Басинский Владимир Лукьянович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 8899
Басинский Владимир Лукьянович — старший лётчик 165-го Станиславского Краснознамённого гвардейского штурмового авиационного полка (10-я
Воронежско-Киевская Краснознамённая орденов Суворова и Кутузова гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 17-я воздушная армия, 3-й Украинский фронт), гвардии лейтенант.
Родился 24 ноября 1919 года в селе Двуречки ныне Грязинского района Липецкой области в крестьянской семье. Русский. Окончил неполную среднюю школу в 1936 году. Работал доменщиком на Новолипецком металлургическом заводе. Без отрыва от производства окончил Липецкий аэроклуб. Призван в армию в 1940 году Липецким райвоенкоматом Воронежской области. Был направлен в стрелковую часть, затем откомандирован в военную авиационную школу в городе Чкалов (ныне Оренбург), которую окончил в 1942 году.
Во время Великой Отечественной войны в действующей армии – с июня 1943 года.
Лётчик-штурмовик В.И. Басинский на самолёте Ил-2 сражался на Воронежском, 1-м, 2-м и 3-м Украинских фронтах.
Боевую деятельность начал в 61-м штурмовом авиационном полку 291-й штурмовой авиационной дивизии, входившей во 2-ю воздушную армию.
На Воронежском фронте в июле-августе 1943 года участвовал в Курской битве, затем в Белгородско-Харьковской стратегической наступательной операции, в освобождении Левобережной Украины, наступлении на киевском направлении, битве за Днепр и в освобождении Киева 6 ноября 1943 года.
Зимой и весной 1944 года на 1-м Украинском фронте в составе 2-й воздушной армии В.И. Басинский участвовал в Житомирско-Бердичевской (24 декабря 1943 – 14 января 1944 года), Корсунь-Шевченковской (24 января — 17 февраля), Ровно-Луцкой (27 января – 11 февраля) операциях. В феврале 1944 года 61-й штурмовой авиационный полк получил наименование 165-го гвардейского, а 291-я штурмовая авиационная дивизия –
10-й гвардейской.
В этом же составе В.И. Басинский принимал участие в Проскуровско-Черновицкой (4 марта – 17 апреля 1944 года), а затем в Львовско-Сандомирской стратегической наступательных операциях (с 13 июля 1944 года), в том числе в освобождении 27 июля города Станислав (Ивано-Франковск). После освобождения Станислава 165-й гвардейский штурмовой авиационный полк получил наименование Станиславского.
С августа 1944 года 10-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия была передана 2-му Украинскому фронту в 5-ю воздушную армию. В составе этой армии В.И. Басинский участвовал в августе 1944 года в Ясско-Кишинёвской стратегической наступательной операции и в освобождении 21 августа города Яссы (Румыния).
В сентябре-октябре 1944 года В.И. Басинский на 2-м Украинском фронте в составе 5-й воздушной армии, а затем на 3-м Украинском фронте в составе 17-й воздушной армии принимал участие в освобождении Югославии и её столицы Белграда (20 октября 1944 года).
С ноября 1944 года до конца войны 10-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия дислоцировалась на территории Югославии и оказала ВВС Народно-освободительной армии Югославии большую помощь в обучении лётчиков и авиационных техников.
К концу марта 1945 года В.И. Басинский совершил 137 боевых вылетов на бомбардировку, разведку и штурмовку живой силы и техники врага, нанеся противнику значительный
урон.
Из наградного листа:
9 августа 1943 на обратном маршруте после выполнения боевого задания в районе Грайворон-Борисовка был атакован четырьмя Ме-109. Благодаря умелому использованию огня пушек и пулемётов все атаки истребителей противника были отбиты. В этом неравном бою тов. Басинский подбил один самолёт противника, но и его самолёт получил серьёзное повреждение – был перебит руль поворота, но, благодаря высокой технике пилотирования, довёл самолёт до своего аэродрома и произвёл отличную посадку.
19.10.1943 года Басинскому была поставлена задача оказать помощь нашим наземным войскам в расширении плацдарма на правом берегу Днепра. Эту задачу он выполнил отлично. В результате штурмового удара с воздуха наши войска, сломив сопротивление противника , перешли в наступление.
Во время сражений на Ясско-Кишинёвском направлении, при освобождении столицы Югославии Белграда в периоды напряжённой боевой работы тов.Басинский выполнял по 3 – 4 боевых вылета в сутки, показывая образцы мужества и героизма и нанося войскам противника большой урон.
21 июля 1944 года Басинскому с группой самолётов Ил-2 была поставлена задача нанести штурмовой удар по окружённым войскам противника в районе Белый Камень. Погода не благоприятствовала выполнению задания. Благодаря мужеству и мастерству самолётовождения задание группой Басинского было выполнено отлично, в результате чего наши войска ускорили уничтожение окружённой группировки противника.
За успешное выполнение 137 боевых вылетов на бомбометание, разведку и штурмровку живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и доблесть тов. Басинский достоин высшей правительственной награды – звания «Герой Советского Союза».
Командир 165 гвардейского Станиславского Краснознамённого штурмового авиационного полка гвардии майор Рассмотров
29 марта 1945 года
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Басинскому Владимиру Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
К концу войны В.И. Басинский совершил 146 боевых вылетов.
После войны В.И. Басинский продолжал службу в Военно-Воздушных Силах. С 1957 года капитан В.И. Басинский – в запасе. Вернулся в Липецк и работал начальником штаба гражданской обороны на Новолипецком металлургическом заводе.
Скончался 19 декабря 1991 года. Похоронен в селе Двуречки.
Награждён орденом Ленина (18.08.1945), 2 орденами Красного Знамени (31.12.1943; 08.08.1944), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (27.08.1943; 11.03.1985), орденом Красной Звезды, медалями, югославским орденом Партизанской Звезды 2-й степени (28.01.1945).
26 апреля 1995 года его именем назвали одну из новых улиц в Липецке в поселке Матырском — улицу Басинского. Имя Героя увековечено на памятной доске Аллеи Героев в городе Грязи. На здании дома-музея И.А. Флёрова в селе Двуречки установлена памятная доска, где среди 5 Героев Советского Союза – уроженцев села указан и В.Л. Басинский (правда, с ошибками в фамилии и отчестве).
Отрывок из книги Скоморохов Н.М. и др. 17-я воздушная армия в боях от Сталинграда до Вены. — М., Воениздат, 1977 (в сокращении)
С выходом 3-го Украинского фронта на югославскую границу советские войска получили возможность нанести удар на белградском направлении. Вопрос о перенесении военных действий на территорию Югославии был согласован Советским правительством и командованием с Национальным комитетом освобождения Югославии и главнокомандующим Народно-освободительной армией еще до выхода советских войск к границам Югославии. Цель Белградской наступательной операции заключалась в том, чтобы разгромить противостоявшие силы противника в Югославии, сорвать его стратегический план перегруппировки войск, освободить восточную часть территории Югославии и ее столицу Белград.
В ночь на 28 сентября 1944 г. войска 3-го Украинского фронта пересекли болгаро-югославскую границу и вступили на территорию Югославии. К этому времени воздушная армия пополнилась авиационной группой генерала А. Н. Витрука, в которую вошли 236-я истребительная и вновь прибывшая 10-я гвардейская штурмовая авиационные дивизии. В армии имелось 1292 самолета.
Белградская операция, закончившаяся освобождением столицы Югославии, явилась ярким воплощением единства целей борьбы свободолюбивых народов, их братства по оружию. Совместные действия советских, югославских и болгарских войск — наглядное свидетельство международной солидарности стран, боровшихся против фашизма.
После завершения операции главные силы 3-го Украинского фронта, в том числе и 17-я воздушная армия, были переброшены на левобережье Дуная для наступления в глубь Венгрии. В то же время воздушная армия не прекращала вылетов на поддержку боевых действий НОАЮ. В отдельные дни все имеющиеся силы армии поддерживали действия НОАЮ по завершению освобождения Югославии. 29 октября воздушная армия перед фронтом югославских войск уничтожила технику и живую силу противника, отходившего в район Чалак — Кралево.
В начале ноября заместитель командующего генерал-майор авиации А. Е. Златоцветов с командного пункта НОАЮ вызывал авиачасти для штурмовки и бомбардировки противника на дорогах Нови-Пазар, Сьеница. Воздушные разведчики передали ценные сведения в штаб югославского командования о группировке фашистов в Вишеграде. Только 165-й гвардейский штурмовой авиационный полк в районе Приеполья уничтожил более 800 гитлеровцев. Снижаясь до бреющего полета, летчики гвардии капитаны А. А. Добкевич, И. Д. Павлов, гвардии старшие лейтенанты В. Л. Басинский, Н. И. Должанский, В. Д. Артамонов, Л. И. Лизунов, Н. Г. Подсадник, Б. А. Пестров, А. В. Раков, С. С. Фаткин, Л. М. Шишов в упор расстреливали фашистов, уничтожали автомашины и тем самым оказывали большую помощь югославским воинам. Маршал Иосип Броз Тито неоднократно благодарил советских летчиков за поддержку с воздуха.
Советские авиаторы многое сделали и для подготовки югославских летчиков. С 19 октября на авиационную группу под общим командованием генерала А. Н. Витрука была возложена важная задача — помочь Югославии создать собственные военно-воздушные силы и сформировать первые соединения истребительной и штурмовой авиации. Группа была создана после переговоров товарища Тито в Москве. Государственный Комитет Обороны постановил передать народной Югославии авиационную группу из двух авиадивизий (10-й гвардейской штурмовой и 236-й истребительной). 15 ноября 1944 года в Белграде был подписан договор о передаче этих дивизий НОАЮ.
Для инструкторской и преподавательской работы были выделены лучшие летные и технические кадры, организованы учебные центры по подготовке летчиков на аэродромах Земун, Темерин и по подготовке инженерно-технического состава в Нови-Сад.
Югославских летчиков распределили по авиационным полкам. Закипела напряженная учебно-летная подготовка. Летчики-инструкторы выполняли в день по десять и более вылетов. В инструкторскую работу включились все командиры полков, командиры эскадрилий и звеньев. Особенно много потрудились Герои Советского Союза А. А. Добкевич, И. А. Домбровский, Н. С. Захаров, Б. А. Пестрев, А. В. Раков, Е. А. Фомин и многие другие.
В конце ноября в группе проходили подготовку 176 югославских летчиков, из них 80 штурмовиков и 96 истребителей. 400 человек овладели техническими специальностями, 2100 стали специалистами аэродромного обслуживания. Всего же авиагруппа генерала
А.Н.Витрука подготовила для ВВС Югославии около 300 летчиков и более 3400 авиатехников. Это позволило в начале 1945 года сформировать 1-ю истребительную и 1-ю штурмовую авиационные дивизии НОАЮ.
На «Яковлевых» и «Ильюшиных» вылетели первые югославские летчики. Боевое содружество воинов двух армий закреплялось в небе. С нашими командирами полков летали будущие командиры частей югославских ВВС Липовщак, Попович, Билевич и другие. Командование авиагруппы передавало югославским товарищам опыт по планированию и организации управления боевыми действиями истребителей.
Правительство, Министерство народной обороны Югославии высоко оценили боевую работу 17-й воздушной армии в боях за освобождение страны и помощь в формировании ВВС НОАЮ. Вот одно из писем, поступившее 15 мая 1945 г. командующему воздушной армией:
«Авиагруппа Героя Советского Союза гвардии генерал-майора авиации А. Н. Витрука в составе 10-й гвардейской штурмовой авиационной Воронежско-Киевской Краснознаменной, орденов Суворова и Кутузова дивизии, 236-й истребительной авиационной Львовской Краснознаменной дивизии с 4 октября 1944 года по 15 мая 1945 года выполняла боевые задачи совместно с югославскими армиями и обучала нашу молодую авиацию.»
Биографию подготовил:
Андреев С.А. Совершённое ими бессмертно. Книга 1. М.: Высшая школа, 1976
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Документы на сайте «Подвиг народа»
Дорогой славы и бессмертия. Воронеж, 1966