Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-торпедоносцы
Пономаренко Илья Неофитович

Пономаренко Илья Неофитович

02.06.1909 - 01.01.1953

Герой Советского Союза

Даты указов

22.07.1944

Медаль № 4012

Пономаренко Илья Неофитович – помощник командира по летной подготовке и воздушному бою 51-го минно-торпедного авиационного полка (8-я минно-торпедная авиационная Гатчинская Краснознаменная дивизия, ВВС Балтийского флота), майор.

Родился 2 июня 1909 года в селе (ныне – посёлке городского типа) Ольховатка Ольховатского района Воронежской области в крестьянской семье. Украинец. Окончил 7 классов в Ольховатке, сельскохозяйственное училище. Работал в колхозе. В Военно-Морском Флоте – с 1932 года. В декабре 1933 года окончил 9-ю Харьковскую авиационную школу пилотов (впоследствии преобразованную в Чугуевское авиационное училище). Затем окончил курсы командиров звеньев при 1-й Качинской военной школе летчиков имени А.Ф.Мясникова. С июля 1934 по август 1938 года служил командиром авиационного звена и помощником командира 31-й авиационной эскадрильи ВВС Краснознаменного Балтийского флота.

Начало Великой Отечественной войны майор И.Н.Пономаренко встретил в должности инспектора-летчика Управления ВВС Краснознамённого Балтийского Флота.

К декабрю 1942 года совершил около 500 вылетов, 300 из них – рейсовых на самолете «Дуглас». Большую работу провел по переброске запчастей и вооружения с тыловых заводов, тем самым способствовал бесперебойной боевой работе частей.

Был награжден орденом Красного Знамени.

С декабря 1942 года майор И.Н.Пономаренко служил в 1-м гвардейском минно-торпедном авиационном полку ВВС КБФ помощником командира полка по лётной подготовке. С января 1943 года активно работал в пополнении полка новой материальной частью и занимался сколачиванием и формированием 1-й и 2-й авиаэскадрилий. Под его руководством и при его непосредственном участии было перегнано более 40 лендлизовских самолетов типа Дуглас А-20 «Бостон» из различных районов Советского Союза для 1-го гвардейского минно-торпедного авиаполка и 15-го морского разведывательного полка КБФ. За короткое время переучил на новые самолеты 22 летных экипажа, способных выполнять боевые задачи.
10 сентября 1943 года подготовленные им подразделения начали боевую работу.
За короткое время И.Н.Пономаренко лично выполнил 4 боевых вылета.
14 и 15 сентября 1943 года летал на постановку мин на фарватеры военно-морских баз в Таллине и Хельсинки. Мины поставлены точно в заданную цель.
16 сентября 1943 года произвел бомбовый удар по железнодорожной станции Мга.
29 сентября 1943 года при выполнении крейсерского полета в Балтийском море западнее острова Даго им был обнаружен и торпедирован вражеский транспорт водоизмещением 6000 тонн. В результате транспорт был потоплен. Экипаж наблюдал взрыв торпеды и погружение транспорта.

Был награжден вторым орденом Красного Знамени.
В наградном листе отмечалось, что майор Пономаренко летает в любых метеоусловиях, ночью и днем, на различных типах самолетов. В совершенстве владеет вверенной ему техникой. Смело идет на заданные цели, несмотря на противодействие врага, и точно сброшенным боевым грузом уничтожает его.

И.Н.Пономаренко обучал и воспитывал молодых лётчиков полка полётам над морем при отсутствии ориентиров, ночью и в сложных метеорологических условиях. Многие его ученики стали мастерами торпедных атак, грозой вражеских кораблей в море и на базах. Принимал активное участие в боевых вылетах.

В феврале 1944 года майор И.Н.Пономаренко был переведён во вновь организованный 51-й минно-торпедный авиационный полк помощником командира полка по лётной подготовке. В этом полку впервые на Балтике внедрялось топ-мачтовое бомбометание кораблей и транспортов противника. Вместе со штурманом полка майором Г.А.Завариным И.Н.Пономаренко разработал тактику и методику нанесения торпедно-бомбовых ударов по морским целям с помощью звена четырёхсамолётного состава – двух торпедоносцев и двух топ-мачтовиков.

В ночь на 23 июня 1944 года 51-й минно-торпедный полк нанес первый бомбовый удар по вражеским кораблям в западной части Финского залива в районе порта Палдиски. В нем приняло участие звено из трёх самолетов. Задание выполнялось в белую ночь, без истребительного прикрытия. Для выполнения задания были выделены лучшие экипажи полка, имевшие опыт боевой работы и награжденные за успехи в боях с фашистами. Ведущим летел экипаж заместителя командира полка майора И.Н.Пономаренко, а с ним штурман полка майор Г.А.Заварин и в качестве стрелка-радиста начальник связи полка старший лейтенант П.М.Черкашин. Ведомыми на задание вылетели командир 1-й эскадрильи капитан В.А.Меркулов со штурманом капитаном А.И.Рензаевым и начальником связи эскадрильи младшим лейтенантом В.В.Быковым и экипаж заместителя командира 2-й эскадрильи Е.М.Николенко (штурман лейтенант А.М.Грабов и стрелок-радист сержант Ломагин).
Вылет прошел успешно. Несмотря на противодействие зенитной артиллерии, прикрывшей вражеские корабли, Пономаренко потопил эсминец типа «Карл Гальстер» водоизмещением 1860 тонн, а Меркулов — сетевой заградитель. Николенко атаковал транспорт, но неудачно.

5 июля 1944 года во время группового налёта на рейде в районе Азери торпедно-бомбовыми ударами были потоплены три вражеских сторожевых корабля и повреждён один транспорт. В группу входили звенья гвардии майора Пономаренко, капитана Михайлова и лейтенанта А.М.Гагиева. Они осуществляли топ-мачтовое бомбометание. С торпедами вылетало звено лейтенанта Карабасова. Все самолеты вернулись на аэродром невредимыми.

Кроме эсминца в Палдиски, И.Н.Пономаренко лично потопил 7 июля 1944 года сторожевой корабль в Нарве. За потопление этих кораблей позднее, в 1945 году, был награжден третьим орденом Красного Знамени.

8 июля 1944 года морская авиаразведка обнаружила крупный военный корабль в финском порту Котка. Корабль был идентифицирован как броненосец береговой обороны «Вяйнямёйнен» - самый мощный корабль финского флота, за которым давно и безуспешно охотилась морская авиация Балтийского флота. 12 июля 1944 года 30 пикирующих бомбардировщиков Пе-2 12-го гвардейского бомбардировочного полка под командованием Героя Советского Союза гвардии полковника В.И.Ракова нанесли по кораблю удар. Однако он оказался неудачным. Самолеты сбросили 70 500-килограммовых и 100-килограммовых бомб, в порту возникло множество пожаров, но корабль остался цел и невредим. Повторить удар сразу же не удалось — несколько дней стояла нелётная погода. стояла нелётная погода. Следующий удар был запланирован на 16 июля.

В качестве главной ударной силы привлекались четыре самолета А-20G «Бостон» 51-го гвардейского минно-торпедного полка в варианте топ-мачтовиков. На борту у каждого — по две тысячекилограммовые бомбы. Ведущий — майор И.Н.Пономаренко Привлекались также 33 бомбардировщика Пе-2 из 12-го гвардейского бомбардировочного пикирующего авиаполка. Шесть из них должны были вылететь без бомб и лишь имитировать удар, отвлекая на себя зенитный огонь во время атаки топ-мачтовиков. Остальные «петляковы» имели на борту фугасные бомбы весом в 100 и 250 килограммов. Ведущий — командир полка Герой Советского Союза гвардии подполковник В. И. Раков.

Обеспечение операции осуществляли 27 самолетов Ил-2 47-го штурмового авиаполка 11-й штурмовой авиадивизии ВМФ Героя Советского Союза Н.Г.Степаняна. Их задача — мелкими бомбами, реактивными снарядами, огнем пушек и пулеметов подавить огонь зенитной артиллерии противника, создать условия для выхода в атаку главных сил. Было привлечено также 48 истребителей Як-9 из 21-го истребительного полка 8-й минно-торпедной авиадивизии под командованием Героя Советского Союза подполковника П. И. Павлова и Ла-5 из 1-й гвардейской истребительной авиадивизии ВМФ.

16 июля 1944 года две пары самолётов «Бостон» (топ-мачтовиков) 51-го минно-торпедного авиационного полка (ведущие пар майор И.Н. Пономаренко и капитан И.В. Тихомиров) в 16.04 взлетели с аэродрома. Полёт по маршруту проходил на малых высотах. В точке боевого развёртывания топ-мачтовики установили визуальный контакт с демонстративной группой пикирующих бомбардировщиков Пе-2 и перешли на бреющий полет. В 17.00 три самолёта нанесли удар по кораблю, а один топ-мачтовик по стоявшему невдалеке транспорту. Высота бомбометания была 30 метров. В корабль попали две бомбы ФАБ-250, сброшенные пикировщиками полковника В.И. Ракова, бомба ФАБ-1000 ведущего топ-мачтовиков подполковника И.П. Пономаренко и бомба ФАБ-1000 ведомого второй пары лейтенанта И.К Сачко. Получив сильные повреждения, корабль накренился, затем опрокинулся и затонул.

Хорошо спланированная операция успешно была завершена с потерей одного самолета – был сбит и погиб экипаж топ-мачтовика лейтенанта П.И.Шилкина; 4 самолета получили повреждения и имели потери убитыми и ранеными среди экипажей.

Командующий ВВС Краснознаменного Балтийского Флота генерал-полковник М.И. Самохин доложил командующему КБФ вице-адмиралу В.Ф.Трибуцу выполнении важнейшей боевой задачи – уничтожении броненосца «Вяйнямёйнен».

На следующий день, 17 июля 1944 года, в сообщении Совинформбюро сообщалось:

Группы бомбардировщиков Краснознамённого Балтийского флота под командованием гвардии подполковника Ракова и майора Пономаренко атаковали суда противника в порту Котка. В результате прямых попаданий бомб потоплен финский броненосец «Вяйнямейнен» водоизмещением в 3.900 тонн. Военный флот Финляндии располагал двумя броненосцами. Один из них — броненосец «Ильмаринен» был атакован нашими кораблями в сентябре 1941 года в Финском заливе и взорвался на минах. Теперь пущен ко дну второй и последний крупный военный корабль финнов – броненосец «Вяйнямейнен».

К этому времени гвардии майор И.Н.Пономаренко совершил 57 боевых вылетов, кроме броненосца «Вяйнямейнен», потопил два крупных транспорта противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года за мужество и героизм, проявленные при нанесении торпедно-бомбовых ударов по вражеским кораблям и транспортам, Пономаренко Илье Неофитовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Тем же Указом подполковник Василий Иванович Раков был награжден орденом Ленина и второй медалью «Золотая Звезда». Летчикам-топмачтовикам 51-го минно-торпедного полка капитану Ивану Васильевичу Тихомирову и старшему лейтенанту Иосифу Кузьмичу Сачко присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны выяснилось, что разведка ошиблась, и был потоплен не броненосец «Вяйнямёйнен», а перебазированный в Котку с целью усиления противовоздушной обороны порта крейсер противовоздушной обороны «Ниобе» (по германской классификации – тяжелая противовоздушная артиллерийская плавучая батарея) водоизмещением 3500 тонн – переоснащенный новым вооружением бывший голландский бронепалубный крейсер «Гельдерланд».

Это не умаляет подвига летчиков – операция была тщательно, по минутам, спланирована и блестяще осуществлена. Летчики, рискуя жизнью и прорываясь через мощный заградительный зенитный огонь, сделали свою работу, и сделали ее хорошо.

Вскоре после присвоения звания Героя Советского Союза подполковник И.Н.Пономаренко был переведён в Управление ВВС Краснознамённого Балтийского Флота, где служил до 1946 года.

С 1946 года подполковник И.Н.Пономаренко – в запасе. Жил и работал в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

Скончался 1 января 1953 года. Похоронен на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга.

Награждён орденом Ленина (22.07.1944), тремя орденами Красного Знамени (14.01.1943; 02.10.1943; 04.05.1945), орденом Красной Звезды (1940), медалями.

Бюст Героя установлен на Аллее Славы в Ольховатке. Там же установлены мемориальные доски на Центральной площади и в здании бывшей сельскохозяйственной школы, а ныне профессионально-технического училища № 28. Имя И.Н.Пономаренко увековечено на Аллее Славы в Чугуеве на территории бывшей 9-й авиационной школы пилотов.
5 июня 2010 года имя Героя Советского Союза Ильи Неофитовича Пономаренко занесено в почётную летопись Зала Героев Петроградского района Санкт-Петербурга.



Биографию подготовил: Л.Е.Шейнман (г. Ижевск)

Источники

Андреев С.А. Совершённое ими бессмертно. Книга 1. М.: Высшая школа, 1976

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Документы на сайте «Подвиг народа»

Орленко И. Ф. Мы - "Таллинские". - Таллин: Ээсти раамат, 1982.

Пресняков А.В. Над волнами Балтики. Л., Лениздат, 1983.