Мишанов Николай Дмитриевич
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 2874
Мишанов Николай Дмитриевич - заместитель командира эскадрильи 96-го гвардейского Сталинградского бомбардировочного авиационного полка (301-я бомбардировочная авиационная дивизия, 3-й бомбардировочный авиационный корпус, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт), гвардии капитан.
Родился 1 декабря 1918 года в деревне Курово, ныне Тверского района Тверской области, в семье рабочего. Русский. Окончил 7 классов. Работал в совхозе, затем монтёром на телефонной станции в городе Калинин. Занимался в Калининском аэроклубе.
В Красной Армии с 1939 года. В 1940 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов. Служил лётчиком 33-го скоростного бомбардировочного авиаполка в Киевском особом военном округе (КОВО).
На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Был лётчиком, командиром звена, заместителем и командиром эскадрильи. Воевал на Юго-Западном, Сталинградском, Донском, Центральном, Белорусском, 1-м Белорусском фронтах. Член КПСС с 1943 года. В боях трижды ранен.
Участвовал:
- в оборонительных боях от Владимир-Волынского до Бердичева, в обороне Киева, в боях под Харьковом – в 1941 году;
- в Барвенково-Лозовской операции, в боях в Ростовской области и большой излучине Дона, в Сталинградской битве – в 1942;
- в освобождении Сталинграда, в боях на Орловско-Курской дуге, в Черниговско-Припятской и Гомельско-Речицкой операциях, в том числе в боях за Днепр – в 1943;
- в Мозырско-Калинковичской и Брестско-Люблинской операциях, в том числе в освобождении города Брест, в боях на Наревском плацдарме северо-восточнее Варшавы – в 1944;
- в Висло-Одерской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях, в том числе в освобождении городов Варшава, Познань, Штеттин (Щецын), Бранденбург, Берлин – в 1945.
Заместитель командира эскадрильи 96-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка гвардии капитан Мишанов к марту 1945 года совершил 169 боевых вылетов, в том числе 42 — на разведку и бомбардировку в глубоком тылу врага скоплений войск, переправ, железнодорожных станций, аэродромов. Участвовал в 38 групповых и 14 одиночных воздушных боях, сбил 2 самолёта противника. К концу войны совершил более 200 боевых вылетов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Мишанову Николаю Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 2874).
После войны окончил Военно-воздушную академию (впоследствии имени Ю.А.Гагарина). Служил в Прикарпатском военном округе заместителем командира по лётной подготовке 1105-го бомбардировочного авиационного полка (г. Станислав – Ивано-Франковск). Затем служил в штабе ВВС Одесского военного округа (ОдВО).
С 1965 года полковник Н.Д.Мишанов — в отставке. Жил в Одессе. Работал на Одесском домостроительном комбинате. Скончался 22 июля 1983 года. Похоронен в Одессе на Таировском кладбище.
Награждён орденом Ленина (15.05.46), 3 орденами Красного Знамени (22.09.42; 15.10.43; 17.06.45), орденами Отечественной войны 1-й степени (14.02.43), Красной Звезды (30.04.54), медалями «За боевые заслуги» (20.06.49), «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», «ХХХ лет СА и ВМФ».
Николай Мишанов родился недалеко от древнего русского города Тверь, в советское время переименованного в Калинин. Окончил в селе Петровском школу-семилетку и устроился работать в совхоз «Петровский». В 1936 году его послали в город Калинин на учёбу, и Мишанов, пройдя непродолжительную стажировку, стал работать монтёром на городской телефонной станции.
Недалеко от ГТС располагался Калининский аэроклуб, в котором вскоре Николай Мишанов, мечтавший о небе, стал учлётом. К призыву в армию в 1939 году он уже имел около 30 полётов на самолётах «У-2». По направлению военкомата и аэроклуба Мишанов стал курсантом Ворошиловградской военной школы лётчиков. В школе освоил бомбардировщик СБ.
В сентябре 1940 года лейтенант Мишанов был направлен для дальнейшего прохождения службы в 33-й скоростной бомбардировочный авиаполк Киевского особого военного округа, материальную часть которого в это время стали пополнять пикирующими бомбардировщиками Пе-2 конструкции Петлякова. Очень быстро молодой лётчик освоил этот новый для себя тип самолёта.
22 июня 1941 года на Владимир-Волынском направлении гитлеровская группа армий «Юг» нанесла свой главный удар по приграничным войскам КОВО. Боевое крещение лейтенант Мишанов получил на второй день войны, участвуя в налёте на вражеские мотомехчасти в районе приграничного городка Устилуг. В последующие дни до 10 июля 1941 года он совершил ещё 3 боевых вылета в районы Млинов, Дубно, Острог, главным образом по частям вражеской 11-й танковой дивизии, далеко вырвавшейся вперёд. В последнем его «пешка» была подожжена «мессершмиттами», и боевую машину экипажу пришлось оставлять. По счастью лётчики приземлились на парашютах на своей территории.
После этого лейтенанту Мишанову выпали достаточно длительные мытарства «безлошадного» лётчика. Лишь в сентябре 1941 года, когда обострилась обстановка в районе Киева, ВВС Юго-Западного фронта получили некоторое количество бомбардировщиков Пе-2, один из которых был закреплён за лейтенантом Мишановым. В этом месяце лётчика неоднократно посылали на разведку и попутное бомбометание в район немецкой переправы у села Окуниново, а также на их плацдарм на Десне.
Во второй половине сентября 1941 года на Юго-Западном фронте разразилась трагедия, большая часть соединений которого попала в окружение. Лётчикам, в том числе и лейтенанту Мишанову, удалось по воздуху вырваться из него и перелететь под Харьков, в отличие от десятков и сотен тысяч советских бойцов и командиров, сгинувших в «киевском котле». К этому времени авиация фронта стала настолько малочисленной, что за оставшиеся месяцы 1941 года Мишанову удалось выполнить всего несколько боевых вылетов в районы Краснограда и Сахновщины.
Настоящая боевая работа началась в ходе Барвенковско-Лозовской операции. Лейтенант Мишанов был переведён в 633-й бомбардировочный авиаполк 6-й армии и в его составе стал не только командиром звена, но и освоил фотографирование объектов воздушной разведки. Неоднократно он совершал боевые вылеты в районы Змиева и Балаклеи на обнаружение передвижения колонн вражеской техники.
В мае 1942 года началась частная операция Юго-Западного фронта на Харьков, которая обернулась очередной катастрофой. Сходящимися ударами вражеских танковых дивизий 3 наши армии были окружены в барвенковском выступе. Авиаторам снова удалось вырваться из кольца и перебазироваться в район города Сватово.
9 июня 1942 года лейтенанту Мишанову было поручено ответственное задание - разведку железнодорожных узлов Барвенково, Изюм и Лозовая. Над каждой станцией Пе-2 Мишанова, приглушив моторы, «вываливался» из облаков, и командир производил фотографирование цели. А когда вражеские зенитки открывали огонь, лётчик снова нырял в облачность и продолжал полёт. Но над Лозовой при обратном развороте левый мотор, поражённый осколками, вышел из строя. Мишанову на одном моторе удалось возвратиться на базу с ценными сведениями.
В июле 1942 года гитлеровские войска устремились в большую излучину Дона. Звено Мишанова было переведено в состав 99-го бомбардировочного авиаполка Сталинградского фронта. Командир практически каждый день водил своё звено на бомбометание по колоннам вражеской техники в районы Миллерово, Боковской, Морозовского.
6 августа 1942 года после успешного бомбометания, произведённого в районе посёлка Суровикино, Пе-2 Мишанова возвращался на аэродром. В районе Калача произошла встреча с тремя «мессершмиттами», и экипаж вступил в неравный бой. После нескольких очередей воздушный стрелок Мишанова был убит, и только умелые манёвры командира до поры уберегали самолёт. Но 2 гитлеровские очереди всё-таки достигли цели. Самолёт получил несколько повреждений, в том числе пробоину в гидросистеме шасси, а Мишанов был ранен. Переведя машину в пике и сымитировав падение, лётчик вышел из него у самой земли и, превозмогая боль, довёл «пешку» до аэродрома, сумев произвести посадку на фюзеляж. После этого Мишанова эвакуировали в госпиталь. За отличие в боях оборонительного периода Сталинградской битвы он был награждён орденом Красного Знамени.
После выхода из госпиталя лейтенант Мишанов был переведён в сформированный 2-й бомбардировочный авиакорпус, который в ноябре 1942 года вошёл в состав 16-й воздушной армии Донского фронта. 19 ноября началось контрнаступление советских войск под Сталинградом, которое окончилось окружением группировки фельдмаршала Паулюса. В декабре 1942 – январе 1943 годов пикирующие бомбардировщики Пе-2, в том числе и звено лейтенанта Мишанова, наводили настоящий ужас на отказавшихся капитулировать гитлеровцев. Лётчик участвовал в бомбардировках вражеских позиций в районах Мариновки, Карповки, Вертячего, станций Гумрак и Воропоново, и конечно, в Сталинграде. 2 февраля 1943 года город был полностью очищен от врага. А спустя 2 недели за отличие в ходе стратегических операций «Уран» и «Кольцо» лейтенант Мишанов был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.
В то время, как завершались бои в Сталинграде, другие фронты отбросили гитлеровцев к Орлу и Белгороду, где образовалась, так называемая, Курская дуга. Из большинства частей Донского фронта был сформирован Центральный фронт, в который вошла и 16-я воздушная армия. Из резерва в неё был включен 3-й бомбардировочный авиакорпус, в 301-ю бомбардировочную дивизию которого вошёл и 99-й бомбардировочный полк лейтенанта Мишанова, ставший в июне 1943 года 96-м гвардейским Сталинградским БАП.
Для лётчиков не было затишья на фронте. В мае-июне 1943 года Мишанов выполнил ряд разведывательных вылетов в район вражеского Орловского выступа. В это время он стал гвардии старшим лейтенантом и был назначен заместителем командира эскадрильи. А 5 июля началась Курская битва. Экипаж Мишанова выполнял бомбометание по позициям противника в районах станций Глазуновка, Змиёвка, посёлка Кромы. 1 августа 1943 года Мишанов вернулся с задания на подбитом самолёте. В сентябре он бомбил противника уже на территории Брянской и Черниговской областей, участвуя в Черниговско-Припятской операции.
Большого напряжения сил потребовали боевые вылеты в ходе битвы за Днепр. Полк Мишанова выполнял бомбардировки скоплений вражеской техники и живой силы, контратакующих наши плацдармы за Днепром в районах сёл Глушец, Нивки, Галки, посёлка Лоев и других в Брагинском и Лоевском районах Гомельской области. За большой урон, нанесённый противнику в эти дни, гвардии старший лейтенант Мишанов был награждён вторым орденом Красного Знамени.
В ноябре-декабре 1943 года Мишанов участвовал в Гомельско-Речицкой операции, а в январе 1944 года – в Мозырско-Калинковичской. 12 января 1944 года он водил на бомбардировку шестёрку Пe-2 в район реки Птичь северо-западнее города Калинковичи. На выходе из бомбометания завязалась схватка с шестёркой немецких истребителей. Мишанов был ранен, а его самолёт подожжён. Пилот и в этой тяжёлой ситуации не растерялся, на горящем самолёте перелетел линию фронта и благополучно посадил его, спас машину и жизнь экипажа. 2 месяца после этого ему пришлось лечиться во фронтовом госпитале.
В июле 1944 года Мишанов участвовал в Брестско-Люблинской операции, поддерживая действия 61-й и 70-й армий по освобождению городов Пинск и Брест и завоеванию плацдарма за рекой Нарев северо-восточнее Варшавы. В сентябре 1944 года в одном из вылетов на бомбардировку гитлеровской перебрасываемой танковой колонны в районе Наревского плацдарма самолёт Мишанова снова был подбит огнём зениток, и командир, получивший третье за войну ранение, почти месяц лечился в медсанбате.
В конце 1944 года Мишанову было присвоено звание гвардии капитана. 14 января 1945 года началась Висло-Одерская операция. В этом и следующем месяце «пешки» летали на бомбардировку городов и населённых пунктов Польши и Германии - Познань, Лович, Врицен, Ной-Глитцен, Кюстрин и других. С середины февраля начались боевые вылеты в Восточную Померанию.
20 февраля 1945 года девятка Пе-2 под командованием Мишанова бомбардировала железнодорожную станцию города Штеттин. При подходе к цели группа попала под сильный зенитный обстрел. Центральный бензобак на машине ведущего был повреждён. Мишанов не вышел из строя, а повёл группу на цель. Советские бомбардировщики нанесли большой урон врагу, особенно чувствительный накануне проведения войсками 1-го Белорусского фронта Восточно-Померанской операции. После выполнения бомбометания гвардии капитан Мишанов с трудом дотянул до своей территории и благополучно совершил посадку на аэродроме.
Удачная бомбардировка Штеттина послужила последним штрихом к представлению гвардии капитана Мишанова к званию Героя Советского Союза. К этому времени он совершил 169 боевых вылетов, участвовал в 38 групповых и 14 одиночных боях с истребителями противника, сбил 2 вражеских самолёта. 91 раз водил он в бой группы самолётов на бомбометание, в результате которого было уничтожено огромное количество укреплений и техники врага.
Но документам предстояло ходить по инстанциям более года. А пока в Восточно-Померанской и Берлинской операциях гвардии капитан Мишанов ещё увеличил количество боевых вылетов, перевалив через число 200. Он бомбардировал объекты и технику врага в Кётцине, Бранденбурге, предместьях Берлина и в самой столице рейха. За отличие в последней битве войны гвардии капитан Мишанов был награждён третьим орденом Красного Знамени.
После войны гвардии майор Мишанов был направлен на учёбу в Военно-воздушную академию. Окончив основной факультет академии, в звании подполковника он продолжил службу заместителем командира бомбардировочного авиаполка по лётной подготовке в городе Ивано-Франковск. А последним местом службы перед выходом в отставку был штаб ВВС Одесского военного округа.
В городе на побережье Чёрного моря Николай Дмитриевич Мишанов и поселился после оставления военной службы. До выхода на пенсию работал на Одесском домостроительном комбинате, занимаясь большой общественной работой в городском Совете ветеранов войны и Героев Советского Союза.
Биографию подготовил:
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации
Аванти Лайн avantiline.ru |