Никоноров Пётр Михайлович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 1969
Никоноров Пётр Михайлович - командир звена 88-го гвардейского истребительного авиационного полка (8-я гвардейская истребительная Киевская Краснознамённая авиационная дивизия, 5-й истребительный авиационный корпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), гвардии лейтенант.
Родился 13 января (по другим данным, 14 января) 1923 года в городе Чистополь Татарской АССР (ныне Республика Татарстан) в семье рабочего. Русский. В детские годы воспитывался в детдоме. Окончил семилетнюю школу и Пермский аэроклуб.
В 1941 году призван в армию Чистопольским райвоенкоматом. В 1942 году окончил Цнорис-Цхалинскую военную авиационную школу пилотов.
В действующей армии с 1 декабря 1942 года. Сражался на Закавказском, Северо-Кавказском, Воронежском, 1-м Украинском фронтах в 166-м (с 12 мая 1943 года – 88-м гвардейском) истребительном авиационном полку 217-й (с 12 мая 1943 года – 8-й гвардейской) истребительной авиационной дивизии. Полк был вооружён истребителями ЛаГГ-3, в мае 1943 года перевооружён на Ла-5, в марте 1945 года к ним добавились Ла-7.
В составе 4-й воздушной армии участвовал в декабре 1942 года на Закавказском фронте (Северная группа войск) в оборонительных боях.
С 1 января по 4 февраля 1943 года на Закавказском (с 28 января – на Северо-Кавказском фронте) в составе 4-й воздушной армии участвовал в Северо-Кавказской стратегической наступательной операции, в ходе которой войска фронта освободили города Малгобек, Моздок, Нальчик, Прохладный, Георгиевск, Минеральные Воды, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Ставрополь, Кропоткин, Тихорецк, вышли на подступы к Ростову, к Таганрогскому заливу у Ейска. От оккупантов были освобождены Чечено-Ингушская АССР, Северо-Осетинская АССР и Кабардино-Балкарская АССР, Ставропольский край, часть Ростовской области и Краснодарского края.
С 9 февраля по 11 марта 1943 года на Северо-Кавказском фронте в составе 4-й воздушной армии участвовал в Краснодарской наступательной операции, в ходе которой был освобождён 12 февраля город Краснодар. Противник начал отвод войск на Таманский полуостров, а затем приступил к эвакуации в Крым тыловых частей и учреждений. Силы Черноморского флота и авиация Северо-Кавказского фронта наносили удары по вражеским кораблям и судам.
С мая 1943 года до конца войны П.М.Никоноров воевал в составе 2-й воздушной армии на Воронежском (с 20 октября 1943 года – 1-м Украинском) фронте.
Участвовал в Курской битве, где с 5 июля 1943 года авиация 2-й воздушной армии в оборонительной фазе сражения прикрывала войска фронта от ударов противни¬ка с воздуха, наносила бомбовые и штурмовые удары, вела активную борьбу за господство в воздухе. В ходе Белгородско-Харьковской стратегической наступательной операции (3-23 августа) авиация содействовала прорыву обороны противника, обеспечению ввода в прорыв 1-й и 5-й гвардейских танковых армий и развития их успеха. Она поддерживала войска фронта на киевском направлении и в битве за Днепр. За активное участие в освобождении Киева 8-я гвардейская истребительная авиационная дивизия получила наименование Киевской.
Зимой и весной 1944 года П.М.Никоноров участвовал в Житомирско-Бердичевской (24 декабря 1943 года – 14 января 1944 года), Корсунь-Шевченковской (24 января – 17 февраля 1944 года), Проскуровско-Черновицкой (4 марта – 17 апреля), летом — в Львовско-Сандомирской стратегической наступательных операциях (13 июля – 29 августа).
К 1 февраля 1944 года П.М.Никоноров совершил на самолетах ЛаГГ-3 и Ла-5 167 успешных боевых вылетов. Участвовал в 44 групповых воздушных боях, в которых сбил лично 17 и в группе – 5 самолетов противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года за отвагу и героизм, проявленные в воздушных боях, за сбитые 17 самолётов противника, гвардии лейтенанту Никонорову Петру Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№1969).
В январе – марте 1945 года П.М.Никоноров в составе 2-й воздушной армии участвовал в Сандомирско-Силезской (12 января – 3 февраля), Нижнесилезской (8 – 24 февраля) и Верхнесилезской (15 – 31 марта) наступательных операциях. С середины апреля участвовал в Берлинской стратегической операции (16 апреля – 8 мая).
Боевой путь завершил участием в освобождении Праги.
К концу войны совершил более 200 боевых вылетов, сбил 18 самолётов противника лично и 5 – в группе.
После войны продолжал службу в ВВС. С 1957 года майор П.М.Никоноров – в запасе.
Жил в городе Харьков (Украина). Умер 5 июля 1983 года. Похоронен на кладбище №5 в Харькове.
Награждён орденом Ленина (1.07.1944), 3 орденами Красного Знамени (5.01.1944;
5.04.1945; 28.09.1956), орденами Отечественной войны 1-й степени (15.07.1943), Красной Звезды (4.06.1955), медалями «За боевые заслуги» (1951), «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «ХХХ лет Советской Армии и Военно-Морского Флота», другими медалями.
В Чистополе именем П.Н.Никонорова названа улица, на Аллее Героев установлена стела в его честь.
Основной портрет Героя - с сайта «Виртуальный музей Великой Отечественной Войны Республики Татарстан»
http://tatfrontu.ru/gallery2/v/muzei-i-memorialy-rt/chistopolskiy-rayon/muzey-uezdnogo-goroda/dsc07263.jpg.html.
Из наградного листа
За время участия на фронте Отечественной войны с 1.12.1942 по 20.12.1943 года тов. Никоноров имеет 144 боевых вылета с боевым налетом 144 часа. Из них штурмовка войск противника – 3, штурмовка с бомбометанием – 7, на прикрытие своих войск – 78, на сопровождение – 37, на перехват – 8, на разведку – 7, на блокировку аэродрома – 1.
Участник 39 воздушных боев, в которых сбил лично 16 самолетов противника и в группе 5, за что награждён орденом Отечественной войны 1-й степени 15.07.1943 года (за 3 сбитых самолёта) и Красного Знамени 5.01.1944 года (за 8 сбитых самолётов).
С 20.12.1943 года тов. Никоноров имеет 23 боевых вылета с боевым налетом 19 часов 35 мин, из них вылет по зрячему – 1, на разведку – 5, на прикрытие своих войск – 11, на разведку со штурмовкой – 2, свободный поиск – 4.
Участник 5 групповых воздушных боев, в которых лично сбил 1 самолет ФВ-190 в районе Житомира 3.01.1944 года.
21.08.1943 года тов. Никоноров в составе группы из 6 самолетов Ла-5 вылетел на прикрытие своих войск в районе Хухря - Котелевка. При подходе к Котелевке лётчики заметили 2 группы самолетов Ю-87 – одна в 15, другая в 18 самолетов, прикрываемых двумя ФВ-190. Тов Никоноров, как опытный лётчик, врезался в группу самолетов противника и сбил 2 Ю-87, один Ю-87 подбил и дал его добить молодому летчику Маканину, в это время прикрывая его от двух ФВ-190.
Всего за время участия в Великой Отечественной войне произвел на самолетах ЛаГГ-3 и Ла-5 167 вылетов с боевым налетом 152 часа, из них на штурмовку – 3, на штурмовку с бомбометанием – 7, на прикрытие своих войск – 89, на перехват – 8, на сопровождение – 37, на блокировку аэродрома – 1, на разведку – 12, на разведку с бомбометанием – 2, свободный поиск – 4, вылет по зрячему – 1.
Участник 44 групповых воздушных боев, в которых сбил лично 17 и в группе – 5 самолетов противника.
Примечание. Вылеты на перехват самолётов противника из засады применялись главным образом для борьбы с воздушными разведчиками. В засадах дежурили пары или звенья истребителей. Находясь на посадочных площадках в 10—15 км от линии фронта, они вылетали на перехват вражеских самолётов «по-зрячему». Этот способ применялся нашими лётчиками в 1942 —1943 гг., когда фронтовая авиация еще не имела системы радиолокационного обнаружения самолётов противника.
Из книги Л.И.Ханина «Герои Советского Союза – сыны Татарии» (в сокращении)
Свой счет сбитых самолётов лётчик-истребитель Никоноров открыл на Северном Кавказе. В декабре 1942 года он прибыл туда из военной школы и принял участие в боях за Моздок и на Кубани.
– Начало положено, поздравляем с успехом! – услышал Пётр по радио приветствие со станции наведения, когда вспыхнувший от его снарядов первый вражеский бомбардировщик врезался в склон горы. А потом такие поздравления он слышал ещё много раз.
Летом 1943 года полк Никонорова участвовал в исторической Курской битве. Совместно с товарищами по полку лейтенант Никоноров штурмовал вражеские войска, летал на разведку, а чаще всего сопровождал в полётах свои бомбардировщики и штурмовики, защищал наземные части от ударов с воздуха.
Наибольшую удачу принёс ему день, когда в составе шестёрки самолётов «Лавочкин-5»
он патрулировал над передним краем.
Выдвинувшись несколько вперёд от расположения своих войск, истребители держались за негустой облачностью. Скрытые от глаз врага с земли, они хорошо просматривали все подходы к месту боя со стороны противника. Командир предупредил лётчиков:
– По моему сигналу бьём все сразу!
Вскоре на горизонте показались немецкие бомбардировщики. Шли они двумя большими группами: в одной было 15, а в другой – 18 «Юнкерсов». Шли уверенно, не чуя опасности.
Все пилоты устремились навстречу этой армаде. Их не пугало превосходство врага в силах. Через считанные секунды вся шестёрка вынырнула из-за облачной пелены и по команде кинулась на головные «Юнкерсы».
Врезавшись в строй бомбардировщиков, Никоноров точной очередью ударил по моторам одного «Юнкерса», и тот, задымив, полетел камнем к земле. Через несколько минут за ним отправился с распоротым брюхом второй стервятник. На очереди был третий «Юнкерс», уже задетый снарядом, но в этот момент на самого Никонорова насели два «Мессершмитта». Поручив своему ведомому добить бомбардировщик, Пётр вступил в бой с истребителями. Схватка была короткой: заметив спешившие на помощь другие советские самолёты, «Мессеры» обратились в бегство. Повернул на обратный курс и весь немецкий отряд. Уходили фашисты в полном беспорядке, не досчитываясь в своих рядах около десятка машин.
Не менее успешно сражался Никоноров в небе над Днепровскими переправами и над Киевом. Победителем вышел он из воздушного поединка с «Фокке-Вульфом» у Житомира.
… Ранним утром 14 августа Никоноров в паре с ведомым младшим лейтенантом Новичковым поднялся по тревоге со своего аэродрома в районе переправы через Вислу. Сразу же они заметили идущие к реке бомбардировщики. Перерезав путь «Юнкерсам», истребители обрушились на них сверху. Бомбардировщики в беспорядке сбросили бомбы над водой и начали поспешно разворачиваться.
– Атакуй последнего! – приказал по радио Пётр ведомому. Тот зашёл в хвост «Юнкерсу» и открыл огонь. Трасса прошла сзади вражеского самолёта.
– Подходи ближе, ещё ближе! Стреляй! – командовал лейтенант.
Когда Новичков был в сорока-пятидесяти метров от противника, снаряды настигли бомбардировщик, но он, не снижая скорости, продолжал уходить. Бросая машину из стороны в сторону, немецкий лётчик старался выбраться из-под обстрела. Но тут Никоноров зашёл сверху спереди и дал очередь по моторам. На машине взметнулось пламя. Вслед за командиром также ударил Новичков. «Юнкерс» накренился и, объятый пламенем, стал падать. Из него выпрыгнули с парашютами четыре человека и, снижаясь, угодили в расположение советских войск.
А через день Никонорову самому пришлось искать спасения на парашюте. При налёте на вражеский объект его самолёт оказался сильно повреждённым огнём зениток; едва дотянув до линии фронта. лётчик вынужден был оставить машину…
Ещё более ста боевых полётов совершил герой на пути от Вислы, был вновь подбит немецкой артиллерией, но спасся и разил врага над Берлином.
Сведения о наградах героя предоставлены В.П.Воробьёвым (г.Подольск).
Биографию подготовил:
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
Документы на сайте «Подвиг народа»
Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации
Ханин Л. Герои Советского Союза – сыны Татарии. Казань, 1969