Колесников Николай Данилович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 5046
Колесников Николай Данилович - командир авиационного звена 12-го гвардейского Гатчинского пикирующего бомбардировочного авиационного полка (8-я минно-торпедная авиационная дивизия, ВВС Краснознамённого Балтийского флота), гвардии старший лейтенант.
Родился 22 апреля 1921 года в городе Темрюк ныне Краснодарского края в семье рабочего. Русский. Детство провёл в Таганроге. Рано потерял родителей. Сестра определила его в детский дом. Окончил 8 классов и школу ФЗО. Работал токарем в Таганрогском трамвайном парке. Параллельно занимался в аэроклубе. В Военно-Морском Флоте с 1939 года. Окончил в 1941 году Ейское военно-морское авиационное училище.
Служил в 28-м бомбардировочном авиационном полку на Северном флоте.
С июля 1943 года воевал в 73-м (с 22 января 1944 года – 12-м гвардейском) пикирующем бомбардировочном авиационном полку ВВС Краснознамённого Балтийского флота.
С начала своей боевой деятельности в этом полку до конца войны воевал в одном экипаже со штурманом М.А.Сухановым – впоследствии также Героем Советского Союза. В январе 1944 года был назначен командиром звена.
Наносил бомбовые удары по оборонительным сооружениям и стратегическим военным объектам противника, его живой силе и технике, топил боевые корабли и транспортные суда в Балтийском море, уничтожал батареи осадных орудий, обстреливавших Ленинград.
К середине августа 1944 года совершил 100 боевых вылетов. Принимал участие в потоплении 2 транспортов, 2 кораблей, 2 катеров-тральщиков, в уничтожении 2 артиллерийских батарей, 2 складов с боеприпасами, 12 автомашин.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года за умелое выполнение боевых задач, мужество и героизм, проявленные при нанесении бомбовых ударов по противнику, Колесникову Николаю Даниловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В октябре 1944 года Н.Д.Колесников был назначен командиром эскадрильи вместо погибшего капитана Ю.А.Кожевникова.
После последнего награждения произвел 30 боевых вылетов. Бомбил Таллин, Ригу, Мемель (Клайпеду), Либаву (Лиепая), Пиллау (ныне Балтийск).
В апреле 1945 года в составе группы бомбил вражеские корабли и суда в районе косы Хелл и военно-морской базы Пиллау. Группой потоплены 4 крупных транспорта водоизмещением 8000, 5000, 5000, 7000 тонн.
Последний – 135-й по счёту боевой вылет – Н.Д.Колесников совершил 9 мая 1945 года.
После войны продолжал службу в ВВС. С 1947 года гвардии капитан Н.Д.Колесников – в отставке. Ему пришлось приобретать гражданскую профессию. Жил в Ленинграде (Санкт-Петербург). Окончил среднюю школу, затем Ленинградскую юридическую школу. Работал народным судьёй, затем заведовал юридической консультацией.
Скончался 31 мая 1998 года. Похоронен в Всеволожском районе Ленинградской области на Ковалёвском кладбище (квартал 1, участок 41).
Награждён орденом Ленина (05.11.1944), 2 орденами Красного Знамени (30.04.1944; 24.10.1944), орденом Александра Невского (04.05.1945), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (19.09.1943; 11.03.1985), медалями.
Бюст Героя установлен на Аллее Славы в городе Темрюк.
Командир эскадрильи Н. Д. Колесников и его штурман М. А. Суханов прибыли в 73-й пикирующий бомбардировочный авиационный полк весной 1943 года. Летали всегда вместе, без подмены. Они не ждали, когда их пошлют на боевое задание, сами рвались в грозное небо. Они бомбили вражеские батареи, топили корабли и подводные лодки, штурмовали автоколонны на дорогах, разрушали мосты. Нередко друзья шли на смертельный риск. На это способен не каждый. Тут нужны и железная воля и ювелирное мастерство. Об экипаже Колесникова кое-кто говорил в полку: «Везет ребятам — счастливчики». Да, они действительно были везучими. Только везение это доставалось отнюдь не по воле волшебника. Оно добывалось упорным трудом, настойчивой учебой, постоянной собранностью.
В конце июня 1943 года командир звена 73-го пикирующего бомбардировочного авиационного полка младший лейтенант Н.Д.Колесников в составе эскадрильи майора П.И.Володина вылетел на боевое задание – уничтожение цели № 216. Это была батарея осадной артиллерии, обстреливавшая Ленинград с окраины посёлка Володарский.
Пикировщиков прикрывали "Яки" 21-го истребительного авиационного полка.
Когда бомбардировщики подошли к цели и вошли в пикирование, их атаковали 6 «Мессершмиттов». Однако лётчики сбросили бомбы точно в цель. Одна пара вражеских истребителей устремилась к самолету Колесникова. Командир звена сделал горку, но тут же оказался под огнём двух других вражеских истребителей, атаковавших его сверху. Колесников резко отдал штурвал от себя и нажал правую педаль. Огненная трасса прошла над самой кабиной. Фашист нерешительно взмыл вверх и был прошит пулемётной очередью, выпущенной подоспевшим «Яком». «Мессер» вспыхнул, перевернулся и пошел к земле.
Колесников вдруг почувствовал, что правый мотор стал работать с перебоями. Была повреждена его система смазки, и всё масло вытекло. Температура воды поднялась выше ста градусов. Это грозило перегревом и полным отказом двигателя.
Николай встревожился. Он знал, что на одном моторе Пе-2 долго не протянет. Решил убрать насколько возможно обороты забарахлившего двигателя, чтобы хоть на какое-то время продлить его работу. Три вражеских истребителя, оторвавшись от «Яков», снова атаковали самолет Колесникова. Штурман младший лейтенант М.А.Суханов открыл но ним огонь из турельного пулемета, но они не сворачивали и почти одновременно ударили из всех огневых средств. Колесников снова попытался сманеврировать, но при одном работающем моторе машина плохо слушалась рулей. Колесников почувствовал резкий удар в правую ногу. Острая боль пронзила все тело. Он мельком взглянул на штурмана. Тот, ловко разворачивая пулемет, вел огонь короткими очередями. Изрешеченная пулями и снарядами машина продолжала лететь на одном моторе с левым креном. Высота постепенно уменьшалась.
Наконец линия фронта осталась позади. Фашистские истребители прекратили преследование. Но опасность не миновала: Колесникову с трудом удавалось удерживать машину в горизонтальном полете. При посадке на свой аэродром оказалось, что не выпускаются шасси, их пришлось выпускать штурману Суханову аварийно, пользуясь ручной помпой. Наконец «Петляков» мягко коснулся полосы и покатился по ней.
Ранение Колесникова оказалось не очень опасным, и он наотрез отказался ложиться в госпиталь.
6 сентября 1943 года три группы пикировщиков вылетели бомбить укрепления противника на Синявинских высотах. Среди них было звено Н.Д.Колесникова. Внезапно на бомбардировщики обрушился мощный шквал огня. Казалось, все пути перекрыты, к цели пробиться невозможно. Один «Петляков» задымил и со снижением пошёл в сторону.
Остальные, пробившись сквозь огненную завесу, спикировали на цель и сбросили бомбы.
В этот момент появились вражеские истребители – «Фокке-Вульфы». Были подбиты ещё два бомбардировщика. После того, как «Яки» прикрытия сбили один ФВ-190, немецкие истребители вышли из боя.
С задания не вернулись экипажи Николая Колесникова, Льва Арансона и Григория Буланихина. Все они были опытными летчиками, совершившими по нескольку десятков боевых вылетов. Лётчику Буланихину удалось спастись на парашюте, остальные члены экипажа погибли. Летчику Арансону и его воздушному стрелку Леонтовичу также удалось покинуть самолёт и приземлиться на парашютах; его штурман Толмачёв, покидая машину, зацепился за самолётную антенну и погиб. Н.Д.Колесников, который на подбитой машине (у одного из двигателей был перебит бензопровод, и бензин непрерывно хлестал из него, угрожая пожаром и взрывом) атаковал цель и сбросил бомбы, дотянул до соседнего аэродрома и сел на него. Туда срочно вылетела группа техников и механиков. Через день экипаж на отремонтированном Пе-2 возвратился в полк.
Однажды в январе 1944 года, возвращаясь с боевого задания, Н.Д.Колесников и штурман
М.А.Суханов заметили скопление большого количества вражеских танков и автомашин.
Однако все боеприпасы самолёта были уже израсходованы. После приземления на своём аэродроме и заправки самолёта горючим и боеприпасами Н.Д.Колесников со своим звеном с разрешения командира эскадрильи вылетел на уничтожение обнаруженной цели
и внезапным бомбовым ударом и пулемётным огнём двумя заходами превратил скопление танков и автомашин в кладбище искорёженной техники.
Весной 1944 года звено Н.Д.Колесникова получило задание вылететь в составе эскадрильи в сопровождении истребителей прикрытия на уничтожение вражеских кораблей в Финском заливе. Вскоре в заданном квадрате лётчики обнаружили семь сторожевых кораблей, два тральщика и три быстроходные десантные баржи.
На подходе к цели бомбардировщики были атакованы «Мессершмиттами», но истребители прикрытия сбили один Ме-109 и отогнали остальных. Колесников вывел звено на боевой курс. Прорвавшись через заградительный огонь зениток, звено спикировало на одну из десантных барж и двенадцатью бомбами потопило её.
В августе 1944 года экипаж Н.Д.Колесникова потопил ещё один вражеский корабль. После приземления на аэродроме объявили полковое построение, на котором командир полка В.И.Раков поздравил экипаж Н.Д.Колесникова с сотым боевым вылетом и предоставил ему почётное право сфотографироваться перед развёрнутым знаменем части.
10 октября 1944 года полк тремя девятками Пе-2 вылетел для нанесения удара по порту Лиепаи, где воздушной разведкой было обнаружено большое скопление вражеских транспортов. В третьей эскадрилье капитана Ю.А.Кожевникова летело звено Н.Д.Колесникова, который к этому времени был заместителем командира эскадрильи.
При подлёте к порту самолёты были встречены стеной зенитного огня. Первая и вторая эскадрилья уже перешли в пикирование, когда Ю.А.Кожевников вывел свою девятку на огромный транспорт, стоявший у причала торговой гавани. Бомбы уже были сброшены, когда бомбардировщики были атакованы «Мессершмиттами» и «Фокке-Вульфами». Им сразу удалось подбить самолёт Ю.А.Кожевникова. Его самолёт задымил и пошёл со
снижением.
Н.Д.Колесников принял командование эскадрильей на себя и продолжал вести воздушный бой. Воздушному стрелку И.Ф.Алейникову удалось повредить один «Фоккер», однако и самолёт Н.Д.Колесникова получил повреждения – была пробита плоскость, начал давать перебои левый двигатель. Самолёт стал вести себя неустойчиво, кренился набок, однако Н.Д.Колесникову удалось вывести его в горизонтальное положение, пересечь линию фронта и сесть на советском аэродроме в Шяуляе. На следующий день после возвращения на свой аэродром экипаж узнал результаты налёта: пикировщики пустили на дно два транспорта водоизмещением 12 000 и 8 000 тонн, в воздушном бою вместе с истребителями прикрытия сбили 10 вражеских истребителей. Однако и полк понёс немалые потери – с задания не вернулось семь экипажей, в том числе и экипаж командира эскадрильи Ю.А.Кожевникова. Через неделю на аэродром пришли штурман экипажа Колесникова Мельников и воздушный стрелок Сазонов. Они рассказали, что Ю.А.Кожевников посадил подбитый самолёт на вражеской территории. Экипаж шесть суток пробирался к своим, но при переходе линии фронта капитан Кожевников был убит в перестрелке с врагами.
После этого Н.Д.Колесников был назначен командиром третьей эскадрильи.
В ноябре 1944 года, когда в полк пришло известие о присвоении звания Героев Советского Союза Н.Д.Колесникову и М.А.Суханову, им обоим был предоставлен краткосрочный отпуск, и они навестили своих родных и близких. Н.Д.Колесников навестил свою сестру в Таганроге. После возвращения из отпуска они вновь включились в боевые действия полка.
В конце декабря 1944 года ночью разведка донесла о прибытии в порт Котка большой группы вражеских транспортов. Наутро полк был поднят по тревоге и двумя группами вместе с истребителями прикрытия пошёл курсом на Котку. Разведка не ошиблась. В Котке действительно находилось около двадцати транспортов. Одно за другим звенья пошли в атаку. На транспорты посыпались десятки бомб. Вражеские зенитки вели огонь непрерывно, но меткость стрельбы была невелика. Видимо, гитлеровцы не ожидали появления советской авиации в такую раннюю пору. В этом полете зенитки подбили самолет лейтенанта Н.Д.Колесникова. Он был опытным летчиком и не раз попадал в такие условия. Вот и теперь он спокойно вел самолет к родным берегам. При подходе к аэродрому моторы вдруг стали давать перебои. Летчик поставил шасси на «выпуск» и решил садиться с хода. Но шасси до конца не вышли. Колесников дал газ и пошел на второй круг. Моторы заработали неустойчиво, попеременно захлебываясь. Вдруг оба они сбавили обороты, и машина ринулась вниз. Колесников успел подвернуть ее к заснеженному пустырю на окраине аэродрома и приземлить на мотогондолы. Летчик лейтенант Н.Д.Колесников, штурман лейтенант М.А.Суханов и воздушный стрелок-радист старший сержант И.Ф.Алейников остались невредимыми. Бензобаки оказались пустыми. Боевой вылет завершился успешно. Был потоплен большой транспорт и сильно разрушены портовые сооружения.
В 1945 году главными объектами для нанесения бомбовых ударов 12-го гвардейского Таллиннского пикирующего бомбардировочного авиационного полка были морские коммуникации противника.
Утром 8 апреля воздушная разведка обнаружила у порта Хель в Данцигской бухте два тяжелых крейсера и четыре миноносца. Они маневрировали вдоль косы, обеспечивая погрузку своих войск на транспорты. Три девятки пикировщиков взяли курс на запад, к месту нахождения цели. Туда же, находясь на пятьдесят метров ниже пикировщиков, шли две группы «Бостонов», прикрываемые «Яками». Крейсеры и миноносцы противника были обнаружены в открытом море.
Первая девятка бомбардировщиков, увеличив скорость, начала разворачиваться на корабли. Полк перестраивался в колонну звеньев. Вдруг вражеские корабли круто развернулись в сторону бомбардировщиков. Вокруг самолетов начали появляться темно-серые рваные пятна. Заработали вражеские зенитки. Всё внимание гитлеровцы сосредоточили на пикировщиках. Они не знали, что в это же время чуть в стороне ним подходили на малой высоте «Бостоны».
Когда «Петляковы» первой девятки начали переходить в пике, миноносцы, охранявшие крейсеры, шарахнулись в стороны. Ордер кораблей рассыпался. Одна из бомб, сброшенных пикировщиками, угодила в крейсер. Затем в его носовую часть попала торпеда, сброшенная одним из «Бостонов». Крейсер был серьёзно повреждён.
Вскоре последовали два мощных взрыва на соседнем миноносце. Это угодили в цель бомбы, сброшенные самолетами третьей эскадрильи, возглавляемой Колесниковым. Корабль начал разваливаться и затонул.
11 апреля 1945 года полк в полном составе снова вылетел на уничтожение вражеских транспортов в порту Хель, через который немцы эвакуировали войска, прижатые к Балтийскому морю. Девятка Н.Д.Колесникова нацелилась на вражеский танкер и в плотном строю перешла в пикирование. Кучное попадание тридцати шести бомб вызвали огромный столб дыма и пламени на танкере.
9 мая, когда в полку уже ликовали по поводу достигнутой Победы, эскадрилья Н.Д.Колесникова получила приказ на боевой вылет. Отдельные группы немецких войск, находящихся на кораблях в море, отказались капитулировать. Поднявшись в воздух, Колесников обнаружил в море фашистские суда, удирающие в Швецию. Пикировщики атаковали эти суда и потопили один транспорт. На обратном пути Н.Д.Колесников заметил в море группу малых кораблей и шхун, идущих на север. Бомб на самолётах уже не было, но оставался полный боекомплект пулемётных патронов. Колесников приказал эскадрилье рассредоточиться и тремя заходами с бреющего полёта проштурмовал фашистов, потопив две шхуны.
Это был его последний боевой вылет.
Из наградного листа на звание Героя Советского Союза:
С 29 июля 1943 года гвардии старший лейтенант Колесников принимает непосредственное участие в боевой работе. Смелый и мужественный летчик, все поставленные перед ним командованием боевые задачи выполняет успешно.
За время участия в Отечественной войне произвел 100 успешных боевых вылетов на самолете – пикировщике. Главным образом за период своей боевой деятельности наносил бомбоудары по военно-морским базам Котка, Хамина, топил плавсредства противника в районе губы Кунда, Азери, Харалахт и Финском заливе; бомбил батареи противника на острове Койвисто, Верхний Тютерс. Проявлял при этом образцы мужества и стойкости.
За короткий отрезок времени вырос с рядового летчика до заместителя командира эскадрильи.
19.08.1943 года бомбоударом с пикировання уничтожал артиллерийские батареи противника в районе Синявино. В результате удара при ожесточенном обстреле зенитной артиллерией противника цель поразил и вызвал большой пожар.
2.09.1943 года бомбоударом с пикирования уничтожал артиллерийские батареи противника в районе Владимирово. Прямым попаданием бомб батарея была уничтожена. Результат удара сфотографирован.
5.09.1943 года при подходе к цели огнем зенитной артиллерии противника был пробит бензобак. В результате был выведен из строя один мотор. Тогда еще молодой летчик не отвернул от цели, а принял решение – выполнять боевое задание. Сбросив бомбы на артбатарею противника и поразив ее, он на одном работающем моторе привел самолет на свой аэродром и благополучно произвел посадку, сохранив жизнь экипажу и дорогостоящую материальную часть.
Так рос и закалялся в боях молодой летчик.
6.03.1944 года произвел бомбоудар с пикирования по транспортам противника в военно-морской базе Котка. В результате прямого попадания бомб на транспортах вызван пожар и взрыв огромной силы. Подтверждено фотоснимком.
21.04.1944 года бомбил скопление кораблей противника в районе губы Кунда. Отмечено прямое попадание в катер-тральщик. Подтверждено фотоснимком.
19.05.1944 года вместе с другими экипажами бомбил батареи зенитной артиллерии в ВМБ Котка. Разрывы бомб отмечены точно по цели. В районе батареи взорван боесклад. Результат удара сфотографирован.
16.07.1944 года непосредственно участвовал в бомбоударе по крупному броненосцу противника. В результате удара пикировщиков финны лишились своего крупнейшего корабля.
25.07.1944 года участвовал в бомбоударе по скоплению кораблей противника в бухте Харалахт. Бомбоударом потоплен большой десантный корабль противника. Результат сфотографирован.
Смелый и мужественный летчик, кроме напряженной боевой работы, являясь заместителем командира эскадрильи, провел большую работу по подготовке и вводу в строй летного состава, недавно прибывшего из училищ. Десятки раз поднимался в воздух на проверку знаний по технике пилотирования своих подчиненных, умело передавая им свой боевой опыт. Личным примером в бою показывает, как нужно бить немецких захватчиков.
За 100 успешных боевых вылетов на самолете Пе-2, за смелость и мужество, проявленные в боях с немецкими захватчиками и за хорошую подготовку молодого летного сотава достоин высшей правительственной награды – присвоения звания Героя Советского Союза.
Командир 12 ГИАП 8 МТАГКД ВВС КБФ дважды Герой Советского Союза гвардии полковник Раков
16 августа 1944 года
……………..
Приложение к наградному листу
Сведения о боевой работе командира звена 3 АЭ гв. старшего лейтенанта Колесникова Н.Д.
2.09.43. Уничтожена 1 артбатарея дальнего действия в дер.Владимирово.
5.09.43, 7.04.1944 Уничтожены 2 боесклада в ВМБ Котка, Павкули.
7.09.43. Уничтожена артбатарея в Курголово.
10.09.43. Уничтожен артсклад в Курголово.
17.01.44. Уничтожен КП 9 пехотной дивизии в Ропше.
18.01.44, 26.01.44, 1.02.44. Уничтожено 12 автомашин с грузом и живой силой в дер. Большая Пустомерка, Кипень, Пухково.
24.01.44. Уничтожены 3 железнодорожные постройки на станции Волосово.
25.01.44. Уничтожены 2 железнодорожных вагона на станции Ястребино.
6.03.44. уничтожены 2 заводские постройки сланцевого завода, бухта Кунда.
7.03.44. Потоплен 1 тральщик у губы Кунда.
1.04.44. Потоплены 2 сторожевых корабля (в группе) в районе Азери.
10.04.44. Потоплен 1 сторожевой катер в районе Азери.
11.04.1944. Потоплен 1 сторожевой корабль у острова Большой Тютерс.
14.04.1944, 21.04.1944. Потоплены 1 быстроходная десантная баржа и 1 катер-тральщик в районе острова Большой Тютерс и у губы Кунда.
8.05.44. Уничтожены 2 транспорта водоизмещением 3000 и 2000 тонн в ВМБ Котка.
Командир 12 ГИАП 8 МТАГКД ВВС КБФ дважды Герой Советского Союза гвардии полковник Раков
Биографию подготовил:
Буров А.В. Твои Герои, Ленинград. 2-е изд., доп. Л.: Лениздат, 1970
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Документы на сайте «Подвиг народа»
Калиниченко А.Ф. В небе Балтики. - М.: Воениздат, 1973
Калиниченко А.Ф. Герои неба. Калининград, 1982.
Цупко П.И., Пикировщики. - М.: Политиздат, 1987