Бурлуцкий Павел Иванович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Бурлуцкий Павел Иванович - командир 26-го гвардейского авиационного полка (2-я гвардейская авиационная дивизия, 2-й гвардейский авиационный корпус, Авиация дальнего действия), гвардии подполковник.
Родился 1 (14) февраля 1910 года в станице Кагальник ныне Азовского района Ростовской области в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1941 года. Окончил 10 классов, Батайскую авиационную школу Гражданского воздушного флота. С 1932 года пилот-инструктор Ростовского авиационного отряда.
В Красной Армии с февраля 1941 года. С началом Великой Отечественной войны в действующей армии в должности заместителя командира 96-го дальнебомбардировочного авиационного полка по слепым ночным полётам. С ноября 1941 года в той же должности в 750-м дальнебомбардировочном авиационном полку 51-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии (с марта 1942 года – 17-я авиационная дивизия дальнего действия, а с марта 1943 года - 2-я гвардейская авиационная дивизия дальнего действия), а позже – заместителем командира того же полка по лётной подготовке. Выполнял боевые задания по бомбардировке аэродромов, железнодорожных узлов, эшелонов, переправ и скоплений войск противника в районах боевых действий: Смоленск, Вязьма, Витебск, Орша, Орёл, Брянск, Дно, Ржев, Можайск, Минск, Харьков, Льгов, Полтава; выполнял задания по заброске диверсионных групп в тыл противника и доставки грузов партизанам. К июлю 1942 года майор Бурлуцкий имел 86 боевых вылетов, из которых 83 – ночью, в том числе два вылета на дальние цели – Данциг и Истенбург. За успешное выполнение заданий командования он был представлен к званию Героя Советского Союза, но тогда награждение не прошло. Бурлуцкий был награждён орденом Ленина. В мае 1943 года как лучшего лётчика полка его назначают лётчиком-инструктором по технике пилотирования 2-го гвардейского авиационного корпуса дальнего действия.
В сентябре 1943 года в составе корпуса была сформирована группа ночных охотников, а в октябре 1943 года на базе группы начал формироваться 112-й авиационный полк ночных охотников-блокировщиков дальнего действия. Возглавил эту группу, а в дальнейшем и полк гвардии подполковник Бурлуцкий. Имея на вооружении бомбардировщики A-20G и В-25, полк обеспечивал нанесение ударов другими полками корпуса по промышленным объектам, железнодорожным узлам и местам скопления войск противника, блокируя аэродромы немецкой истребительной авиации и подавляя средства противовоздушной обороны. Блокировщики обычно появлялись в районе аэродромов истребительной авиации противника за 10-15 минут до начала бомбардировок намеченных объектов и оставались в воздушном пространстве неприятельских аэродромов вплоть до ухода от цели последнего самолёта-бомбардировщика. С малых высот они обстреливали пушечно-пулемётным огнём район старта, препятствуя взлету истребителей врага, а также наносили удары по обозначившим себя батареям зенитной артиллерии и прожекторам.
С сентября по декабрь 1943 года полк работал в интересах Ленинградского, Белорусских, Украинских и Брянского фронтов. Экипажами полка до конца 1943 года было сбито три самолёта противника, погашены десятки прожекторов, подавлено большое количество зенитных орудий. Кроме того, лётчики полка привлекались к выполнению других задач - разведке погоды в интересах корпуса и авиации дальнего действия в целом, свободной охоте над оккупированной территорией. При выполнении заданий по блокированию путей сообщения и полётов на свободную охоту полком было подожжено два железнодорожных эшелона, уничтожены десятки автомашин, вызвано значительное количество пожаров на железнодорожных станциях и аэродромах. Всего в 1943 году экипажи 112-го авиационного полка выполнили 94 боевых вылета, в том числе 10 вылетов на разведку погоды, 11 вылетов на блокирование аэродромов, 73 – на бомбардировку и подавление средств противовоздушной обороны.
В январе 1944 года за боевую работу в интересах Ленинградского фронта полк был преобразован в 26-й гвардейский авиационный полк дальнего действия.
Тогда же, в январе 1944 года из состава полка была выделена особая группа из шести самолетов, перед которой поставили задачу обеспечить налёты авиации Ленинградского и Прибалтийских фронтов на столицу Финляндии Хельсинки. За три месяца группа выполнила 96 боевых вылетов на блокирование аэродромов и средств ПВО в районах Хельсинки, Нарвы, Таллина, Идрицы и Пскова. Удалось не только снизить активность германской авиации, но и заставить противника работать с аэродромов подскока. Кроме того, немецкое командование было вынуждено организовать большое число ложных аэродромов и усилить меры по маскировке настоящих взлетно-посадочных площадок. Возглавлял группу гвардии подполковник Бурлуцкий.
Весной 1944 года полк в полном составе перелетел на аэродром Борисполь под Киев. С апреля экипажи выполняли боевые вылеты в интересах Украинских, Белорусских, 2-го и 3-го Прибалтийских фронтов, то есть – практически по всему советско-германскому фронту, от Крыма на юге до Прибалтики на севере. В ходе Крымской операции полк выполнил около 70 боевых вылетов на блокирование аэродромов и подавление средств противовоздушной обороны, был сбит один немецкий самолёт и потоплена одна самоходная баржа.
К 20 мая 1944 года полком гвардии подполковника Бурлуцкого произведено 437 боевых вылетов, сброшено около 72 тонн бомб, общий налёт составил 1599 часов 29 минут. Сам командир полка на самолёте A-20G совершил 44 боевых вылета. В боевой обстановке он проявлял исключительную инициативу, настойчивость, отвагу и мужество. Несмотря на запрещение врачей на проведение высотных ночных полётов по состоянию здоровья, летал наравне с рядовыми лётчиками.
Всего за время нахождения на фронте П.И. Бурлуцкий совершил 168 боевых вылетов на бомбардировку важных военно-промышленных объектов в глубоком тылу противника, скоплений его живой силы и боевой техники, подготовил 47 лётчиков на самолёт Ил-4 и пятерых на A-20G.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии подполковнику Бурлуцкому Павлу Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза.
В дальнейшем 26-й гвардейский авиационный полк участвовал в операции «Багратион», в ходе которой произвёл 280 самолётовылетов, в основном на блокирование аэродромов в районах Бобруйска, Гомеля, Пинска, Барановичей, Борисова, Минска, Кобрина, Бреста, Белостока, Волковыска, Слонима, Лиды, Орши, Полоцка и Даугавпилса.
За отличную боевую работу по обеспечению наступательной операции Красной Армии в Белоруссии полк получил три благодарности Верховного Главнокомандующего – за прорыв обороны противника на рубеже реки Проня, за освобождение Минска и освобождение Бреста. Приказом Верховного Главнокомандующего от 10 августа 1944 года 26-му гвардейскому авиационному полку было присвоено почётное наименование «Брестский».
В октябре 1944 года полк перебазировался на аэродром Воронковицы (Староконстантиновский район Хмельницкой области).
13 октября 1944 года П.И. Бурлуцкий погиб в авиационной катастрофе на собственном аэродроме в результате срыва самолёта в плоский штопор. Похоронен в центральном сквере города Староконстантинов. Его имя носит средняя школа в станице Кагальник.
Награждён двумя орденами Ленина (31.12.1942; 19.08.1944), двумя орденами Красного Знамени (4.10.1941; 29.03.1942), медалями.
Биографию подготовил:
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Документы на сайте «Подвиг народа»
Документы на сайте «Мемориал»
Отважные сыны Дона: очерки о Героях Советского Союза. Ростов-на-Дону,1970