттами», его кабина была охвачена пламенем, сам он был ранен. Покинул машину только после того, как сам был охвачен пламенем – с высоты 150 метров выбросился с парашютом над передним краем наших войск.
Зная отличную боевую подготовку тов. Григорьева, командование полка поручает ему самые ответственные задания. Разведка в глубине тыла противника – это излюбленный метод тов. Григорьева. Сведения его разведки обширны, точны и справедливы, что подтверждалось группами, которые вылетали на обнаруженные им цели.
Вылетев на штурмовку железнодорожного эшелона 3 февраля 1944 года в район Никополь – Апостолово, тов. Григорьев взорвал эшелон с боеприпасами. Выходя из атаки, тов. Григорьев заметил группу Ю-87, идущую курсом к линии фронта. Ведущий передал команду по радио своим ведомым и всей группой смело пошел на сближение с самолетами врага. Первой же длинной очередью слева зажег ведущего группы Ю-87. Группа потеряла управление и разбрелась, сбросив бомбы на свои войска. Второй атакой сверху на уходящий Ю-87 тов. Григорьев двумя очередями сбил его.
14 марта 1944 года, вылетев на разведку в район Ново-Севастополь, ведущий пары тов. Григорьев на встречных курсах заметил группу Ю-87. Ведущий разворотом влево зашел в хвост к противнику. Группа Григорьева, подойдя на дистанцию 300 метров, пулеметно-пушечным огнем атаковала отставшего Ю-87 и подожгла его, после чего он горящим врезался в землю.
12 августа 1944 года тов. Григорьев вылетел на бомбардировочно-штурмовой удар по технике и живой силе противника в район Кортница. Ведущий привел группу точно на цель. По команде тов. Григорьева группа точным прицельным бомбометанием сбросила бомбовую нагрузку на головы врага. Группа уничтожила и повредила 3 танка, 8 автомашин, создала 5 очагов пожара с большими взрывами, уничтожила 3 полевых орудия, рассеяла и частично уничтожила до 45 солдат и офицеров противника.
31 августа 1944 года при самых неблагоприятных метеоусловиях тов. Григорьев вылетел на штурмовку войск противника в район Родник. Группа над целью сделала 6 заходов, 97 самолето-атак. В этот вылет группой уничтожено: танков – 2, автомашин – 12, повозок с грузом – 8, рассеяно и частично уничтожено до 70 солдат и офицеров противника.
13 января 1945 года по заданию командования тов. Григорьев вылетел с группой из 8 Ил-2 в район Завихвост на уничтожение отходящих сил противника. Тов. Григорьев, пользуясь облачностью, внезапно атаковал отходящие войска. Группа над целью сделала 6 заходов. В этот вылет тов. Григорьев лично уничтожил 3 автомашины и 1 танк.
20 февраля 1945 года с группой из 8 Ил-2 тов. Григорьев наносил удар по технике и живой силе противника в районе Бенау (Германия). Несмотря на сильный зенитный огонь, ведущий нашел цель и точным прицельным бомбометанием сбросил свою бомбовую нагрузку на головы врага. В этот вылет группой уничтожено и повреждено: танков – 2, автомашин – 4, подавлено 3 точки зенитной артиллерии, рассеяно и частично уничтожено до 30 солдат и офицеров противника.
Тов. Григорьев в бою смел и решителен. Служит примером для всего летного состава. За период работы командиром эскадрильи он лично подготовил и ввел в строй 12 молодых летчиков. Эскадрилья под его руководством произвела 1750 успешных боевых вылетов, потеряв при этом только 1 экипаж.
Тов. Григорьев – дисциплинированный, волевой и энергичный командир. Среди летного состава пользуется любовью и уважением.
За личную отвагу и геройство, проявленные в боях с немецкими захватчиками, за отличное руководство эскадрильей и за лично произведенные 155 успешных боевых вылетов достоин награждения высшей правительственной наградой – присвоения звания «Герой Советского Союза».
Командир 93 гвардейского штурмового авиационного Рава-Русского ордена Богдана Хмельницкого полка Герой Советского Союза гвардии подполковник Шумский
29 марта 1945 года
-----------------------------
* здесь 2 опечатки – «в июне» вместо «в июле» и в количестве вылетов. В наградном листе на орден Красного Знамени говорится, что на Белгородском направлении с 17 по 17 июля 1943 года он совершил 10 успешных боевых вылетов.
При подготовке биографии, кроме указанных источников, использованы материалы сайта «Земляки в годы Великой войны» СОШ №13, город Барнаул.
Биографию подготовил:
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Документы на сайте «Подвиг народа»
Документы на сайте «Мемориал»
Документы на сайте «Память народа»
Кузнецов И.И., Джога И.М. Золотые Звёзды Алтая. - Барнаул: 1982