Герой Советского Союза
ВВС: Прочие
Бухнин Филипп Петрович

Бухнин Филипп Петрович

25.11.1922 - 24.04.1995

Герой Советского Союза

Даты указов

18.08.1945

Медаль № 8208

Орден Ленина № 51846

Бухнин Филипп Петрович - лётчик старший 783-го штурмового авиационного Танненбергского полка (199-я штурмовая авиационная Слонимская Краснознаменная дивизия, 4-й штурмовой авиационный корпус, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт), лейтенант.

Родился 25 ноября 1922 года в селе Подгорное ныне Уваровского района Тамбовской области в крестьянской семье. Русский. Окончил 8 классов и школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Работал слесарем на заводе в городе Котовск Тамбовской области. Окончил Тамбовский аэроклуб. Призван в армию в 1940 году Тамбовским райвоенкоматом. В 1941 окончил Балашовскую военную авиационную школу и был оставлен в ней лётчиком-инструктором.

В действующей армии младший лейтенант Ф.П.Бухнин – с мая 1943 года. Сражался в 783-м штурмовом авиационном полку на Брянском, Прибалтийском (с 20 октября 1943 года – 2-м Прибалтийском), 1-м и 2-м Белорусских фронтах.

На Брянском фронте в составе 15-й воздушной армии участвовал в Орловской стратегической (12 июля – 18 августа 1943 года) и Брянской (1 сентября – 3 октября 1943 года) наступательных операциях.

С октября 1943 по февраль 1944 года в составе 15-й воздушной армии на Прибалтийском (2-м Прибалтийском) фронте поддерживал наземные войска фронта в наступлении на витебско-полоцком направлении, затем в разгроме Невельской группировки войск противника.

С 24 июня по 6 августа 1944 года в составе 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта участвовал в Белорусской стратегической наступательной операции – Бобруйской наступательной операции (24-29 июня), а затем наступлении на барановичско-брестском направлении.

С 6 августа 1944 года до конца войны сражался в составе 4-й воздушной армии на 2-м Белорусском фронте.

Участвовал в Осовецкой наступательной операции (6-14 августа 1944 года) и освобождении города Осовец на территории Польши, наступлении на остроленковском направлении и освобождении города Остроленка (6 сентября 1944 года).

С 14 по 26 января участвовал в Млавско-Эльбингской наступательной операции – составной части Восточно-Прусской наступательной операции.

С 10 февраля по 4 апреля 1944 года участвовал в Восточно-Померанской стратегической наступательной операции – уничтожении гдынско-данцигской группировки противника и взятии городов Гдыня и Данциг (Гданьск).

К 11 апреля 1945 года совершил 98 боевых вылетов на штурмовку живой силы и техники, укреплений, артиллерийских позиций, транспортных коммуникаций противнка, лично сбил вражеский истребитель в воздушном бою.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за отвагу и мужество, проявленные при нанесении штурмовых ударов по противнику, лейтенанту Бухнину Филиппу Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8208).

С 16 апреля по 8 мая участвовал в Берлинской стратегической операции, в ходе которой 4-я воздушная армия содействовала наземным войскам в разгроме штеттинской группировки противника.

К концу войны Ф.П.Бухнин совершил 115 успешных боевых вылетов.

После окончания войны 199-я штурмовая авиационная дивизия находилась в Германии. В 1947 году она была расформирована, и Ф.П.Бухнин был направлен в новый полк, расположенный в городе Луцк Волынской области. С 1958 года майор Ф.П.Бухнин – в запасе.

Жил в Тамбове, работал более 30 лет на заводе «Электроприбор» в отделе технического контроля, а после выхода на пенсию – в заводском музее. Скончался 24 апреля 1995 года. Похоронен на Воздвиженском кладбище в Тамбове.

Награждён орденом Ленина (18.08.1945), 2 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (6.11.1944; 11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды, медалями.

Бюст Героя установлен на Мемориале в парке Победы города Уварово.


Из наградного листа

Тов. Бухнин участвует в боях против немецких захватчиков с 6 мая 1943 года. За этот период совершил 98 успешных боевых вылетов на самолете Ил-2. Провел 14 воздушных боев и сбил 1 самолет противника Ме-109. Сам не сбивался. Участвовал в составе частей Брянского фронта в прорыве глубоко эшелонированной обороны противника летом 1943 года на участке Мценск – Болхов и в разгроме Орловской группировки немецких войск, где произвел 14 успешных боевых вылетов ведущим пар «охотников». Тов. Бухнин ведущим пар «охотников» действовал по срыву железнодорожных и автомобильных перевозок, а также уничтожал отдельные штабные и легковые машины.
Действовал в сложных метеорологических условиях, появляясь над целью неожиданно и нанося противнику своими штурмовыми действиями большой урон в живой силе и технике.
Участвовал с октября 1943 года по февраль 1944 года в операциях по разгрому Невельской группировки немецких войск в составе 2-го Прибалтийского фронта, где произвел 22 успешных боевых вылета также ведущим пар «охотников», с той же задачей срыва железнодорожных и автомобильных перевозок и ударов по штабам неприятельских войск. Действуя в сложных метеорологических условиях, несмотря на сильное противодействие зенитной артиллерии и атаки истребителей противника, все задания командования выполнял только отлично.
С 24.06.1944 года по 6.08.1944 года в составе 4-го штурмового авиационного корпуса 1-го Белорусского фронта во взаимодействии с 9-м танковым корпусом участвовал в прорыве сильно укрепленной линии обороны противника на Бобруйском направлении и в уничтожении его окруженных войск в городе Бобруйск, а также в дальнейшем его преследовании на Барановичском, Слонимском и Брестском направлениях. Произвел 13 успешных боевых вылетов.
С 6.08.1944 года участвовал в составе частей 2-го Белорусского фронта в операциях по овладению городами-крепостями Осовец и Остроленка, где совершил при сильном противодействии зенитной и малокалиберной зенитной артиллерии 6 успешных боевых вылетов.
С 14 января 1945 года участвовал в операциях по прорыву глубоко эшелонированной обороны противника в районе городов Пултуск – Макув, произвел 20 успешных боевых вылетов.
Тов. Бухнин – хороший организатор и воспитатель своих подчиненных. Личный состав его экипажа не имеет ни одного аморального проступка, все отмечены правительственными наградами. Лично тов. Бухнин отмечен двумя правительственными наградами - орденами Красной Звезды и Отечественной войны 1-й степени, представлен к ордену Красного Знамени.
Особенно тов. Бухнин отличился в боях по окружению и уничтожению Гдынско-Данцигской группировки немецких войск, совершив при этом 23 успешных боевых вылета, производя в день по 3 – 4 боевых вылета. Только за период с 24.03.1945 года произвел 20 успешных боевых вылетов.
Тов. Бухнин в этих боях показал высокий класс техники пилотирования и противозенитного маневра в условиях сильной насыщенности зенитного огня. Все эти боевые вылеты связаны с неотъемлемым мужеством и отвагой. Наземные части, участвующие в этой операции, знают отличную боевую работу лейтенанта Бухнина.
27.8.1944 года в составе группы из 8 Ил-2, будучи заместителем ведущего, штурмовал железнодорожные эшелоны на станции Остроленка. Несмотря на сильное прикрытие станции огнем зенитной и малокалиберной зенитной артиллерии, тов. Бухнин, искусно применяя противозенитный маневр, пробился к цели и штурмовал стоящие на путях эшелоны. В результате трех заходов был взорван эшелон с боеприпасами и повреждено железнодорожное полотно в 4 местах. Подтверждено произведенным фотографированием.
19.3.1945 года произвел 4 успешных боевых вылета ведущим группы из 4 Ил-2 на штурмовку скоплений живой силы и техники окруженной Гдынской группировки и кораблей в порту Гдыня. Преодолевая сильный огонь зенитной и малокалиберной зенитной артиллерии с суши и кораблей, а также атаки истребителей противника, пробился к цели и нанес бомбардировочно-штурмовой удар. За 4 боевых вылета группой уничтожено 2 баржи, 3 танка, до 18 автомашин, подавлен огонь батареи зенитной артиллерии, убито и ранено до 60 солдат и офицеров. При отходе от цели группа была атакована четырьмя Ме-109. Тов. Бухнин своевременно заметил врага. Огнем воздушных стрелков и экипажей, а также истребителей прикрытия 3 атаки Ме-109 были отбиты, группа без потерь возвратилась на свой аэродром.
31.3.1945 года произвел 3 успешных боевых вылета ведущим группы из 4 Ил-2 на штурмовку живой силы и техники противника в районе Гдыня, на участке Коссакау – Ной Облуш. Преодолевая сплошную завесу зенитного огня, тов. Бухнин успешно штурмовал цель и отлично выполнил боевое задание. На втором заходе при пикировании снарядом малокалиберной зенитной артиллерии у его самолета была выведена из строя маслосистема и поврежден мотор. Тов. Бухнин не растерялся, вывел самолет в горизонтальное положение и, в совершенстве владея техникой пилотирования, и грамотной эксплуатацией материальной части, сумел довести самолет до аэродрома и произвести отличную посадку, после чего мотор заклинило.

За совершенные 98 успешных боевых вылетов, отвагу и мужество, проявленные в боях с немецкими захватчиками, за хорошую организацию и воспитание своих подчиненных достоин присвоения высшей правительственной награды – звания «Герой Советского Союза».

Командир 783 штурмового авиационного Танненбергского полка подполковник Чихаленко
11 апреля 1945 года


Из очерка З.А.Королёвой «И душа взметнулась в небо»

В отделе технического контроля нашего завода 33 года проработал Бухнин Филипп Петрович – Герой Советского Союза. Вот уж о ком с полным правом можно сказать: «Мал золотник да дорог». Он был невысокого роста, но от своей приветливой, чистой улыбки казался великаном. Чему радовался этот человек? Самой жизни, её сущности: цветам, людям, всему окружающему.
Филипп Петрович родился в 1922 году в селе Подгорном Уваровского района. В тридцатые годы открывались аэроклубы, и молодёжь стремилась попасть в них, чтобы покорить небо. Не стало это исключением и для Филиппа Бухнина – после окончания Тамбовского аэроклуба он попадает в Балашовское военное авиационное училище лётчиков. Ко времени его окончания военные действия на фронте шли полным ходом. Курсанты училища, в том числе и Филипп, рвались на передовую, но его оставили лётчиком-инструктором в училище. И только весной 1943 года он попадает в 783-й штурмовой полк, сформированный в январе 1942 года. С этого момента Бухнин начинает летать на самолётах ИЛ-2. Он давно мечтал летать на таких самолётах – это была грозная машина, вооружённая, как говорится, до зубов: восемь реактивных снарядов, две пушки, три пулемёта. Не зря его называли «летающим танком», а немцы звали «чёрной смертью». Самолёт наносил удары по любым наземным целям. Даже в сложных метеорологических условиях Бухнин неожиданно появлялся над целью и наносил противнику значительный урон. Но и самому приходилось терять самолёты. В памяти на всю жизнь отложился день 7 августа 1943 года. Он так рассказывал об этом:
– Это был один из первых моих вылетов. Мы получили приказ штурмовать колонну отходящих немецких войск на шоссе Орёл – Карачев. Вылетели шестёркой ИЛов. Ведущий – штурман полка капитан Сарычев. Летим на бреющем, прижимаясь к земле – так больше шансов не попасть под зенитный обстрел и неожиданно появиться над целью. Перелетели линию фронта, до цели осталось километров пятнадцать. Для полёта на бреющем это много и опасно. Когда стали заходить на цель, ведущий передал команду: «Приготовиться к атаке! Бить прицельно!» В тот же момент я увидел, что Сарычев пошёл в пике. Мы, ведомые, повторили маневр командира. Я бью из пушек и пулемётов по колонне, сбрасываю бомбы – их было 600 килограмм. Они мелкие, по 15 килограмм, но кумулятивные, используемые для уничтожения танков, автомашин, артиллерийских батарей. Внизу паника, бомбы попали точно по колонне. Но тут замечаю, что рядом со мной один самолёт загорелся, потом другой и сзади меня тоже нет самолёта – все они попали под зенитный огонь немцев, он был очень сильным. Я боялся, что не найду дорогу на свой аэродром. Ведущий передал, чтобы мы следили за его действиями. И тут слышу в наушниках голос своего стрелка: «Хочу жить! Хочу жить! Давайте скорее назад!» Я отвечаю ему: «Всё понятно, кончай! Не отвлекай меня!» – и выключил переговорное устройство. Вижу: Сарычев изменяет курс, делает разворот и начинает тянуть на свою территорию. Я следую за ним, не обращая внимания на огонь зениток. Тут я заметил группу немецких бомбардировщиков «Юнкерс-87», шедших на восток. Мы вступили с ними в бой, расстроили их боевой порядок, сбили две машины. Смотрю, один немецкий истребитель заходит ко мне с хвоста, в самое уязвимое место. Мой воздушный стрелок молчит и не открывает огня, не бьёт из пулемёта. Включаю переговорное устройство и спрашиваю его, почему он не стреляет. Он молчит. И тут вижу, немецкий истребитель несётся прямо на меня, он уже метрах в пятидесяти. Он, наверное, посчитал, что стрелок убит. Пули как град щёлкают по броне моего самолёта. Я бросаю машину то вправо, то влево, стараюсь уклониться от ударов истребителя. Тут же почувствовал запах гари, появился дым в кабине – загорелся мотор. И тут я увидел немецкий истребитель: он выскочил впереди меня и нагло стал покачивать крыльями, давая понять, что моя песенка спета. Ну, думаю, рано ты списал меня со счёта. Сразу нажимаю на гашетки двух пулемётов и пушек, и врезал ему под фюзеляж. Он загорелся и стал проваливаться к земле. Сбил я его, а сам стал планировать и тянуть на свою территорию. Машина горит. Прыгать с парашютом бессмысленно – внизу немцы. Дотянул до нашей передовой, внизу трясина какая-то, садиться нельзя. Тяну дальше, вроде здесь можно садиться. Подбираю шасси и сажусь на фюзеляж. При посадке сильно ударился головой о приборную доску, разбил лицо, потерял на какое-то время сознание. Потом вылез из кабины. Прибежали наши пехотинцы, помогли нам. Смотрю – мой стрелок жив, но весь в крови. Оказалось, что когда зенитки стали бить по нас над целью, он инстинктивно опустил голову в кабине и не стрелял, когда к нам подлетел немецкий истребитель. Я в горячке говорю стрелку: «Ну вот, нас подстрелили. А если бы ты стрелял, то мы бы его сбили, но ты не стрелял. Немец посчитал, что ты убит и потому так близко подошёл и бил в упор». Говорю это, а сам вижу, что стрелок весь в крови: три пальца на руке как срезало немецкой очередью. Прибежали ещё солдаты. Приехала подвода, нас перевязали кое-как и повезли в село – оно было километрах в четырёх от того места, где мы сели. Добрались до села, подъехали к какому-то крестьянскому дому. Около дома врачи ходят в белых халатах, на нас никакого внимания не обращают. Подошла женщина в белом халате, представительная такая, врач, наверное. Я ей говорю: «Что же вы на нас никакого внимания не обращаете, мы же ранены!» А она повела нас во двор. Смотрим, а там, на земле лежат наши раненые: у кого кишки вываливаются, кто без ног, без рук. Врач говорит: «Вот, смотрите, а вы живы». Я подумал, что мы и вправду живы, мы счастливые. «Простите нас, – говорю я врачу, – простите…»
Нас отвезли домой, в нашу часть, там я и лежал в своём медсанбате, а через две недели опять летал…
За успешные боевые вылеты на уничтожение техники и живой силы противника в декабре 1943 года Бухнин получил первую награду – орден Красной Звезды.
На Бобруйском направлении в июле 1944 года Бухнин в составе полка содействовал войскам 3-й и 48-й армий в прорыве обороны противника. Он произвёл 13 боевых успешных вылетов. За эту операцию лётчики полка получили благодарность Верховного Главнокомандующего.
После Бобруйской операции лётчики-штурмовики с 6 по 11 июля вели разведку в районах Барановичи, Слоним и уничтожали войска противника. За освобождение городов Слоним и Лунинец дивизии было присвоено почётное наименование «Слонимская», а за освобождение Бреста дивизия была награждена орденом Красного Знамени.
В августе 1944 года Бухнин в составе полка помогали наземным войскам в овладении крепостей Осовец, Ломжа и Остроленка. Особое, значимое место занимала крепость Осовец. Система обороны охватывала местность в радиусе до 20 километров от города и препятствовала продвижению советских войск на запад. Город-крепость Осовец считался «крепким орешком», так как имел мощные сооружения: внутри крепости было четыре форта с мощными огневыми сооружениями; снаружи крепость была окружена со всех сторон сплошным рвом шириной 16-20 метров, заполненным водой. За рвом проходил земляной вал высотой в десять метров. На подступах к крепости противник построил десятки дотов и дзотов. Нашим наземным частям предстояло разрушить значительную часть сооружений и подавить огонь фортов, а затем штурмовать крепость. Лётчики-штурмовики бомбовыми ударами помогли это сделать: они выводили из строя доты, дзоты, артиллерийские батареи, срывали контратаки противника. Волна за волной шли Илы на крепость, не обращая внимания на сплошную стену зенитной защиты немцев. В крепости возникли пожары, рвались склады с боеприпасами, артиллерия была подавлена. Наши наземные части пошли на штурм, и 14 августа 1944 года Осовец был в руках советских войск. За героические действия по овладению городом-крепостью в четвёртый раз столица Родины салютовала лётчикам 4-го штурмового авиакорпуса генерала Байдукова, в составе которого был и полк Бухнина.
В середине января 1945 года войска 1-го Белорусского фронта перешли в наступление в районе города Млава – крепости Модлин (Новогеоргиевск). Наземные части нашей армии медленно продвигались, преодолевая сопротивления немцев. Поэтому так была необходима поддержка с воздуха. А погода препятствовала полётам: шли сильные снегопады, облака висели над землёй. Но лётчики-штурмовики, невзирая на непогоду, бомбили войска противника.
В один из самых пасмурных дней группа опытных лётчиков в составе лейтенантов Пилипко, Турбая и младших лейтенантов Бухнина и Истомина вылетела на задание. Сплошная облачность затянула наглухо небо, повалил густой снег. Но лётчики сумели найти цель – поставленное боевое задание было выполнено. Теперь перед лётчиками стояла такая же сложная задача – найти свой аэродром и совершить мягкую посадку. На старте для ориентира при посадке по приказу командира полка выложили большой костёр. Весь личный состав полка волновался за исход полёта – не окончится ли успешный полёт ненужными жертвами?
Вслед за послышавшимся гулом самолётов над аэродромом промелькнули тёмные силуэты. Ведущий лейтенант Пилипко передал по радио: «Со всей группой нахожусь над аэродромом. Укажите место посадки!» Командир полка подполковник Чихаленко скомандовал:
– Делай разворот! Держи высоту! Убери газ! Выравнивай! Садись!
Один за другим самолёты приземлялись, последним сел ведущий. Этот один из сложнейших полётов и особенно посадка вслепую показали высокое мастерство техники пилотирования и слаженность коллектива полка.
Отличился Филипп Бухнин и в операции по уничтожению Гдынско-Данцигской группировки противника в марте 1945 года. Наши наземные войска вели тяжёлые бои с отступающей и упорно сопротивляющейся армией противника. В портах Гдыня и Данциг скопилось много морских немецких судов, заполненных живой силой и техникой. Лётчики-штурмовики иногда совершали по 3-4 вылета в день. Преодолевая зенитный огонь с суши и с кораблей, они прорывались к цели и бомбили порт. Противник терял корабли и баржи, береговые батареи зенитной артиллерии. Но и нашим штурмовикам приходилось увёртываться не только от зенитного огня противника, но отбиваться от атак немецких «Мессершмиттов». Выручали мастерство пилотирования командира, слаженность экипажа и взаимодействие самолётов прикрытия, что позволяло возвращаться на родной аэродром без потерь. Беседуя с посетителями заводского музея, в котором он работал в последние годы, Филипп Петрович часто вспоминал полёт по поиску бронепоезда.
– Это было весной 1945 года. Большие бои в Восточной Пруссии. Приближалась наша победа, и никто не хотел погибать именно сейчас, когда конец войне был совсем близок. А нам сообщили, что в одном месте продвижению советских войск мешает своим огнём немецкий бронепоезд. Он стоит где-то в лесу, недалеко от линии фронта и обстреливает наши войска. Уничтожить его не могли, потому что никто не знал, где он находится. Он очень хитро и осторожно действовал: отстреляется и прячется в густом лесном массиве. Нашей эскадрилье дали задание: найти бронепоезд, сфотографировать его и снимки представить вышестоящему командованию. Фотографирование поручили мне. Группу из четырёх ИЛов повёл заместитель эскадрильи лейтенант Солдатов. Он ведущий, остальные ведомые. План был такой: когда обнаруживаем бронепоезд, то я подхожу к нему и фотографирую. И вот я иду за ведущим, внимательно слежу за маневрами его самолёта. Перелетели линию фронта и направились к тому месту, где по предположению мог находиться бронепоезд. Вдруг самолёт Солдатова пошёл в пике – это значит, что он обнаружил цель. Я подхожу на расстояние 400 метров и включаю фотокамеру. Зенитки бьют, а мне нельзя уклоняться в сторону, иначе не получится снимок. Нужно идти только прямо на цель. Огонь зениток усилился, снаряды рвутся вокруг машины, а я считаю секунды: двадцать, двадцать пять… и так до тридцати – тогда получаются хорошие снимки. Всё сделал по правилам и сразу в пике и в сторону, подальше от зениток. На аэродром вернулась вся группа. У меня плёнку сразу взяли в лабораторию для дешифровки. Потом сказали, что снимки получились прекрасные, бронепоезд виден отчётливо. От командования поступил приказ на уничтожение немецкого бронепоезда. Что и было сделано. Путь продвижения вперёд для наземных войск на этом участке фронта был открыт…
Командование не ошиблось в выборе Бухнина на выполнение этого важного задания, оно знало, что он не подведёт: он был настойчив в достижении поставленной цели, в трудный момент принимал правильное решение.
К большому сожалению, Филиппа Петровича нет с нами – за две недели до празднования 50-летия Великой Победы его большое мужественное сердце перестало биться. Но он остался в памяти не только родных и близких, но и в памяти заводчан: в музее хранятся материалы о его подвиге, в подшивках газеты «Электроприбор» есть его статьи о боевом пути полка, размышления о современной жизни тамбовчан на том этапе.

При подготовке биографии, кроме приведенных источников, использован очерк З.А.Королёвой "И душа взметнулась в небо" с сайта Литсовет.

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Документы на сайте «Подвиг народа»

Дьячков Л.Г. Наша гордость и слава. Воронеж, 1968