Герой Советского Союза
ВВС: Прочие
Шевченко Пётр Григорьевич

Шевченко Пётр Григорьевич

14.04.1921 - 16.10.1944

Герой Советского Союза

Даты указов

23.02.1945

Шевченко Петр Григорьевич - командир звена 566-го штурмового Солнечногорского авиационного полка (277-я штурмовая Красносельская Краснознамённая авиационная дивизия, 13-я воздушная армия, Ленинградский фронт), лейтенант.

Родился 14 апреля 1921 года в селе Смоляниново ныне Новоайдарского района Луганской области (Украина)  в крестьянской семье. Украинец. Окончил Лисичанский горный техникум, аэроклуб. Призван в армию в апреле 1941 года. Окончил Борисоглебскую (по другим данным, Ворошиловградскую) военную авиационную школу пилотов.

Во время Великой Отечественной войны в действующей армии с июля 1943 года.

Лётчик-штурмовик П.Г.Шевченко на самолёте Ил-2 сражался в составе 566-го штурмового авиационного полка на Западном, Брянском, Ленинградском, 3-м Белорусском фронтах.

Принимал участие в июле-августе 1943 года на Западном фронте в составе 1-й воздушной армии, а затем на Брянском фронте в составе 15-й воздушной армии в Орловской наступательной операции – заключительном этапе Курской битвы.

В сентябре 1943  года на Брянском фронте в составе 15-й воздушной армии участвовал в Брянской наступательной операции.

С 14 по 30 января 1944 года П.Г.Шевченко в составе 13-й воздушной армии участвовал на Ленинградском фронте в  Красносельско-Ропшинской, а с 1 февраля по 1 марта -  в Кингисеппско-Гдовской наступательных операциях – этапах Ленинградско-Новгородской стратегической операции по полному снятию блокады Ленинграда.

С 10 по 20 июня 1044 года на Ленинградском фронте в составе 13-й воздушной армии участвовал в Выборгской наступательной операции, поддерживая наземные войска, наносившие главный удар на Карельском перешейке при прорыве мощной обороны противника и освобождении города Выборг.

В июле 1944 года П.Г.Шевченко в составе 13-й воздушной армии на Ленинградском фронте участвовал в Нарвской, в сентябре — в Таллинской наступательных операциях.

В октябре 1944 года 277-я штурмовая авиационная дивизия была передана в состав 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта.

16 октября 1944 года самолёт, пилотируемый П.Г.Шевченко, был сбит в районе населённого пункта Почернево в 20 км от города Кибартай (Литва). Экипаж погиб.

К 17 июня 1944 года П.Г.Шевченко с 4.08.1943 по 17.06.1944 года произвёл 100 боевых вылетов, провёл 18 воздушных боёв с истребителями противника, атаки которых успешно отбивал и приводил группу на свой аэродром без потерь. Им лично уничтожено и повреждено: танков – 9, автомашин – 33. бронемашин – 2, мотоциклов – 7,  тракторов – 1,  паровозов – 2, железнодорожных платформ с грузом – 3. повозок с грузом – 31, цистерн с горючим – 3, миномётов – 4,  полевых артиллерийских орудий – 9, радиостанций – 1. самолётов на аэродроме – 2, сбито в бою – 1, рассеяно и уничтожено до роты солдат и офицеров противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за мужество и героизм, проявленные в нанесении штурмовых ударов по противнику, лейтенанту Шевченко Петру Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

В селе Смоляниново установлен бюст Героя, его именем названы средняя школа и улица. В городе Лисичанск именем Петра Шевченко названа улица. На здании школы № 23 в городе Лисичанск установлена мемориальная доска.
На здании Лисичанского горного техникума установлена мемориальная доска с именами учившихся в техникуме Героев Советского Союза Г.А.Батыршина, П.Г.Шевченко и Ф.Т.Тимонова.

Награждён орденами Ленина (23.02.1945), Красного Знамени (5.04.1944), Отечественной войны 1-й степени (12.06.1944), Красной  Звезды (30.08.1943), медалью «За оборону Ленинграда (15.01.1944).


Из наградного листа

Тов. Шевченко в 566 ШАСП с 8.07.1943 года в должности лётчика на самолёте Ил-2.
Свою боевую работу начал с 4.08.1943 года, принимал активное участие в разгроме Орловско-Курской группировки противника. С первых боевых вылетов в районе Орла, Карачева, Хотынец, Брянска, Ильинское, Улемль, Октябрь, Ружейное и другие, тов. Шевченко показал образцы в боевой работе, зарекомендовал себя мужественным и отважным лётчиком-штурмовиком.

С 4.08.1943 по 28.08.1943 года  тов. Шевченко произвёл 11 отлично выполненных боевых вылетов, за что награждён орденом Красной Звезды. После получения первой правительственной награды тов. Шевченко сделал ещё 2 боевых вылета на Брянском фронте, участвуя  1.9.1943 года в составе группы 18 самолётов Ил-2 вналёте на сильно укреплённый пункт противника Нутре в районе Брянска и на железнодорожный мост через реку Ревна в 1,5 км от станции Синезерки. В результате этих вылетов уничтожено 2 танка, 7 автомашин с пехотой и грузом, 3 артиллерийских батареи, подавлен огонь одной зенитной батареи, разрушен железнодорожный мост через реку Ревна, уничтожено и рассеяно до 20 солдат и офицеров противника. Эффективность данных боевых ударов подтверждена наземными частями после захвата ими этих пунктов.

Дальнейшую свою работу тов. Шевченко продолжает на Ленинградском фронте, принимая активное участие в окончательном снятии блокады с города Ленинград и изгнании немецко-финских захватчиков из пределов Ленинградской области и  Карело-Финской республики.

Тов. Шевченко в бою неутомим и бесстрашен. Совершая в день по 3 боевых вылета, громит ненавистного врага в районе Пушкино, Красное Село, Луга,  Кингисепп и других городов и населённых пунктов Ленинградской области.

За короткое время с 1.02.1944 по 25.02.1944 года произвёл 20 боевых вылетов и получил 9 благодарностей лично от командующего 13-й воздушной армией и наземных войск.  
За отличное выполнение боевых заданий, проявленные при этом мужество и отвагу награждается орденом Красного Знамени и медалью «За оборону Ленинграда».

Воодушевлённый правительственными наградами, тов. Шевченко ещё с большей силой громит немецких захватчиков и с 25.02.1944 по 27.03.1944 года совершает ещё 20 боевых вылетов на выполнение самых ответственных боевых заданий, как на аэродром Тарту, дважды – на фотографирование  железнодорожного моста через реку Нарва, имея при этом 7 встреч с истребителями противника, атаки которых успешно отбивал и приводил группу на свой аэродром без потерь.

За отличное выполнение боевых заданий командования, за умелое руководство звеном в бою, тов. Шевченко награждается 4-й правительственной наградой – орденом Отечественной войны  1-й степени.

С 9.06.1944 года тов. Шевченко принимает активное участие в прорыве линии обороны финнов на Карельском перешейке и взятии города Выборг. За этот период времени тов. Шевченко произвёл 15 боевых вылетов, за эффективность которых получил по радио над полем боя две благодарности от командования наземных войск.

Тов. Шевченко, помимо боевой работы, отлично руководит своим звеном, несмотря на то. что в  он в должности командира звена с 22.03.1944 года. За этот период его звено совершило 195 боевых вылетов, из которых в 40 вылетах ведущим был лично тов. Шевченко. Его звеном уничтожено и повреждено танков – 17, автомашин – 87, самолётов в воздухе – 1,  самолётов на земле – 4,  железнодорожных вагонов – 80, артиллерийских орудий полевого типа – 21, точек зенитной артиллерии – 15, повозок с грузами – 56, дзотов – 4, складов с боеприпасами – 5, 1 железнодорожный мост, 1 деревянный шоссейный мост, повреждено полотно железной дороги в 9 местах,  уничтожено и рассеяно до батальона солдат и офицеров противника.

Тов. Шевченко скромен. Никогда не хвастается своими успехами и своим боевым мастерством, постоянно совершенствуя его. О результатах своей боевой работы докладывает только то, что было, и что сам видел. В этом духе постоянно воспитывает своих подчинённых, показывает мужество и геройство при выполнении боевых заданий, своим примером воодушевляет молодой лётный состав на подвиг во имя Родины.

1 сентября 1943 года на Брянском участке фронта тов. Шевченко в составе группы из 6 самолётов Ил-2 производил штурмовой удар по железнодорожному мосту через реку Ревна. Прямыми попаданиями бомб он лично разрушил мост, что явилось большим препятствием  противнику при переброске войск к линии фронта.

25 февраля 1944 года на Нарвском направлении группой из 4-х самолётов Ил-2 тов. Шевченко наносил удар    по танковой колонне противника в районе Каннука.
При выходе из атаки группу атаковали три истребителя противника Ме-109. Тов. Шевченко, проявляя мужество и геройство, смело вступил в бой и лично сбил 1 истребитель противника, выполнив при этом боевое задание и не имея потерь в группе.

26 февраля 1944 года тов. Шевченко в качестве ведущего группы из 4-х самолётов принимал участие в групповом налёте на аэродром Тарту. Несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии и отсутствие прикрытия нашими истребителями, тов. Шевченко отлично выполнил боевое задание – уничтожил 2 истребителя ФВ-190 на аэродроме и поджёг склад с боеприпасами. Группа потерь не имела.

27 марта 1944 года с группой из 4-х самолётов Ил-2 тов. Шевченко наносил удар по колонне танков противника в районе Рейдепылу. Несмотря на огонь зенитной артиллерии и атаки двух истребителей противника ФВ-190, тов. Шевченко отлично выполнил боевое задание, не имея при этом потерь в группе и лично уничтожив 2 танка и одну точку зенитной артиллерии. За выполнение этого боевого задания получил благодарность  командующего 13-й воздушной армии.

3 апреля 1944 года на псковском направлении тов. Шевченко в качестве ведущего группы из 4-х самолётов Ил-2 выполнял задачу по сопровождению нашей пехоты и танков в районе Дьяково и Оленино. В районе цели группу атаковали 5 истребителей ФВ-190.
Самолёт тов. Шевченко был подбит. Несмотря на то, что самолёт трудно поддавался управлению, кренил вправо, несмотря на атаки противника и сильный огонь зенитной артиллерии, тов. Шевченко продолжал атаковать цель и ушёл с поля боя лишь тогда, когда ему передали по радио с КП: «Кончайте работу, задание выполнили отлично, идите домой!» За отличное выполнение этой задачи командующий 13-й воздушной армией  вынес т. Шевченко благодарность.

12 июня 1944 года на Карельском участке фронта группа под командованием тов. Шевченко получила задачу произвести массированный удар по станции Лоунатиоки.
В результате удара было подожжено 25 железнодорожных вагонов, лично тов. Шевченко разрушил 2 станционных здания. Эффективность боевого вылета подтверждена фотоснимками и штурманом 277 ШАККД.

13 июня 1944 года при налёте на станцию Перкярви тов. Шевченко, несмотря на плохие метеоусловия и сильный огонь зенитной артиллерии противника, с группой атаковал цель и поджёг до 30 железнодорожных вагонов, что подтверждено фотоснимками.

За проявленное мужество и геройство в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками достоин высшей правительственной награды – звания героя Советского Союза.

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Документы на сайте «Подвиг народа»

Документы на сайте «Мемориал»

Подвиги, ставшие легендой. - Донецк: Донбас, 1985