Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-штурмовики
Хорохонов Николай Дмитриевич

Хорохонов Николай Дмитриевич – командир звена 143-го гвардейского штурмового авиационного Львовского полка (8-я гвардейская штурмовая авиационная Полтавская Краснознамённая ордена Богдана Хмельницкого дивизия, 1-й гвардейский штурмовой авиационный Кировоградский Краснознамённый ордена Суворова корпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), гвардии младший лейтенант.

Родился 26 марта 1923 года в городе Вязники ныне Владимирской области в семье рабочего. Русский. Окончил 7 классов и школу ФЗУ, работал на фабрике. Занимался в Вязниковском аэроклубе. В 1941 году призван в армию Вязниковским райвоенкоматом Ивановской области. В 1943 году окончил военную авиационную школу пилотов в городе Молотов (ныне – Пермь).

Во время Великой Отечественной войны в действующей армии с 12 июля 1943 года. Сражался в качестве лётчика–штурмовика на самолёте Ил-2 на Воронежском, Степном, 2-м и 1-м Украинском фронтах в 735-м (с 5 февраля 1944 года – 143-м гвардейском) штурмовом авиационном полку 266-й (с 5 февраля 1944 года – 8-й гвардейской) штурмовой авиационной дивизии.

В июле 1943 года на Воронежском фронте в составе 2-й воздушной армии участвовал в сражении на Курской дуге.

С 1 августа 1943 по 1 июля 1944 года воевал на Степном (с 20 октября 1943 года – 2-м Украинском) фронте в составе 5-й воздушной армии. Участвовал в Белгородско-Харьковской стратегической наступательной операции (3-23 августа 1943 года) – заключительном этапе Курской битвы, в освобождении Левобережной Украины и битве за Днепр (25 августа — 23 декабря 1943 года), освобождении Правобережной Украины в Кировоградской (5-16 января 1944 года), Корсунь-Шевченковской (24 января — 17 февраля 1944 года), Уманско-Ботошанской (5 марта - 17 апреля 1944 года) наступательных операциях.

С 2 июля 1944 года на 1-м Украинском фронте в составе 2-й воздушной армии принимал участие в освобождении Западной Украины и Польши, в том числе в Львовско-Сандомирской стратегической наступательной операции (13 июля —29 августа), Карпатско-Дуклинской наступательной операции (с 8 сентября 1944 года).

К 10 октября 1944 года совершил 145 боевых вылетов. В воздушных боях сбил самолёт противника. 14 октября 1944 года был сбит огнём вражеской зенитной артиллерии над территорией противника в районе населённого пункта Ожинка (Словакия). Вместе с воздушным стрелком гвардии сержантом Ф.А.Диловым выбросился из горящего самолёта на парашюте. Отстреливался из пистолета до последнего патрона, после чего застрелился, чтобы избежать пленения. Ф.А.Дилов также погиб в перестрелке с немецкими автоматчиками.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Хорохонову Николаю Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Из наградного листа

Гвардии младший лейтенант Хорохонов – лётчик-штурмовик, не знающий страха в бою. Лётчик высокого класса, спокойный и мужественный, расчётливый и находчивый, он беспощадно громил гитлеровскую нечисть, нанося максимальный ущерб пехоте, танкам, автомашинам и другой технике противника.

За время боевой работы в 143-м штурмовом авиационном полку произвёл 145 успешных боевых вылетов, за что награждён двумя орденами Красного Знамени и орденом Отечественной войны 2-й степени.

Первую правительственную награду получил за отлично выполненные 17 боевых заданий командования на Белгородском направлении в 1943 году. Произведя 54 успешных боевых вылета после первого награждения, тов. Хорохонов награждён второй правительственной наградой в 1944 году. За отлично выполненный 31 успешный боевой вылет на штурмовку и разведку войск противника и доставку командованию ценных разведывательных данных после второго награждения награждён третьей наградой в 1944 году.

У гвардейца Хорохонова много примеров образцового выполнения боевых заданий.

4 августа 1943 года тов. Хорохонов выполнял боевое задание в составе группы из 14 Ил-2 в районе населённого пункта Борисовка. Несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии всех калибров, задание было выполнено отлично благодаря решительным действиям и мужеству лётного состава. В этом вылете группа уничтожила 15 танков, 26 автомашин и 95 гитлеровских солдат и офицеров. Тов. Хорохонов лично уничтожил бомбами ПТАБ 1,5 и реактивными снарядами РС-82 2 танка, 3 автомашины и 10 гитлеровцев, что подтверждают экипажи других самолётов, выполнявших это задание.

15 ноября 1943 года вылетел в разведку в составе пары Ил-2. Выполняя задачу без прикрытия истребителей, тов. Хорохонов обнаружил большую автоколонну на дороге Гуровка – Братолюбовка, прицельным бомбометанием и пушечно-пулемётным огнём уничтожил лично 5 автомашин, 15 гитлеровцев и доставил командованию ценные разведданные. Эффективность нанесённого удара подтверждена фотоснимками.

После последнего награждения тов. Хорохонов произвёл 53 успешных боевых вылета, из них 35 вылетов на разведку, 15 вылетов – ведущим пар разведчиков.

Несмотря на плохие метеоусловия и сильное противодействие вражеских истребителей, тов. Хорохонов выполнил ряд сложных задач в районе окружённой группировки врага в ходе Корсунь-Шевченковской операции и при освобождении города Умань. Производил фотографирование укреплённых вражеских позиций на западном берегу реки Горный Тикич, на участке Опатув – Попужницы. Выполняя задание на разведку в паре с гвардии лейтенантом Мельниковым, неоднократно подвергался нападению групп истребителей в количестве от 6 до 16 самолётов, но поля боя никогда не бросал, умело отбивал атаки истребителей и продолжал выполнять задания командования до конца.

На Львовском направлении и в районе реки Висла произвёл 25 успешных боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника.

Произведенными 145 боевыми вылетами тов. Хорохонов уничтожил 34 танка, 116 автомашин, зажёг 2 железнодорожных вагона, уничтожил 5 зенитных, 2 артиллерийских и 2 миномётных батареи. В паре с гвардии лейтенантом Филатовым сбил немецкий самолёт Ю-87, два самолёта уничтожил на аэродромах противника. Вызвал 5 очагов пожара и 3 взрыва, уничтожил около 250 вражеских солдат и офицеров. За отличное выполнение боевых заданий имеет ряд благодарностей от командования авиадивизии, корпуса, армии и фронта.

14 октября 1944 года гвардеец Хорохонов был сбит зенитной артиллерией в районе Ожинка. Видя, что ему не удастся избежать плена, застрелился из личного оружия.


Похоронен в селе Кечковце близ города Свидник (Словакия).

Именем Героя названа улица в городе Вязники. Его имя увековечено на Аллее Боевой Славы в Вязниках. В мае 2010 года в память о Н.Д.Хорохонове на одном из домов этой улицы открыт памятный знак. На здании школы № 3, где он учился, установлена мемориальная доска. Его имя занесено на памятную доску Героев Советского Союза – выпускников Вязниковского аэроклуба и на памятник погибшим летчикам – выпускникам Вязниковского аэроклуба и летчикам города и района.

Награждён орденом Ленина (27.06.1945), двумя орденами Красного Знамени (29.01.1944; 6.03.1944), орденом Отечественной войны 2-й степени (11.10.1943).


Из книги С.А.Донченко «Флагман штурмовой авиации»

Кольцо окружения под Бродами напоминало по конфигурации эллипс — мешок, туго завязанный на земле и с воздуха. Вскоре на южном конце этого эллипса появился уродливый отросток — это головной группе фашистов удалось выдвинуться километра на два вперед.

И вот уже идут на взлёт наши разведчики. Один из экипажей ведет младший лейтенант Н.Хорохонов.

Погода неважная: облачность низкая, над землей плывут плотные дымы. Едва штурмовик пересек линию фронта, как оказался над морем огня. На земле кипел жестокий бой. Как хотелось младшему лейтенанту ввязаться в схватку! Всадить пару снарядов в закамуфлированные коробки с крестами на боках, полить позиции гитлеровцев пулеметным огнем. Но нельзя! Экипаж ведет разведку.

Самолет идет на бреющем: огромная скорость, малая высота. Внизу всё сливается — поля, изрытые воронками, почерневшие от пожаров леса, зеленые плешины болот...

В поле трудно спрятать танки, самоходки, автомобили. Кустарниками, что растут по болотам, не проедешь. Значит — лес.

Хорохонов направил машину к опушке. Внизу спокойно, будто все вымерло. Дорога, помеченная на карте, не просматривается. Одно обстоятельство настораживало — полоска у леса значительно темнее, чем рядом лежащая пашня. Штурвал от себя — и самолет пикирует к земле. Теперь ясно: именно здесь прошли танки, к замыкающей машине были прицеплены бороны. Они-то и «замели» след, а танки свернули в лес и притаились.

Младший лейтенант развернул штурмовик, заметив среди деревьев дымок. Дал по нему пулеметную очередь — авось нервы у фашистов не выдержат, и они обнаружат себя. Еще очередь!

Лес мгновенно ощетинился огнем. Скрестились трассы «эрликонов». Вот теперь и танки видны. Всего с полсотни будет. «В квадрате... около пятидесяти танков, — доложил на КП полка младший лейтенант Н. Хорохонов, — и все «живые». Немедленно в район сосредоточения вражеской техники была поднята группа штурмовиков.

Посадив машину, Хорохонов увидел уже вернувшихся из разведки Мельникова и Ермолаева. На ходу поделились впечатлениями, младший лейтенант пошутил: «Смотрю, из мешка ноги торчат, решил поплотнее его завязать...»

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Документы на сайте «Подвиг народа»

Донченко С.А. Флагман штурмовой авиации. - К.: Политиздат Украины, 1988

Нагорный А.Ф., Травкин В.В. Земли Владимирской богатыри. - Ярославль: 1967.