Ролин Николай Михайлович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 6358
Эпизоды боевой деятельности Н.М.Ролина (по данным из наградного листа)
9.6.1943 года в составе двух девяток бомбардировал аэродром противника Сиверская. По разведывательным данным установлено, что в результате бомбардировки прямым попаданием бомб разрушен ангар, уничтожено 15 самолётов на стоянках и повреждено лётное поле. За успешное выполнение задания командующим 13-й воздушной армии участникам налёта объявлена благодарность.
13.10.1943 года в составе шестёрки самолётов Пе-2 бомбардировал с пикирования железнодорожную станцию Тосно. По данным фотоконтроля, бомбы легли точно по цели, в результате чего уничтожено 20 вагонов, разрушено до 400 метров железнодорожного полотна, взорван склад боеприпасов, разрушен лесозавод. Там же отмечены сильные пожары, сопровождавшиеся взрывами.
21.01.1944 года, вылетев на разведку с целью установить движение противника на участке Сиверская-Мшинская, после выполнения фотографирования заданных объектов обнаружил на участке шоссейной дороги автоколонну противника. Снизившись до бреющего полёта и пренебрегая сильным огнём из всех видов оружия, произвёл бомбардировку колонны, а затем, заходя 4 раза вдоль колонны, прочёсывал её огнём пулемётов. В результате уничтожено 13 автомашин с грузом и много живой силы противника.
25.03.1944 года в составе звена бомбардировал станцию Йыхви. Несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии и атаки истребителей противника, звено задание выполнило успешно. В результате бомбометания сожжено до 15 вагонов и выведены из строя станционные пути, из-за чего на долгое время прекратилось движение железнодорожных составов на этом участке.
26.03.1944 года вылетел ведущим пары в составе семёрки Пе-2 с задачей бомбардировать
артиллерийские и миномётные батареи противника в районе Райдепылу. Семёрка была атакована истребителями противника. Ведомый пары отстал от ведущего. Воспользовавшись этим, истребители противника набросились на него. Штурман Ролин, видя это, передал лётчику, чтобы он немного отстал, чтобы оказать помощь своему ведомому. Отбивая яростные атаки противника и прикрывая пулемётным огнём ведомого,
самолёт Ролина вместе с ведомым стал оттягивать вражеские истребители на свою территорию. В этот момент от разрыва снаряда загорелся мотор самолета. Штурман Ролин получил тяжёлое ранение ноги, но, превозмогая боль, продолжал отбивать атаки истребителей, пытавшихся добить горящий самолёт. Перетянув линию фронта и сбив пламя скольжением, самолёт Ролина вместе со вторым самолётом приземлился на аэродроме. В этом бою был сбит один истребитель противника.
19.09.1944 года в составе 7 самолётов Пе-2 бомбардировал железнодорожную станцию Раквере. При подходе к цели противник открыл сплошной заградительный огонь. Искусно маневрируя, самолёты пробились к цели и сбросили бомбы. В результате налёта лётчики уничтожили 60 железнодорожных вагонов, разрушили 25 зданий и станционных построек, свыше 150 метров железнодорожного полотна.
20.1.1945 года ведущим шестёрки произвёл бомбометание по живой силе и технике противника в городе Гумбиннен. При подходе к цели группа была встречена сильным огнём зенитной артиллерии. Несмотря на это, задание было выполнено успешно. В результате удара взорван склад боеприпасов, повреждена плотина, отмечены попадания в 12 зданий.
5.02.1945 года, вылетев на бомбометание ведущим шестёрки по морскому порту Пиллау, гвардии старший лейтенант Ролин вывел группу точно на цель. Задание выполнено успешно. В результате налёта разрушено и повреждено 53 здания в районе порта, отмечено 4 взрыва большой силы в районе портовых сооружений, повреждено 2 корабля, находившихся у причала.
15.02.1945 года водил группу из 8 самолётов Пе-2 на нанесение удара по живой силе и технике противника в районе города Лихтенфельд. Преодолев сильный заградительный огонь зенитной артиллерии, группа сбросила бомбы точно по цели. В результате уничтожено до 300 солдат и офицеров, до 100 автоспецмашин и повреждено несколько орудий.
20.02.1945 года в составе полка, ведущим девятки дважды летал на уничтожение опорных пунктов, артиллерийских и миномётных батарей в них в городе Браунсберг и населённом пункте Оттен. В первом вылете, по данным дешифрирования, в городе Браунсберг уничтожено 53 здания, разрушено до 200 метров железнодорожного полотна, вызвано 8 очагов пожара, отмечено прямое попадание в завод. Результат подтверждён фотосхемой.
В населённом пункте Оттен разрушено и повреждено 25 зданий. Часом позднее после бомбометания Оттен был занят советскими войсками.
9.03.1945 года в составе полка ведущим эскадрильи бомбардировал живую силу и артиллерийско-миномётные батареи противника в опорном пункте Хансвальд. В результате уничтожено 20 зданий в пункте и отмечено 7 прямых попаданий по траншеям.
Отрывок из очерка В.Смолина «Полёт продолжается» в сборнике «За чистое небо»
…Утром им поручили сфотографировать аэродром в Тарту, уточнить количество эшелонов на подъездных путях станции, передвижение автоколонн в ближайшем тылу противника. Более полутора часов провел экипаж в воздухе. Едва машина коснулась колесами земли, как её тут же встретил специалист фотослужбы техник Александр Синьков.
- Штаб воздушной армии срочно ждет ваши сведения, - предупредил Синьков, снимая фотоаппарат. - Не исключено, что придется повторить съёмку.
Однако повторять съёмку не потребовалось: снимки, доставленные разведчиками, оказались удачными. Командир полка тогда включил их в состав группы, вылетевшей на бомбёжку артиллерийских позиций противника в районе Райдепылу, где артиллерия противника еще оказывала яростное сопротивление продвижению наших войск.
У истребителей произошла какая-то неувязка, и на этот раз сопровождения не оказалось.
Когда самолёты были уже недалеко от цели, неожиданно появилась шестёрка "Фокке-Вульфов-190".
"Сейчас переколотят эскадрилью! Надо их как-то отвлечь", - подумал Лобач.
Эскадрилья тем временем сомкнула строй, ощетинилась огнем. Над кабиной Лобача пронеслась огненная полоса трассирующих пуль. Их экипаж шел замыкающим в строю эскадрильи, имея на борту фотоаппарат для контроля за бомбометанием. Может быть, вот это положение замыкающего и подсказало Лобачу решение: принять удар "фокке-вульфов" на себя. В ту же минуту Петр резко потянул штурвал. Машина взмыла вверх и стремительно понеслась наперерез гитлеровцам. Увидев оторвавшийся от группы одиночный самолет, "фокке-вульфы" с разных направлений кинулись к нему. Один из фашистов зашел бомбардировщику строго в хвост.
- Манёвр! - одновременно крикнули штурман и стрелок-радист.
Лобач бросил машину в сторону со снижением. Сразу же открылся атакующий "фокке-вульф". Дружный огонь штурмана и стрелка-радиста отбил у фашиста охоту продолжать атаку. Второй "фокке-вульф" напал сверху. Подойдя к бомбардировщику на 50 метров, открыл огонь из пушек и пулеметов.
Манёвром вниз-влево Лобач опять вывел машину из-под удара. Третий гитлеровец атаковал сверху сзади, остальные наседали с боков. Лобач по сигналам штурмана и стрелка-радиста с завидным хладнокровием бросал машину из стороны в сторону, круто уходил то вверх, то стремительно кидался вниз. Самолет, словно заколдованный, продирался сквозь разноцветную паутину трасс.
Наконец одному "фокке-вульфу" удалось поймать Пе-2 в прицел. Машину потряс сильный взрыв, и тотчас же синеватое облако пламени вырвалось из-под правого мотора.
- Командир, горит правый! - крикнул Ляхов.
Пилот "фокке-вульфа", выровняв скорость, нагло ухмыляясь, летел в каких-нибудь 20 метрах от кабины Лобача. Большим пальцем в кожаной краге немец показывал вниз: догорать вам, мол, на земле.
А дальше все пошло совсем не так, как ожидали фашисты. Лобач сделал резкий разворот в сторону. Нервы гитлеровца не выдержали, и он резко бросил машину на высоту.
Горящий бомбардировщик несся в кипящем от пуль и снарядов воздухе. Осколки рвали обшивку фюзеляжа, пули впивались в плоскости, грозили разрушить протектор бензобаков. Еще какое-то промедление - и неминуем взрыв.
Но Лобач действовал с той холодной рассудочностью, на какую способен человек, решивший, что настал для него и его боевых друзей звездный час. Он понимал: раз за спиной гремит дробный перестук пулемётов Ролина и Ляхова, значит, они живы, значит, бой продолжается. В то мгновение он еще не знал, что после первой же атаки Николаю Ролину пулей раздробило ногу. Штурман ничем не мог помочь себе. Только до крови закусил губу, чтобы не закричать от боли.
Шла седьмая минута, как они вступили в бой. Враги предприняли еще одну атаку, но, наткнувшись на трассы с Пе-2, отвалили в сторону.
В ходе воздушного боя Лобачу удалось скольжением сбить пламя с правого мотора. Значит, можно идти на цель.
- Можно, конечно, сбросить бомбы в поле, никто нас за это не осудит. А можно и к цели тянуть! - советовался Лобач с экипажем. - Что будем делать?
- К цели! - тихо отозвался штурман: - Ведь за нами фотоконтроль. Не привезём снимков, эскадрилье не зачтут боевого вылета.
- К Райдепылу! - поддержал штурмана Ляхов. И они повели израненную машину к цели. "Только бы не подвел мотор, - думал Лобач. - В крайнем случае дойдём на одном. Надо добраться до цели, сфотографировать разгромленные немецкие батареи у Райдепылу и выкрутиться из этой передряги".
"Неужели потеряю сознание? Ведь каких-нибудь две-три минуты осталось", - пронеслось в мозгу Ролина.
Он сунул руку в правую унту: там полно крови. Разорвав индивидуальный пакет, Николай крепко перетянул ногу бинтом. Холодный пот заливал глаза, и земля с высоты двух с половиной тысяч метров казалась смутной, расплывчатой, да, и, по совести говоря, ему даже не хотелось на неё смотреть.
Но тут же перед глазами вставали лица друзей. Что скажут товарищи, если они не дойдут до цели, если он не сфотографирует разметанные взрывами орудия фашистов? Тряпка ты, Ролин, а не боевой штурман, - вот что они скажут...
Неимоверным напряжением сил ему удалось поймать цель на курсовую черту. Еще через мгновение, когда появились в прицеле знакомые подковки орудийных рвов, он нажал кнопку бомбосбрасывателей, одновременно включив фотоаппарат.
Правый мотор снова загорелся. Лобач выключил зажигание, перекрыл бензиновые краны. Огонь утих. Надолго ли?
Взяли курс к самому ближнему аэродрому, где базировались морские летчики.
Оставался какой-нибудь десяток километров, когда летчик, обернувшись к Ролину, предупредил:
- Сажусь на фюзеляж. Придержи меня за ремни...
- Садись, только вряд ли я удержу тебя, Петя, - ответил штурман и только тут признался, что ранен.
Приземлились удачно. Открыв фонарь, Лобач вытащил из кабины белого как полотно Ролина, положил его на снег.
- Почему же не сказал, что ранен?
- Не хотел мешать. Да и некогда было.
Ряд материалов для составления биографии предоставлен С.В.Каргапольцевым.
Биографию подготовил:
Андреев С.А. Совершённое ими бессмертно. Книга 1. М.: Высшая школа, 1976
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
Документы на сайте «Подвиг народа»
Дриго С.В. За подвигом - подвиг. Калининградское кн.изд.,1984.
За чистое небо. - Л.: Лениздат, 1978
Фролов П.И., Пирогов В.А., Макушев А.Ф. Боевое созвездие орловцев. Тула,1985