Лисин Сергей Прокофьевич
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 7123
Лисин Сергей Прокофьевич - командир подводной лодки "С-7" бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота, капитан 3-го ранга.
Родился 13 (26) июля 1909 года в городе Саратове в семье рабочего. Русский. Окончил в Саратове школу 1-й ступени - 5 классов.
Трудовую деятельность начал в 1926 году на предприятиях городов Саратова и Сталинграда. С сентября 1930 года Сергей Лисин на комсомольской работе: до марта 1931 года - секретарь комитета ВЛКСМ на Сталинградской ГЭС, с марта по август 1931 года - заведующий массово-экономическим отделом Сталинградского горкома ВЛКСМ, затем по октябрь 1931 года - заместитель заведующего организационным отделом Нижне-Волжского крайкома ВЛКСМ. В том же 1931 году избирался делегатом IX съезда ВЛКСМ.Член ВКП(б)/КПСС с 1929 года.
В рядах Военно-Морского флота с 1 октября 1931 года. В 1936 году окончил Военно-морское училище имени М.В. Фрунзе. Служил штурманом на подводной лодке "Щ-313" Краснознамённого Балтийского флота с мая 1936 года по июнь 1937 года, штурманом на подводной лодке Щ-401 Северного флота с июня по ноябрь 1937 года.
С мая по октябрь 1938 года С.П. Лисин в рядах добровольцев-интернационалистов принимал участие в Национально-революционной войне испанского народа 1936-1939 годов: старший помощник командира на подводных лодках С-4 (командир Кузьмин Г.Ю.) и С-2 (командир Егоров В.А.).
С октября 1938 года - командир подводной лодки "С-7" Балтийского флота.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Командир подводной лодки "С-7" (бригада подводных лодок, Балтийский флот) капитан 3-го ранга Лисин С.П. к сентябрю 1942 года совершил 4 боевых похода продолжительностью 90 суток. Выполнил 9 торпедных атак, израсходовал 12 торпед. Лодка потопила 4 вражеских транспорта (3 - торпедами, 1 - артиллерийским огнём) и повредила один. Из пяти заявленных С.П. Лисиным побед 4 подтверждаются данными противника, ряд исследователей полагают вполне достоверной и его пятую заявленную победу.
За образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство капитану 3-го ранга Лисину Сергею Прокофьевичу присвоено звание Героя Советского Союза Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года. Но высшая награда Родины Герою была вручена не скоро: война внесла свою трагическую лепту.
При выполнении пятого боевого похода, уже после прорыва многих линий немецко-финских противолодочных заграждений 21 октября 1942 года, во время подзарядки аккумуляторной батареи, С-7 была торпедирована финской подводной лодкой "Весихииси", переломилась от прямого попадания торпеды и затонула. В живых осталось лишь 4 члена экипажа, находившиеся в момент взрыва на мостике, в том числе и командир. Они были подняты из воды финнами и доставлены в Финляндию, где переданы в лагерь военнопленных.
В течение двух лет С.П. Лисин находился в плену и только после выхода Финляндии из войны, 21 октября 1944 года, был передан советской стороне в Выборге. Три следующих месяца находился в Подольске на спецпроверке в лагере № 174 НКВД СССР.
В январе 1945 года Лисин был направлен на Тихоокеанский флот, где служил старшим преподавателем кафедры Курсов офицерского состава при Учебном отряде подводного плавания флота, с ноября 1945 года - командиром дивизиона подводных лодок (Порт-Артур), с декабря 1947 по март 1948 года - заместитель начальника 3-го отделения отдела боевой подготовки 5-го ВМФ СССР на Тихом океане. С апреля 1948 года - на преподавательской работе в Высших специальных офицерских классах подводного плавания и противолодочной обороны Краснознамённого Учебного отряда подводного плавания имени С.М. Кирова, Высшем военно-морском училище и в Ленинградском Высшем инженерном морском училище (ЛВИМУ) имени адмирала С.О. Макарова. В 1961-1970 годах - заместитель начальника ЛВИМУ по военно-морской подготовке.
С сентября 1970 года капитан 1-го ранга Лисин С.П. - в отставке. Продолжал трудовую деятельность в том же училище до 1985 года, читал курс лекций по морской истории. Вёл активную общественную работу, являясь ответственным секретарём Ленинградской секции Советского комитета ветеранов войны.
Скончался 5 января 1992 года. Похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.
Кандидат военно-морских наук. Доцент.
Капитан 1-го ранга (26.05.1955).
Награждён 2 орденами Ленина (23.10.1942, 1956), орденами Красного Знамени (1953), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985) Красной Звезды (1946), медалями, в том числе "За боевые заслуги" (10.11.1945).
В Санкт-Петербурге, на территории первого в России соединения подводных лодок, установлен монумент с барельефом Героя. Его имя увековечено на мемориальной доске с именами Героев Советского Союза бригады подводных лодок Балтийского флота, установленной на Аллее Славы в городе Кронштадт.
6 июля 1942 года подводная лодка С-7 под командованием капитан-лейтенанта Лисина, преодолев многочисленные заграждения гитлеровцев в Финском заливе, вышла в просторы Балтики. Через несколько дней плавания Лисин обнаружил вражеский конвой, состоявший из 16 транспортов и 10 кораблей охранения. Выбрав в качестве цели самый крупный транспорт, он произвел соответствующие расчеты для торпедного удара. В это время лодку заметил вражеский миноносец. Отделившись от строя, он помчался на перископ. Несмотря на опасность, Лисин продолжал атаку. Только после того, как были выпущены по цели две торпеды, С-7 погрузилась на глубину. Миноносец, не сумев нанести таранный удар, забросал лодку глубинными бомбами. В отсеках погас свет, потекли сальники, в трещины стала поступать вода. А взрывы бомб продолжались. Подводники насчитали их 23.
Умело маневрируя, Лисин увел лодку из опасной зоны и, всплыв под перископ, заметил над морем густое облако черного дыма и плававшие на воде обломки затонувшего фашистского транспорта.
Утром 30 июля Лисин увидел на горизонте несколько транспортов противника, шедших севернее Либавы (ныне город Лиепая) в Павловскую гавань, и принял решение атаковать один из них. Но по мере сближения с целью глубины все время уменьшались, и лодка в любую минуту могла наскочить на мель. И все же Лисин не отказался от атаки. В самую последнюю секунду, когда он готовился произнести команду "пли", транспорты вдруг изменили курс. Атака кормовыми аппаратами стала невозможной, а в носовых оставалась всего лишь одна торпеда. Да и торпеды теперь из-за мелководья могли взорваться при толчке о грунт. В этой обстановке Лисин дал команду на всплытие. В надводном положении лодка выпустила две торпеды, одна из которых угодила в кормовую часть вражеского транспорта. Торпедированное судно "Кете" затонуло у входа в гавань.
За тридцать восемь суток автономного плавания экипаж С.П. Лисина потопил торпедным оружием транспорты "Принцесса Маргарета" (1272 брутто тонны), "Лулео" (5611 брутто тонн), "Кете" (1599 брутто тонн) и один повредил, артиллерийским огнём уничтожен транспорт "Похъялахти" (682 брутто тонны). В плен были взяты капитан и матрос последнего судна.
После короткого отдыха, 17 октября 1942 года С-7 вышла из Кронштадта в свой очередной и, к сожалению, последний боевой поход в составе первого эшелона из 11 подводных лодок, назначенных для действий на морских коммуникациях противника. 21 октября командир донёс радиограммой об успешном форсировании противолодочных рубежей в Финском заливе и выходе в Аландское море. Смертельная опасность подстерегала подводный корабль на каждом метре пути. Достаточно сказать, что лодка пересекла 42 линии противолодочных мин, причём дважды касаясь бортами минрепов. Однако высокое мастерство экипажа позволило пройти путь от Лавенсаари до устья Финского залива, т.е. до Аландского моря, длиною около 290 миль за двое суток, что являлось для того времени наивысшим показателем.
Радиограмма от 21 октября оказалась последней. Связь с кораблем прервалась. Непрерывные вызовы на связь оставались без ответа. В январе 1943 года, когда Финский залив сковало льдом, надежд на возвращение пропавшей лодки уже не оставалось Приказом командующего Балтийским флотом С-7 была исключена из состава действующих кораблей как погибшая при выполнении боевого задания. Впоследствии выяснилось, что 21 октября в 19 часов, с наступлением темноты командир принял решение всплыть для зарядки аккумуляторных батарей. Зарядку начали, двигаясь курсом на север. В таком положении подводная лодка в то время была весьма уязвима. Шум от работающих дизелей разносился далеко над водной поверхностью, что не только демаскировало лодку, но и не давало возможности определить шумы кораблей противника.
На мостике находились командир корабля С.П. Лисин, штурман М.Т. Хрусталёв, рулевой-сигнальщик А.К. Оленин, комендор B.C. Субботин, выставленный для усиления наблюдения за морем, и трюмный В.И. Куница, вышедший наверх с разрешения командира как заядлый курильщик.
Вдруг внезапный взрыв потряс подводную лодку. Всех, кто был на мостике, взрывной волной сбросило в воду, а корабль практически мгновенно затонул.
Оказавшиеся в ледяной воде подводники с трудом отыскали друг друга. Штурман М.Т. Хрусталёв не сумел освободиться от кожаного реглана и утонул под его тяжестью. Остальные, одетые в спасательные бушлаты, поддерживая друг друга, решили вплавь выбираться на берег. Неожиданно перед ними возник корпус подводной лодки. Но это была чужая подводная лодка, утопившая их родной корабль. Все четверо (Лисин, Оленин, Субботин и Куница) были подняты на ее борт и впоследствии помещены в лагерь для военнопленных.
Так закончилась славная история боевой деятельности подводной лодки С-7. Мы не располагаем сведениями о том, что происходило в дальнейшем с пленными подводниками, однако нет сомнений, что их поведение было достойным. Когда в 1944 году Финляндия вышла из войны и заключила перемирие с Советским Союзом, все четверо возвратились на Родину, но не подверглись репрессиям. Оленин, Субботин и Куница по их настоянию были направлены на фронт, возвратились после Победы...
Биографию подготовил:
"Морской сборник", 2005, № 8.
Военно-исторический журнал - 2002 - № 10.
Военные моряки – герои подводных глубин (1938-2005). – Кронштадт, 2006.
Платонов А.В., Лурье В.М. Командиры советских подводных лодок 1941-1945. Спб., 1999.
Румянцев Н.М. Люди легендарного подвига. – Саратов, 1968.
Слава и гордость морского флота. Герои Советского Союза и Герои Социалистического Труда. ‒ М., 1991.