Герой Советского Союза
ВВС: Воздушные разведчики
Ануфриев Митрофан Алексеевич

Ануфриев Митрофан Алексеевич

10.12.1921 - 09.07.2002

Герой Советского Союза

Даты указов

19.04.1945

Медаль № 6143

Ануфриев Митрофан Алексеевич — командир эскадрильи 523-го истребительного Оршанского Краснознамённого орденов Суворова, Кутузова и Александра Невского авиационного полка (303-я истребительная Смоленская Краснознамённая авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт), капитан.

Родился 10 декабря 1921 года* в Липецке в семье почтальона. Русский. Окончил 9 классов и Липецкий аэроклуб.

В 1939 году Богучарским райвоенкоматом Липецка призван в армию и направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, которую окончил в 1940 году. Был направлен в 158-й истребительный авиационный полк Ленинградского военного округа. Полк входил в состав 5-й смешанной авиационной дивизии. Перед началом войны базировался в Псковской области (аэродром Веретенье). Был вооружён самолётами И-16 и Як-1.

В Великой Отечественной войне М.А. Ануфриев принимал участие с 22 июня 1941 года. Сражался на Северном, Западном, 3-м Белорусском фронтах.

22 июня полк был поднят по тревоге на прикрытие городов Остров и Псков. 28 июня 1941 года вёл бой над Островом. 4 июля 1941 года аэродром полка оказался под огнём наземных немецких войск и перебазировался на аэродром Гривочки (в районе города Дно). С 5 июля прикрывал бомбардировщики, действовал в районах Порхов-Дно.

Лейтенант Ануфриев совершил свой первый боевой вылет 6 июля 1941 года – на разведку. В этом вылете в районе города Остров он был атакован двумя вражескими истребителями. В воздушном бою самолёт Ануфриева был подбит, а сам он был ранен. Сумел дотянуть до своего аэродрома и совершить посадку. Был отправлен в госпиталь.

В дальнейшем воевал на Западном фронте в составе 168-го истребительного авиационного полка. С конца ноября 1941 года в составе 10-й смешанной авиационной дивизии участвовал в боях под Москвой на клинском, солнечногорском, истринском, волоколамском, юхновском и медынском направлениях. Летал на истребителе ЛаГГ-3.

Выполняя задачи по сопровождению бомбардировщиков Пе-3, истребители полка вели разведку и наносили штурмовые удары по войскам противника. С середины января 1942 года полк действовал на вяземском направлении.

С конца января 1942 до февраля 1943 года действовал на Западном фронте в составе ВВС 16-й армии. С мая 1942 до февраля 1943 года полк был смешанным (168 сап), входил в состав 1-й воздушной армии, но в оперативном отношении был подчинен ВВС 16-й армии. В этот период выполнял преимущественно разведывательные задачи. Обеспечивал боевые действия армии в районе города Сухиничи, в оборонительных и наступательных боях на жиздринском направлении. В феврале 1943 года полк был перевооружён истребителями Як-7 и вошел в состав 303-й истребительной авиационной дивизии.

М.А. Ануфриев был переведен в 523-й истребительный авиационный полк той же дивизии, в котором сражался до конца войны. Прошел переобучение на истребителе Ла-5. Служил командиром звена, затем был назначен заместителем командира эскадрильи, командиром эскадрильи и, наконец, заместителем командира полка.

В марте 1943 года в составе 1-й воздушной армии поддерживал наземные войска фронта в ходе Ржевско-Вяземской наступательной операции (8 января — 20 апреля), а летом и осенью — Орловской (12 июля — 18 августа) и Смоленской (7 августа — 2 октября) стратегических наступательных операций.

Зимой 1943-1944 годов действовал на витебском и оршанском направлениях, ведя воздушную разведку, сопровождая штурмовики и бомбардировщики, которые наносили нанося удары по железнодорожным коммуникациям противника.

С апреля 1944 года в составе 3-го Белорусского фронта участвовал в освобождении Белоруссии и Литвы.

С июня 1944 года по приказу командующего 1-й воздушной армией генерал - полковника авиации Т.Т. Хрюкина 523-й истребительный авиаполк был переключён в основном на ведение воздушной разведки в интересах командования 3-го Белорусского фронта и 1-й воздушной армии. Задачи, выполнявшиеся раньше, с полка не снимались, а только уменьшалось их количество по нагрузке в вылетах. В связи с новым характером боевой деятельности в полку была проведена необходимая подготовка лётного, технического состава и авиационной техники в сжатые сроки. Самолёты ведущих пар были оборудованы фотоаппаратами, позволяющими вести съёмки объектов с малых и средних высот. В скором времени каждый лётчик произвёл по нескольку тренировочных полётов на фотографирование.

Заместитель командира эскадрильи М.А. Ануфриев совершал разведывательные полеты по обеспечению Белорусской стратегической наступательной операции (23 июня — 29 августа 1944 года), в том числе её этапов – Витебско-Оршанской (23-28 июня), Минской (29 июня — 4 июля), Вильнюсской (5-20 июля) и Каунасской (27 июля — 28 августа) операций. Участвовал в освобождении Витебска, Минска, Орши, Борисова, Бобруйска, Могилёва и других городов Белоруссии, многих городов и населённых пунктов Литвы.

Осенью 1944 года вёл разведку в ходе наступления 3-го Белорусского фронта к границам Восточной Пруссии.

К началу сентября 1944 года капитан М.А. Ануфриев произвел 310 успешных боевых вылетов на разведку войск противника. Участвовал в 42 воздушных боях, в которых сбил лично шесть и в группе один самолёт противника.

За период командования эскадрильей его эскадрилья произвела 1360 боевых вылетов на визуальную разведку и фотографирование войск, техники и аэродромов противника. В воздушных боях лётчики эскадрильи сбили 16 самолётов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство капитану Ануфриеву Митрофану Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В январе 1945 года Ануфриев был назначен заместителем командира полка, но продолжал вылетать на разведку.

В январе — апреле 1945 года совершал разведывательные полёты на 3-м Белорусском фронте в Восточно-Прусской стратегической наступательной операции (13 января — 25 апреля). В Восточной Пруссии капитан М.А. Ануфриев и лётчики его эскадрильи успешно выполнили несколько специальных заданий командования по разведке обороны противника и его аэродромов в районах Кёнигсберга, Тильзита, Инстербурга, Шталлупенена.

К концу войны на счету М.А.Ануфриева было 485 воздушных разведок, 7 сбитых немецких самолётов. Он был дважды ранен, один раз горел, неоднократно совершал вынужденную посадку, но неизменно доставлял разведывательные сведения командованию.

Его эскадрилья совершила 1570 боевых вылетов, уничтожила 19 самолётов противника.

После войны продолжал службу в родном полку с базированием в городе Кобрин Брестской области. В январе 1946 года был назначен командиром 523-го истребительного авиационного полка. Последние освоенные им типы истребителей – МиГ-17 и МиГ-19. В 1948 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы.

С 1957 года подполковник М.А. Ануфриев — в запасе. Жил в Липецке. Через несколько лет ему был присвоено звание полковника. В 1965 году окончил Липецкий строительный техникум, работал архитектором. Был депутатом областного Совета.

Скончался 7 июля 2002 года. Похоронен в городе Липецк.

Награждён орденами Ленина (19.04.1945), 3 орденами Красного Знамени (08.07.1943; 01.07.1944; 20.01.1945), орденами Суворова 3-й степени (30.09.1944), Александра Невского (27.08.1944), Отечественной войны 1-й (11.03.1985) и 2-й (06.10.1943) степеней, Красной Звезды (30.12.1956), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (17.05.1951), «За взятие Кенигсберга»..
26 апреля 1995 года одна из новых улиц в посёлке Матырский (Липецк) названа улицей Ануфриева. В здании Липецкой средней общеобразовательной школы № 2, в которой учился М.А. Ануфриев, установлена мемориальная доска.


*дата рождения приведена по документам Государственного архива Липецкой области, в двухтомном справочнике и на надгробном памятнике — 24 декабря 1921 года.
**дата смерти приведена по документам Государственного архива Липецкой области и двухтомному справочнику, на надгробном памятнике — 9 июля 2002 года.


Из наградного листа

Тов. Ануфриев за время боевой работы произвел 310 успешных боевых вылетов на разведку войск противника. Он один из лучших и опытнейших разведчиков. Задания выполняет ведущим пар и групп самолётов Ла-5 и Як-9.Участвовал в 42 воздушных боях, в которых сбил лично 6 и в группе один самолёт противника.

За период командования эскадрильей его эскадрилья произвела 1360 боевых вылетов на визуальную разведку и фотографирование войск, техники и аэродромов противника. В воздушных боях лётчики эскадрильи сбили 16 самолётов противника. В каждом боевом вылете Ануфриев сочетает твёрдые волевые качества с отличной и искусной техникой пилотирования. Грамотно применяя противозенитный манёвр и ведя воздушный бой, обеспечивает точность и аккуратность фотографирования целей, прикрытых зенитной артиллерией противника. Своим личным примером и отвагой воспитывает у подчинённых взаимную выручку в бою и презрение к смерти. Он готов выполнить любой приказ командования. Техникой пилотирования на самолётах Ла-5 и Як-9 владеет отлично, сочетая с отличными штурманскими знаниями. Летает в сложных метеоусловиях.

Так, в ноябре 1942 года противник укрепился на Варшавском шоссе в районе Юхнов и далее на север. На фронте шли упорные бои. Ануфриев, выполняя разведку этого района, заметил дымок на опушке леса. Разведчик присмотрелся к нему и ушёл в облака, так как истребители противника сильно прикрывали этот район. Ануфриев вынырнул из облаков и прошёл над лесом на малой высоте. Он ясно увидел паровоз и вагонетки. В этот раз им была обнаружена вновь построенная узкоколейная дорога Вязьма-Знаменка-Юхнов, питающая Юхновскую группировку. По данным Ануфриева эта дорога была подвергнута неоднократной бомбардировке. Было выведено из строя много техники и живой силы противника.

В начале июля 1943 года Ануфриев визуально заметил колонну противника из 120 машин и бронетранспортёров в районе Жиздра-Щигры. Голова колонны шла в направлении Орла. Фото подтвердило количество единиц техники противника. Немедленно вылетела группа наших штурмовиков и разгромила эту колонну. Перегруппировка войск немцев и подброска сил в район Орла была сорвана.

8 августа 1943 года Ануфриев вёл разведку в районе Спас-Деменска. Истребители немцев старались всеми силами помешать работе наших разведчиков. Пришлось идти в составе двух пар. На обратном маршруте у аэродрома Лубинка разведчики встретили 4 ФВ-190. Одна пара завязала бой, а вторая – вела разведку. Когда же немцы с аэродрома Лубинка подняли ещё одну пару ФВ-190, все наши разведчики вступили в бой. В этом бою Ануфриев лично сбил один ФВ-190. После боя Ануфриев сфотографировал аэродром, обнаружил на нём 20 самолётов на нём и доставил ценные разведданные всего района.

В сентябре 1943 года противник всеми силами старался задержать наши войска западнее Ельни. Немцы возвели сильные земляные укрепления. Командующий 1-й ВА приказал Ануфриеву как специалисту по разведке с фоторафированием разведать и сфотографировать эти укрепления. Стояла плохая погода, шли дожди. Анофриев настойчиво, слепым полётом пробился в район Болтутино и блестяще выполнил приказ командующего. На второй же день наши наземные войска, имея данные фотосъёмки Ануфриева, прорвали линию фронта и вышли непосредственно к Смоленску. Начальник разведотдела 1-й ВА объявил Ануфриеву благодарность.

В это же время срочно потребовалось выяснить места базирования и количество самолётов противника на аэродромах. Эта задача поручается Ануфриеву. На аэродроме Боровское Ануфриев обнаружил 120 самолётов противника и по радио с борта самолёта доложил командованию. Через час наши бомбардировщики и штурмовики нанесли массированный удар по этому аэродрому. Фото показало, что на аэродроме сожжено 40—45 самолётов. Когда аэродром был занят нашими войсками, местное население сообщило. Что именно в этот налёт был убит немецкий генерал и группа лётно-технического и авиационного состава до 40 человек.

На теоретической конференции разведчиков 1-й ВА Ануфриев сделал обстоятельный доклад о ведении разведки дорог и железнодорожных станций и их фотографировании. Молодые лётчики много почерпнули из доклада знатного разведчика.

В июне 1944 года, когда полк получил разведывательный профиль работы, Ануфриев, как командир эскадрильи и опытный разведчик, много сделал для обучения молодого лётного состава всего полка. Не раз Ануфриев летал фотографировать сильно прикрытый зенитной артиллерией аэродром Балбасово. Еще в мае 1944 года года в плохую погоду и в дождь он прошёл над аэродромом на высоте 200 метров и сосчитал самолёты противника на стоянках.

22 июня 1944 года, ведя разведку войск противника в районе Орша-Дубровно, Ануфриев встретился с патрулём противника. состоящим из 4 Ме-109. Умелым манёром Ануфриев оторвался от противника, произвёл разведку и, оттянув немцев на свою территорию, сбил одного Ме-109. который упал горящим прямо на глазах офицеров штаба дивизии и полка. которые с КП наблюдали за этим боем.

С начала наступления войск 3-го Белорусского фронта тов. Ануфриев неустанно летал и отыскивал рубежи противника, скопления его войск и техники. За самоотверженную работу по разведке Ануфриев в первые дни наступления был награждён вторым орденом Красного Знамени.

Капитан Ануфриев много летал на разведку подвоза резервов, фотографирования аэродромов в районе Минска, Ковно, Вильно. С выходом наших войск на Неман, его форсированием, славный разведчик Ануфриев стал появляться над Восточной Пруссией. Немцы спешно возводили укрепления у своей берлоги, перегруппировывали и подбрасывали войска и технику. Ануфриев много раз летал над укрепрайоном, разведывал его визуально и фотографировал. По его снимкам сделаны прекрасные планшеты оборонительных сооружений немцев.

Подвоз резервов и техники на станциях противник прикрывал истребителями. Ануфриев дерзкими полётами обманывал истребители немцев, разведывал узловые станции Пилькаллен, Эйдкунен, Ширвиндт, на которых всегда было много эшелонов. Передавал данные разведки с борта самолёта. По этим данным немедленно вылетали наши штурмовики и бомбардировщики. Станция Шталлуппенен – узловая, и от неё на юг и на север идут дороги, по которым беспрерывно перебрасываются эшелоны.

2 августа 1944 года на этой станции Ануфриев обнаружил 7 эшелонов и 5 составов. Станция прикрывалась истребителями. Ануфриев передал данные по радио с борта самолёта, а сам атаковал противника. На глазах у немцев он сбил одного ФВ-190, который упал в районе Лукше.

Ануфриев каждый день контролировал станции Ширвиндт, Гумбинен, Пилькаллен, Шталлуппенен. На самолёте Як-9 с лучшим своим напарником и заместителем Сычёвым он получил приказ разведать район города Тильзит. Ануфриев появился над Тильзитом, разведывая железнодорожную станцию, но сразу же столкнулся с двумя ФВ-190. Ануфриев начал бой на виражах. На помощь немцам пришла ещё пара ФВ-190. Через минуту – ещё три пары. Многократное преимущество не смутило отважного капитана. Ануфриев в результате боя сбил одного ФВ-190, а остальные разбежались. После двухчасового боя оба благополучно произвели посадку на своём аэродроме.

26 августа 1944 года Ануфриев вместе с командиром полка подполковником Пильщиковым полетел разведать аэродром Инстенбург. Он появился над аэродромом неожиданно для немцев и как опытный разведчик быстро сосчитал самолёты и передал по радио: «На аэродроме 120 самолётов, из них два двухмоторных. На станции 30 составов, до 1500 вагонов». В этот же полёт на аэродроме Тремпенен было обнаружено 10 самолётов противника. По этим данным всю ночь работали наши бомбардировщики.

27 августа 1944 года Ануфриев получил четвёртую награду - орден Александра Невского.

В полёте на разведку 1 сентября 1944 года Ануфриев в районе западнее Шакяй обнаружил с высоты 1500 метров отдельные танки. Над этим районом он сделал несколько кругов. Зенитная артиллерия противника молчала. Чтобы уточнить количество танков и направление их движения, Ануфриев снизился до 400 метров и увидел 22 танка, которые находились в движении и веером расходились на север. Зенитная артиллерия и танки противника открыли огонь. Снаряд пробил борт самолёта и разорвался в кабине. Ануфриев почувствовал жгучую боль правого бедра, правого плеча и горячую кровь, льющуюся с левого виска. Ануфриев передал напарнику: «Идём домой». Выйдя на свою территорию, Ануфриев собрал все силы и, хотя левый глаз затягивала полоса тумана, блестяще посадил машину на свой аэродром. Передав сведения командованию, он только тогда отправился в госпиталь.

На стоянке, вся изрешеченная осколками, с пробитой приборной доской, стояла машина славного разведчика капитана Ануфриева.

Биография подготовлена Л.Е.Шейнманом (г. Ижевск) и В.П.Воробьёвым (г. Подольск).

Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Документы на сайте «Подвиг народа»

Дорогой славы и бессмертия. Воронеж, 1966

Дриго С.В. За подвигом - подвиг. Калининградское кн.изд.,1984.