Пинежанинов Андрей Фёдорович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 8723
Орден Ленина № 343959
Пинежанинов Андрей Фёдорович – капитан дизель-электрохода «Индигирка» Мурманского морского пароходства Министерства морского флота СССР.
Родился 1 (14) сентября 1910 году в деревне Насадниково Сольвычегодского уезда Вологодской губернии, ныне – Котласского района Архангельской области. Русский. Приехал в Архангельск в апреле 1930 года, устроился матросом на гидрографическое судно «Азимут». Ходил штурманом на гидрографическом судне «Мгла» Северной гидрографической экспедиции. В 1934 году заочно окончил судоводительское отделение Архангельского морского техникума (ныне – Арктический морской институт имени В.И.Воронина).
В 1934-1936 годах проходил военную службу на Балтийском флоте, служил радистом на подводной лодке. После увольнения в запас вернулся в Архангельск и поступил работать на ледокол «Ленин», а затем перешёл на ледокольный пароход «Садко», на котором ходил старшим помощником капитана (стал им накануне Великой Отечественной войны).
Первая же арктическая военная навигация стала для «Садко» и последней. Из Архангельска в Арктику судно вышло 1 июля 1941 года. Выполнив рейс по снабжению полярных станций Карского моря, ледокольный пароход осуществлял проводку транспортных судов к проливу Вилькицкого, так как линейные ледоколы «И. Сталин» и «Ленин» находились ещё в Мурманске. В августе 1941 года «Садко» совершил поход на мыс Арктический, откуда снял группу зимовщиков местной полярной станции. Во время перехода с Диксона на Землю Франца-Иосифа 11 сентября 1941 года, ночью, наскочил на мелководье в малоисследованном районе острова Известий ЦИК (Карское море) и через двое суток затонул. Экипаж был снят ледоколом «Ленин», погиб один человек.
После гибели «Садко» А.Ф. Пинежанинов был назначен капитаном ледокольного парохода «Мурман», а в мае 1942 года – вторым штурманом ледокольного парохода «Монткальм». На нём он ходил до ноября 1945 года, а затем был переведён на пароход «Верещагин» на должность старшего штурмана. А.Ф. Пинежанинов был капитаном пароходов «Пинега», «Казахстан», ледокольного парохода «Георгий Седов». На них он ходил за границу и совершал рейсы в Арктику. Несколько месяцев в 1951 году работал капитаном-наставником Арктического морского пароходства в Архангельске, а затем уехал в Ленинградское высшее мореходное училище. Окончив его, он снова работал капитаном-наставником в Арктическом морском пароходстве, переведённом в Мурманск.
В феврале 1954 года он был назначен капитаном дизель-электрохода «Обь». На нём он совершал рейсы в труднодоступные районы Арктики. А в ноябре следующего года А.Ф. Пинежанинов принял участие в первой комплексной антарктической экспедиции (1955-1956) под руководством Героя Советского Союза М.М. Сомова. Кроме «Оби», в ней участвовал дизель-электроход «Лена». Экспедиции поручалось основать обсерваторию в совершенно ещё не исследованном районе Антарктиды – на берегу моря Дейвиса, после чего «Оби» надлежало выполнить целый ряд наблюдений в водах Антарктики. 5 января 1956 года корабль первым подошёл к побережью Антарктиды, а 13 февраля на побережье моря Дейвиса начала работать первая в Антарктиде постоянная советская научная станция «Мирный».
После возвращения из Антарктики, в 1957 году, был назначен капитаном дизель-электрохода «Индигирка» (проработал в этой должности до 1968 года). На нём ходил в Арктику и за границу, в том числе на Кубу. В 1961 году США предпринимали экономическую блокаду и вооружённую интервенцию против кубинского народа, пытались сделать Кубу своим марионеточным государством. Наибольшего напряжения эти попытки достигли в 1962 году и получили название «карибского кризиса». Мир тогда был поставлен на грань войны. 15 сентября, загрузившись в Североморске, «Индигирка» направилась в рейс к берегам Кубы. Перед выходом в море капитан получил пакет с секретным приказом, который требовал в случае ареста судна, других «чрезвычайных обстоятельств», немедленно уничтожить груз, то есть затопить судно. В трюмах «Индигирки» находились баллистические ракеты, которые тайно перебрасывались на Кубу. Во время этого перехода американская подводная лодка четыре часа преследовала судно, а боевые самолёты облетали его постоянно. Но экипаж не проявил никакой обеспокоенности: шли уверенно, спокойно и выполнили поставленную задачу.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1963 года за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития морского транспорта, Пинежанинову Андрею Фёдоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В ноябре 1957 года моряки «Индигирки» обратились ко всем экипажам судов Министерства морского флота СССР с почином поддержать борьбу за право называться «Экипажем коммунистического труда». И в августе 1959 года экипажу дизель-электрохода «Индигирка» – первому в стране – было присвоено это высокое звание. И именно в 1959 году экипажи «Индигирки» и теплохода «Леонид Леонидов» под проводкой ледоколов «Капитан Мелехов» и «Капитан Белоусов» впервые в истории арктических плаваний использовали малоизученный пролив Красной Армии для прохода с востока на запад и обратно. Были доставлены грузы для полярников высокоширотных станций архипелага Седова, доказана способность экипажа осуществлять сложные арктические перевозки.
В 1964 году была открыта регулярная грузовая линия из Европы в Канаду «Арктик Лайн». Наши моряки осваивали зимнюю навигацию на порт Монреаль (Канада), опираясь на свой опыт ледовых плаваний в Арктике, и участвовали в необычном международном состязании за почётный приз «Золотая трость», который присуждался судну, первому в новом году достигшему порта Монреаль. В 1966 году на него претендовали два капитана – датского судна «Тора Дан» и советской «Индигирки». Они опередили других, придя к устью реки Святого Лаврентия. Датский капитан не раз ходил этим маршрутом, уже владел «Золотой тростью» и потому был уверен в победе.
На одном из последних поворотов реки капитан «Индигирки» А.Ф. Пинежанинов попросил механиков прибавить оборотов и, удачно сманеврировав, обошёл соперника. Тысячи канадцев, наблюдавших с берега за событиями, с восторгом встретили судно-победитель. А через пару недель экипаж «Индигирки» ещё раз удивил канадцев. Он сумел пройти через льды, которые, по заявлению специалистов транспортного департамента Монреаля, «спрессованы бешеными ветрами и морозом так, что их не пробить и пятидесяти ледоколам». «Индигирка» и пробила, и вывела из ледового плена на чистую воду канадское судно «Форт Рамсей». В знак уважения и признания мастерства капитану А.Ф. Пинежанинову было присвоено звание почётного члена Арктического института Северной Америки.
С 1969 года капитан дальнего плавания А.Ф.Пинежанинов – на пенсии.
Не менее впечатляющими, хотя и не столь известными, были рейсы «Индигирки» на внутренних ледовых трассах (и уже без капитана А.Ф. Пинежанинова). Газета «Красноярский рабочий» писала: «1 января 1973 года в Дудинке впервые за 300-летнюю историю порта открылась навигация нового года, а дизель-электроход «Индигирка» стал первым в истории освоения Арктики судном, пронёсшим флаг навигации в порту из одного года в другой». Была в биографии экипажа «Индигирки» почётная миссия, не связанная с основной транспортной работой. В год 30-летия победы в Великой Отечественной войне (1975) экипажу «Индигирки» выпала высокая честь установить и открыть на арктическом острове Надежда памятник мужественному экипажу парохода «Декабрист», героически погибшему в 1942 году.
Жил в Архангельске. Скончался 22 июня 1996 года. Похоронен на Кузнечевском (Вологодском) кладбище в Архангельске.
Награждён орденами Ленина (09.08.1963), Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Трудового Красного Знамени, медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (05.11.1954).
В Архангельске в здании Арктического морского института имени В.И.Воронина установлен памятный стенд.
Биографию подготовил:
Человек трудом славен. – Архангельск, 1972.