Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-торпедоносцы
Сыромятников Борис Павлович

Сыромятников Борис Павлович

28.03.1910 - 16.10.1944

Герой Советского Союза

Даты указов

05.11.1944

Сыромятников Борис Павлович - командир 9-го гвардейского минно-торпедного авиационного Краснознамённого полка 5-й минно-торпедной авиационной дивизии Военно-воздушных сил Северного флота, гвардии подполковник.

Родился 15 (28) марта 1910 года в селе Сидоровское (ныне Красносельского района Костромской области) в семье мастера-ювелира. Русский. Окончив сельскую школу, Борис пошёл учиться в школу ФЗО города Приволжска Ивановской области. По ее окончанию стал работать ткачом на текстильной фабрике имени Розы Люксембург в том же городе. В 1930 году поступил в Ивановский строительный техникум, окончил 2 курса. Занимался в аэроклубе.

В Красной Армии с 1932 года. Член ВКП(б) с 1932 года. Окончил Луганскую военную авиационную школу пилотов в 1933 году. С 1933 года служил в ВВС Черноморского флота: военный пилот в 71-й отдельной авиационной эскадрилье, с февраля 1936 года - младший лётчик там же, с января 1937 - младший летчик 43-й скоростной бомбардировочной эскадрильи в 71-й скоростной бомбардировочной авиационной бригаде, с февраля 1937 - командир звена там же, с мая 1938 года - командир звена 40-го легкобомбардировочного авиационного полка, с августа 1938 года - временно исполняющий должность командира эскадрильи, с ноября 1938 - помощник командира эскадрильи там же.

В последней должности участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 годов. За мужество и отвагу был награждён орденом.

С марта 1940 года - командир эскадрильи в 57-м бомбардировочном авиационном полку ВВС Балтийского флота, затем в 73-м бомбардировочном авиаполку.

В этой должности капитан Сыромятников участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 года. Летал на бомбардировщиках "СБ", вскоре полк был перевооружен на пикирующий бомбардировщик "Пе-2". Эскадрилья Сыромятникова произвела ряд смелых и дерзких налетов на скопления бронетанковых частей, транспортов и батареи береговой обороны противника и за месяц боев сбросила на головы врага 5328 килограммов бомб. За первые 23 боевых вылета экипаж Сыромятникова пустил ко дну возле Риги транспорт противника водоизмещением 6 тысяч тонн, на станции Экенес уничтожил вражеский эшелон и большое количество танков и автомашин в районе Якопилса и Порхова.

В марте 1942 года назначен командиром 29-го бомбардировочного авиационного полка. В июле того же года вместе полком переведен на Северный флот. На ответственные боевые задания Сыромятников водил группы пикировщиков лично, показывая пример смелости и отваги всему личному составу. За короткий срок лётчики полка потопили 7 транспортов противника, в воздушных боях сбили 4 фашистских самолёта. Ведущим групп майор Сыромятников совершил 34 боевых вылета, участвовал в потоплении 3-х транспортов противника общим водоизмещением 13 - 14 тысяч брутто тонн и был награжден вторым орденом Красного Знамени.

Осенью 1942 года майор Сыромятников отозван в тыл на учебу. В октябре 1943 года он окончил с отличием курсы усовершенствования командного состава (КУКС) при Ейском военно-морском авиационном училище имени Сталина. С сентября 1943 года - командир 9-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка Северного флота. Под его руководством было переучено и введено в строй 40 экипажей торпедоносцев. За год боевых действий под командованием гвардии подполковника Сыромятникова полк произвел 623 боевых вылета. Лётчики полка потопили 25 транспортов врага общим водоизмещением 123 тысячи брутто тонн, 3 танкера водоизмещением 22 тысячи брутто тонн, 2 подводные лодки, 2 миноносца, 6 сторожевых кораблей, 1 тральщик, 8 мотоботов, 1 шхуну, 3 каботажных судна. Бомбовыми ударами по военно-морским базам было вызвано 13 взрывов, сопровождавшихся большими пожарами.

К октябрю 1944 года гвардии подполковник Сыромятников Б.П. совершил 71 боевой вылет. Участвовал в потоплении 3-х транспортов противника. Бессмертный подвиг совершил в ходе Петсамо-Киркенесской наступательной операции советских войск.

16 октября 1944 г. авиация Северного флота несколько раз атаковала конвой, вышедший из норвежского порта Киркенес. Завершающий удар в районе мыса Хибергнесет (Норвегия) нанесли две шестёрки торпедоносцев: одна - 9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка (ведущий командир полка гвардии подполковник Б.П. Сыромятников, штурман - гвардии майор Скнарёв А.И., стрелок-радист гвардии старший сержант Асеев Г.С.) и другая - 36-го минно-торпедного авиаполка (ведущий капитан И.Т. Волынкин). Действия торпедоносцев прикрывали 15 истребителей. В этом бою враг потерял 2 транспорта, сторожевой корабль, тральщик, катер и 5 самолётов.

В трёх километрах от цели в левый мотор самолёта гвардии подполковника Сыромятникова Б.П. угодил вражеский снаряд. Машина загорелась, но командир полка продолжал атаку, выводя другие машины на цель. Когда расстояние до транспортов уменьшилось до 500 метров, самолёт Сыромятникова выпустил две торпеды. Направленные умелой рукой опытного лётчика, они уничтожили транспорт в шесть тысяч брутто тонн. Однако, объятый пламенем, упал в море и торпедоносец...

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии подполковнику Сыромятникову Борису Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Награждён орденом Ленина (05.11.1944, посмертно), 3 орденами Красного Знамени (15.03.1940; 15.08.1941*; 10.09.1943), медалями "За боевые заслуги" (03.11.1944), "За оборону Ленинграда" (1943).

Приказом военно-морского министра СССР от 8 мая 1950 года гвардии подполковник Сыромятников навечно зачислен в списки личного состава одной из частей Военно-воздушных сил Краснознаменного Северного флота.

Бюст Б.П. Сыромятникова в числе 53 лётчиков-североморцев, удостоенных звания Героя Советского Союза, установлен на Аллее героев-авиаторов Северного флота, открытой 29 октября 1968 года на улице Преображенского в посёлке Сафоново ЗАТО город Североморск Мурманской области (автор Э.И. Китайчук). Фамилия Сыромятникова Б.П. выбита на каменных плитах мемориала в числе 898 фамилий тех, чьих могил нет на земле, - в память лётчиков, штурманов, стрелков-радистов ВВС Краснознамённого Северного флота погибших в море в 1941-1945 годах, открытого 17 августа 1986 года на берегу Кольского залива в посёлке Сафоново (скульптор Э.И. Китайчук, архитектор В.В. Алексеев). На родине Героя в селе Сидоровское установлена мемориальная доска, а в мае 1985 года открыт памятник. В городе Приволжске на фасаде технологического колледжа установлена мемориальная доска. Его имя выбито на плитах мемориала Героев в городе Иваново. Имя Бориса Сыромятников присвоено рыболовному траулеру в Мурманском офлоте.

* Даты награждения этим орденом отличаются в разных документах: указывается также дата 20.08.1941.



Из фронтового дневника командующего Северным флотом адмиралом А.Г. Головко:

17 октября [1944 г.]. Сегодня список кандидатов на почётное звание Героя Советского Союза пополнился ещё тремя именами - командира авиационного полка Бориса Павловича Сыромятникова, штурмана того же авиаполка Александра Ильича Скнарёва и стрелка-радиста самолёта, который вели Сыромятников и Скнарёв, гвардии старшего сержанта Григория Сафроновича Асеева. Все трое составляли экипаж ведущего самолёта-торпедоносца одной из групп, которые атаковали вражеский конвой в районе от выхода из Бек-фьорда до Вадсе.

Конвой (три транспорта, три сторожевых корабля, один тральщик и семь сторожевых катеров) был обнаружен нашей воздушной разведкой вчера в полдень на выходе из Бек-фьорда. Наблюдение за конвоем в условиях плохой погоды велось до темноты. Удалось установить, что на подходах к Вадсе он был усилен кораблями охранения, в том числе миноносцами, и составлял уже 26 единиц, над которыми патрулировали семь истребителей. Один вражеский самолёт сверх того находился в противолодочном охранении.

Упустить этот конвой, предназначенный для эвакуации войск противника морем, было нельзя. Несмотря на плохие метеорологические условия, самолёты-разведчики точно давали места конвоя, и мы нанесли по нему несколько ударов с воздуха, одновременно подготовив подводные лодки, находившиеся в море. Первый удар с пикирования был нанесён в районе мыса Эккерей двенадцатью "илами" (ведущие - капитан Евдокимов и старший лейтенант Суровов). Они потопили один сторожевой корабль, зажгли транспорт и тральщик. Второй удар был также нанесён двенадцатью "илами" (ведущие - майор Павлов и лейтенант Смородинов), которые уничтожили вражеский миноносец и два сторожевых катера, сбили один истребитель, но потеряли при этом один свой самолёт. Подбитый, он сел на воду в Варангер-фьорде и тут же затонул. Третий удар нанесли десять торпедоносцев (ведущие - гвардии майор Волошин и капитан Рукавицын), прикрываемые пятнадцатью истребителями. Итог третьего удара: потоплены торпедами транспорт, два сторожевых корабля и один сторожевой катер. Наши потери - три торпедоносца сбиты зенитным огнём вражеского конвоя. Четвёртый удар последовал почти тотчас за третьим и также десятью торпедоносцами (ведущие - командир полка гвардии подполковник Сыромятников и капитан Волынкин) под прикрытием пятнадцати истребителей. Торпедами были потоплены два транспорта, сторожевой корабль, тральщик и сторожевой катер. Прикрывающие группу истребители сбили в районе конвоя пять "мессершмиттов", но мы потеряли четыре торпедоносца. В итоге всех четырех ударов конвой противника можно считать разгромленным. Гитлеровцы лишились трёх транспортов (то есть все транспортные суда конвоя уничтожены), десяти кораблей охранения и шести самолётов.

В момент последнего, четвертого удара по вражескому конвою и совершили свой подвиг подполковник Сыромятников, майор Скнарёв, старший сержант Асеев. Когда наши торпедоносцы были ещё на подходе к цели, в трёх километрах от неё, снаряд, выпущенный с одного из вражеских кораблей, попал в левый мотор ведущего самолёта. Самолёт загорелся, но Сыромятников продолжал вести торпедоносец на конвой, повторяя по радио приказание ведомым следовать за ним.

А противник уже вёл огонь по ведущему самолёту. Ещё несколько секунд - и снаряды попали в правый мотор. Пламя охватило оба крыла торпедоносца. Ведомым казалось, что на врага летел гигантский факел. И в то же время они слышали чёткие команды штурмана Скнарёва, не прекращавшего наводить самолёт на цель.

Пятьсот метров оставалось до самого крупного транспорта в конвое, когда прозвучали слова последней команды Сыромятникова:

- Штурман! Залп!

И торпеды, сброшенные с ведущего самолета, нашли свою цель: транспорт взорвался и затонул.

Через несколько мгновений горевшая машина прочертила огненный след и упала в море. Её экипаж погиб, выполнив свой долг до конца. Это был воинский подвиг, совершённый на глазах у всех и теперь неотделимый уже от всего героического, что характеризует наступательный порыв североморцев.

Головко А.Г. Вместе с флотом. - М.: Воениздат, 1960, с. 242-244

Биографию подготовил: Уфаркин Николай Васильевич (1955-2011)

Источники

Герасименко Д.Я., и др. Славен героями Северный флот. Мурманск, 1982

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Головко А.Г. Вместе с флотом. - М.: Воениздат, 1960

Голубев Е.П. Боевые звёзды. - Ярославль: Верх.-Волж.кн.изд., 1972

Навечно в строю. Книга 7. М.: Воениздат, 1980

Подвиг. 3-е издание, испр. и доп. Ярославль, 1980

Сорокажердьев В.В. Они сражались в Заполярье. - Мурманск, 2007.

Шаг в бессмертие (Рабочий край, 17.10.2006)