Сафронов Иван Герасимович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 156
Орден Ленина № 16308
Сафронов Иван Герасимович – паровозный мастер депо Тайга Томской железной дороги, Кемеровская область.
Родился 24 января 1898 года в селе Ижморка Почитанской волости Мариинского уезда Томской губернии, ныне центр Ижморского района Кемеровской области, в семье железнодорожника. Русский. В 1912 году окончил железнодорожное училище на станции Тайга Томской железной дороги. В 1913 году начал учеником слесаря в промывочном цехе депо Тайга. Через два года стал подручным слесаря, затем сам стал работать самостоятельно. В 1918 году был мобилизован в колчаковскую армию, через 10 дней сбежал. Скрывался в лесах. С установлением советской власти вернулся на станцию, в свое депо. Работал монтёром в цехе подъёмочного ремонта паровозов, с 1932 года – в цехе промывочного ремонта.
В 1937 году его назначают бригадиром, а через год – мастером. К этому времени депо было оснащено новейшими паровозами большой мощности. Но ремонт производился по старинке, поэтапно. На обновление одной машины уходило от 48 до 72 часов. Мастер Сафронов предложил другой подход к промывочному ремонту – комплексный. Все паровозы по сериям были закреплены за комплексными бригадами, в которых насчитывалось по 15–18 человек. Сафронов придавал большое значение подбору оборудования и организации рабочих мест, обзавёлся приспособлениями, позволявшими проверять качество ремонта деталей до установки их на локомотив.
Каждая бригада работал только на своих стойлах, оборудование которых было продумано до мелочей. В результате комплекса мер, предложенных Сафроновым, время ремонта сократилось до шести-семи часов. Имя мастера Сафронова стало известно за пределами своей дороги, в 1937 году он был награждён знаком «Почётный железнодорожник», в 1939 году – орденом «Знак Почёта» Член ВКП (б)/КПСС с 1929 по 1934 года, с декабря 1941 года.
В начале Великой Отечественной войны Сафронов организовал женскую комплексную бригаду для ремонта маневровых паровозов. По культуре рабочих мест и содержанию инструмента девушки всегда занимали первые места, а перевыполнение плана для них стало привычным делом. В сложное военное время он организовал круглосуточное дежурство бригадиров, которые должны были помогать паровозным бригадам, работавшим по лунинскому методу. Оказывал опытный мастер и помощь цеху подъёмочного ремонта, что увеличило пропускную способность участка обточки колесных пар. Для помощи депо, расположенным на освобождённой территории, в тайгинском депо в выходные дни изготовлялись запасные части и инструмент.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени Сафронову Ивану Герасимовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Проработал более 40 лет в одном депо. В 1960 году ушёл на заслуженный отдых.
Избирался членом Кемеровского областного комитета ВКП(б)/КПСС.
Жил в городе Тайга Кемеровской области. Скончался 15 октября 1964 года. Похоронен на кладбище города Тайга.
Награждён орденами Ленина (05.11.1943), «Знак Почёта» (23.11.1939), медалями; знаком «Почётный железнодорожник».
В городе Тайга на здании городского Дома культуры в 2003 году установлена мемориальная доска в память о первом в Кузбассе Герое Социалистического Труда.
Биографию подготовил:
Герои стальных магистралей. Кн. 2. М. 2003
Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001