Спасский Игорь Дмитриевич
Герой Социалистического Труда, Герой Российской Федерации
Герой Социалистического Труда, Герой Российской Федерации
Медаль № 18971
Орден Ленина № 429704
Спасский Игорь Дмитриевич – начальник – главный конструктор Ленинградского проектно-монтажного бюро «Рубин» Министерства судостроительной промышленности СССР; научный руководитель акционерного общества «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», город Санкт-Петербург.
Родился 2 августа 1926 года в городе Богородск Московской губернии (ныне – Ногинск Московской области) в семье служащего. Русский.
Окончил в 1949 году паросиловой факультет Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф. Э. Дзержинского. С 1949 года – в Военно-Морском флоте (ВМФ) СССР. С октября 1949 года служил на строящемся крейсере «Фрунзе» в городе Николаев. В 1950 году инженер-лейтенант И. Д. Спасский был откомандирован на работу в судостроительную промышленность с оставлением в кадрах ВМФ (уволен в запас в 1955 году по сокращению Вооружённых Сил в звании «старший лейтенант-инженер».
С 1950 года работал в СКБ-143 (ныне – ОАО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит»), участвовал в создании опытной подводной лодки с парогазовой турбинной установкой. С 1953 года работал в Центральном КБ-18: инженер-конструктор, с 1954 – начальник сектора, с 1956 – заместитель главного конструктора атомной подводной лодки. С 1968 года – главный инженер. В 1974 году назначен начальником и главным (с 1983 года – генеральным) конструктором Ленинградское проектно-монтажное бюро «Рубин» (КБ-18; ныне – ОАО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»). На этом посту находился до конца 2006 года.
Основополагающий вклад И. Д. Спасского в создание морской составляющей ракетно-ядерного потенциала СССР и России, базирующейся на подводных лодках Военно-Морского Флота, широко известен. Им разработан ряд фундаментальных принципов, обеспечивающих как высокую эффективность, так и безопасность эксплуатации подводных лодок и их атомных энергетических установок; определён оптимальный объём автоматизации управления подводными лодками; разработаны принципиально новые технологические методы строительства подводных лодок, существенно снижающие сроки и стоимость их строительства и значительно повышающие их боевые характеристики. Его клад в науку и технику реализовался в строительстве более чем двухсот подводных лодок, в том числе и в создании целого семейства самых малошумных и высокоэффективных дизель-электрических подводных лодок, завоевавших высочайшую репутацию на мировом рынке.
Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 23 января 1978 года главному конструктору Ленинградского проектно-монтажного бюро «Рубин» Спасскому Игорю Дмитриевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В период с 1950 по 2006 год он участвовал в создании четырёх поколений подводных лодок. В общей сложности по его проектам построено 187 субмарин (91 дизель-электрическая и 96 ядерных), которые составляли и составляют ядро советского и российского флотов. Он был главой ЦКБ, разработавшего атомную подводную лодку К-141 «Курск», последнюю субмарину класса «Антей», поступившей на вооружение ВМФ России. 12 августа 2000 года на борту подводной лодки произошёл взрыв торпеды, и она затонула. Большая часть экипажа погибла во время взрыва, но некоторые моряки выжили и прожили ещё несколько дней в девятом, хвостовом отсеке корабля. Спасательные работы потерпели неудачу. К тому моменту, когда спасатели добрались до отсека, моряки уже были давно мертвы. Во время спасательной операции И. Д. Спасский контролировал работы по разрезанию и поднятию лодки.
В 2007 году отошёл от административной работы, сосредоточившись на проблемах создания передовой военно-морской техники. Являлся научным руководителем работ по специальной тематике АО «ЦКБ МТ "Рубин"».
И. Д. Спасский умело сочетал научно-организационную и общественную работу. Он был председателем диссертационного совета при ЦКБ МТ «Рубин», заместителем председателя научного совета по волновым процессам Российской академии наук (РАН), членом Комиссии при Президенте Российской Федерации по Государственным премиям в области науки и техники, членом комиссии Совета безопасности Российской Федерации. Являлся научным руководителем сборника «История отечественного кораблестроения» в 5 томах и научно-исторического справочника «Русские подводные лодки» в 3 томах, членом главной редакции серии справочника «История создания и развития ОПК России и СССР (1900-1963)».
Академик Академии наук СССР (1987). Доктор технических наук (1978). Профессор (1984). Член Межведомственного научного совета по судостроению Российской академии наук.
Избирался депутатом и членом исполкома Ленинградского городского Совета народных депутатов, народным депутатом СССР в 1989–1991 годах. Внёс вклад в сохранение культурного наследия города и Ленинградской области. При его участии воссозданы Музей-квартира А.С. Пушкина и Литературное кафе Вольфа и Беранже, выполнен капитальный ремонт Николо-Богоявленского морского собора, проведена реставрация храма св. Василия Великого в Лодейном Поле и церкви Иоанна Предтечи XII века в Старой Ладоге, создан музей-памятник «Подводная лодка Д-2» и многие другое.
Указом Президента Российской Федерации («закрытым») от 23 апреля 2018 года Спасскому Игорю Дмитриевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда».
Жил в Санкт-Петербурге. Умер 3 сентября 2024 года. Похоронен 6 сентября в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Награждён 2 орденами Ленина (06.04.1970; 23.01.1978), орденами Октябрьской Революции (01.08.1986), Трудового Красного Знамени (28.04.1963), российскими орденами «За заслуги перед Отечеством» 2-й (2002) и 3-й степени, Почёта (29.12.2010), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (26.10.1955), а также Почётной грамотой Правительства Российской Федерации (2001).
Лауреат Ленинской премии (1965), Государственной премии СССР (1983) и Российской Федерации (2007). Награждён золотой медалью имени А. П. Александрова РАН (2013, за основополагающий вклад в развитие атомного флота России). Почётный нефтяник (10.08.2000, за заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса). Почётный гражданин Санкт-Петербурга (22.05.2002).
Бюст дважды Героя установлен в Московском парке Победы Санкт-Петербурга (2023). Именем Героя названа малая планета №11268.
Сочинения:
«Пять красок времени» (2001).
Биографию подготовил: