Малов Иван Степанович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 6193
Малов Иван Степанович — командир танка 89-й Тильзитской танковой бригады 1-го Инстербургского танкового корпуса 3-го Белорусского фронта, младший лейтенант.
Родился 27 января 1920 года в деревне Холуй, ныне деревня Октябрьская Вязниковского района Владимирской области в семье крестьянина. Русский. Окончил 7 классов, школу ФЗУ в городе Горький (ныне Нижний Новгород). Работал помощником механика на пароходе-углевозе, мастером ткацкой фабрики в посёлке Никологоры Вязниковского района
В Красной Армии с 1940 года. Служил стрелком башни танка Т-26 в Московском военном округе. В 1941 году прошёл курсы переподготовки на танк Т-34 в городе Нижний Тагил.
В боях Великой Отечественной войны с марта 1942 года. Был стрелком-радистом, командиром танка и танкового взвода. Воевал на Калининском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском фронтах, в Земландской оперативной группе войск. В 1944 году окончил Сталинградское танковое училище. Член КПСС с 1945 года. В боях трижды ранен.
Участвовал:
— в боях в районе Ржевско-Вяземского выступа в направлении станции Оленино и города Ржев — в 1942 году;
— в Белорусской операции, в том числе в освобождении райцентров Витебской области Бешенковичи, Ветрино, Глубокое, в Рижской операции и боях в районе города Добеле, в Мемельской операции и боях на советско-прусской границе в районе городов Кельме, Шиббен, Кибартен (Кибартай, Литва) — в 1944;
— в Инстербургско-Кёнигсбергской и Земландской операциях, в том числе в форсировании рек Инстер, Прегель, Дайме и в освобождении городов Грюнвальде, Гросс-Скайсгиррен (Большаково), Тапиау (Гвардейск), Домштау, Хуссинен, Прейсиш-Эйлау (Багратионовск), Фишхаузен (Приморск) — в 1945.
Командир танка 89-й танковой бригады 1-го танкового корпуса младший лейтенант Малов отличился в Восточно-Прусской операции. 22 января 1945 года вместе с экипажем участвовал в захвате подготовленного к взрыву моста через реку Прегель (Преголя) у населённого пункта Таплаккен (ныне посёлок Таплаки Гвардейского района Калининградской области) и удерживал его в течение 20 часов до подхода основных сил бригады, способствовал преодолению водной преграды без потерь.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования
на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство младшему лейтенанту Малову Ивану Степановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
После войны продолжал службу в армии на должности командира танковой роты в 192-м танко-самоходном полку 342-й стрелковой дивизии Дальневосточного военного округа. С 1951 года служил командиром танковой роты и батальона в 230-м механизированном полку 73-й механизированной дивизии Южно-Уральского военного округа в городе Чкалов (ныне Оренбург).
С 1961 года подполковник И.С. Малов - в отставке. Жил и работал в Москве.
Умер 15 июня 1986 года. По просьбе родственников урна с прахом захоронена в нише обелиска на мемориале павшим воинам в деревне Октябрьская.
Награждён орденами Ленина (24.03.1945), Отечественной войны 1-й (11.03.1985) и 2-й (2.06.1945) степени, Красной Звезды (30.04.1954), медалью «За боевые заслуги» (17.05.1951) и другими медалями.
От деревни Холуй, в которой родился и вырос Иван Малов, до города Горький было чуть больше 120 км. Рядом с деревней протекала река Клязьма, да и Ока была недалеко. По этим рекам ходили пароходы, на которые часто засматривался сельский школьник, мечтая тоже стать речником. Повинуясь своей мечте, после окончания семилетки Малов поехал в Горький и поступил в школу ФЗУ при речном порте. И вот в 1937 году он стал помощником механика речного сухогруза, но в первый рейс по Оке вышел только в навигацию 1938 года. Весь этот год он курсировал меду Рязанью и Горьким, перевозя уголь. Но в декабре 1938 года умер отец, и старшему сыну Ивану Малову пришлось вернуться на родину, чтобы поднимать младших братьев и сестру, а их было четверо. Устроился мастером на ткацкую фабрику в райцентре Никологоры.
В 1940 году Малова призвали в армию. Служил он в танковых войсках достаточно близко от дома – всё в том же городе Горький. После полковой школы стал стрелком башни танка Т-26. На втором году службы началась Великая Отечественная война. Вместо отправки на фронт в июле 1941 года Малов был направлен в город Нижний Тагил, где производились новейшие танки Т-34. Там в одной из учебных частей он переучился на эту грозную машину, стал стрелком-радистом. Там же был сколочен экипаж, который вместе с танком в феврале 1942 года был направлен на Калининский фронт, который в это время продолжал успешное наступление в направлениях Великих Лук, Велижа и Ржева. На станции выгрузки Селижарово экипаж младшего сержанта Малова влился в только что прибывшую туда же из-под Москвы 28-ю танковую бригаду.
Первый бой Малов выдержал в конце марта 1942 года у села Усово. 28-я танковая бригада совместно с 375-й стрелковой дивизией 30-й армии наступала восточнее станции Оленино, чтобы соединиться с войсками 39-й армии и окружить в этом районе немецкие части. К танку Малова были прицеплены большие сани, в которых располагались стрелки. Но у деревни Самойлово наши танки были встречены вражескими танками. Завязался встречный танковый бой, в котором бригаде пришлось отступить на свои позиции. На поле боя горело 32 танка, 11 из которых были нашими. В последующие дни Малов участвовал ещё в нескольких таких же безрезультатных атаках в районе Оленино.
Перед новым наступлением на Ржевский выступ 28-ю танковую бригаду перебросили непосредственно на Ржевское направление. 1 июля 1942 года 242-й танковый батальон бригады, в котором воевал Малов, поддерживал подразделения 379-й стрелковой дивизии в наступлении на деревню Федорково с целью обхода Ржева с запада. Танк Малова в составе батальона зашёл во фланг немцам, и заставил их бежать в село Полунино. Командир танка лейтенант С.К.Тимов повёл машину на село Горбово. В бою за это село стрелок-радист Малов подбил 2 танка и уничтожил несколько огневых точек противника. Но на окраине деревни в него попал снаряд. Командир танка погиб, а члены экипажа, в том числе и Малов, были ранены и эвакуированы в медсанбат.
Ранение Малова оказалось не тяжёлым, и в конце июля он снова вернулся в бригаду. И как будто не отсутствовал почти месяц - сражение за Ржев продолжалось в том же самом месте, на подступах к сёлам Полунино и Галахово. Только теперь 28-й танковой бригаде приказали прорывать оборону противника и обходить Ржев с востока. 10 августа 1942 года Малов участвовал в прорыве обороны гитлеровцев у села Телёнково, 12 августа – в преодолении вражеского заслона на насыпи железной дороги Ржев – Калинин. 16 августа вместе с подразделениями 371-й стрелковой дивизии танкисты выбили гитлеровцев из села Исаково и вышли на окраину посёлка Аэродром. При атаке аэродромного поля наши танки напоролись на огонь полуавтоматических пушек. В этом бою в танк Малова попало 2 снаряда, и весь экипаж получил тяжёлые ранения.
Оказавшись в госпитале в городе Молотов (Пермь), Малов чуть ли не каждый день слышал в сводках Совинформбюро о продолжавшихся ожесточённых боях под Сталинградом и Ржевом. И даже когда он в феврале 1943 года вышел из госпиталя, бои в районе Ржевско-Вяземского выступа продолжались ! Только в начале марта 1943 года Ржевский выступ был-таки срезан. Сколько же там осталось могил однополчан Малова…
В марте 1943 года после медкомиссии Малова направили в Сталинградское танковое училище. Целый год танкист проходил учёбу по специальности «командир танка» и в апреле 1944 года стал младшим лейтенантом. После этого Малова направили на 1-й Прибалтийский фронт, где накануне операции «Багратион» он был назначен командиром танка в 89-й танковой бригаде 1-го танкового корпуса.
24 июня 1944 года 1-й танковый корпус был введён в прорыв. Уже на следующий день танк Малова в составе бригады ворвался в райцентр Витебской области Бешенковичи. Но переправочные средства запаздывали. Сапёры собрали 3 парома, и танкисты приступили к переправе, но к утру на захваченном стрелками 6-й гвардейской армии плацдарме у деревни Буй была лишь половина танков, которые тут же устремились вперёд. Экипаж Малова оставался на северном берегу реки и догнал передовой отряд, уже когда танкисты выбили немцев из села Бочейково. Отсюда экипаж Малова в составе бригады устремился в направлении станции Ветрино, обходя Полоцк с юга. Железнодорожную станцию Ветрино упорно обороняли части 389-й пехотной дивизии, 389-го артполка и бронепоезд противника. Тем не менее, 29 июня 1944 года танкисты ворвались в Ветрино и перерезали железную дорогу Полоцк – Молодечно. В этом бою экипаж младшего лейтенанта Малова уничтожил противотанковую пушку и раздавил несколько пулемётных точек. Но в бою 3 июля 1944 года на шоссе Глубокое – Дуниловичи, когда танкисты штурмовали отходящий из Глубокого гарнизон, танк Малова был подбит, и командир был ранен. Так, всего 10 дней поучаствовав в боевом рейде корпуса, младший лейтенант Малов оказался на больничной койке в медсанбате.
Ранение было не тяжёлое, но «заковыристое» - в ногу и голову. Лечиться пришлось полтора месяца. А когда в августе 1944 года младший лейтенант Малов прибыл в бригаду, ему не нашлось танка. Корпус в это время вёл тяжелейшие оборонительные бои в районе города Шяуляй с 5-й и 14-й танковыми дивизиями и танковыми полками моторизованной дивизии «Гроссдейчланд» («Великая Германия»), где понёс значительные потери, как в танках, так и в личном составе.
Только в сентябре 1944 года младшему лейтенанту Малову дали экипаж в 3-м батальоне старшего лейтенанта В.И.Кожихина. 14 сентября 1944 года началась Рижская операция, в которой 1-му танковому корпусу было поручено держать оборону западнее городка Добеле. С раннего утра 18 сентября враг силами 200 танков из 4-й и 5-й танковых дивизий приступил к атакам позиций 1-го танкового корпуса, и танкисты приняли бой. Большая часть вражеских танков атаковала 117-ю танковую бригаду, но и экипажу младшего лейтенанта Малова тоже досталось. В течение 4-х суток с 18 по 21 сентября 1944 года рота лейтенанта Николая Потеева, в которую входил танк Малова, стойко и самоотверженно отражала многочисленные атаки танков и пехоты противника, поддержанные ураганным огнём артиллерии и массированными налётами авиации. Уничтожив 37 танков противника, рота удержала занимаемые, рубежи и заставила противника отказаться от дальнейших активных действий.
Во второй половине сентября 1944 года Ставка решила оставить освобождение Риги 2-му Прибалтийскому фронту, а основные усилия 1-го Прибалтийского фронта сосредоточить на Мемельском направлении. Поэтому 1-й танковый корпус был передан в состав 2-й гвардейской армии и передислоцировался южнее города Шяуляй. Уже 5 октября 1944 года танкисты сбили гитлеровцев с рубежа по реке Дубиса, заставив их отойти за реку Крожента. На следующий день 3 танка из 89-й танковой бригады захватили мост через эту реку в городе Кельме, и экипажу младшего лейтенанта Малова в составе бригады удалось преодолеть и этот рубеж. 9 октября 1944 года Малов вёл свою боевую машину в направлении реки Юра, по которой до войны проходила граница между Пруссией и Литвой. Его экипаж в составе бригады ворвался в селение Поюры, форсировал реку и достиг северо-восточной окраины первого немецкого города Шиббен. Атака была столь неожиданной для гарнизона, что его артиллерия и танки не успели занять организованную оборону. Танки, отстреливаясь, поспешили уйти в южном направлении. Некоторым танкам с нерасторопными экипажами это не удалось. Артиллеристы успели увести часть орудий на мехтяге, а все орудия на конной тяге бросили в городе в исправном состоянии. К 22 часам 9 октября город Шиббен был очищен от войск противника. Вечером и ночью бригада «приняла» 3 немецких эшелона на станции Шиббен, а четвертый был расстрелян батальоном Малова у входной стрелки. Один из этих эшелонов принадлежал бежавшим рижским коммерсантам и был до отказа забит их товарами и имуществом.
19 октября 1944 года 1-й танковый корпус совершил 140-километровый марш в район Юрбурга, переправился через Неман и вошёл в состав 5-й армии 3-го Белорусского фронта. В период с 21 по 23 октября экипаж младшего лейтенанта Малова совместно со стрелками 45-го стрелкового корпуса вёл наступательные бои в направлении на Клайн-Варнингтен, Кибартен, участвуя в овладении ими. После этого корпус вывели в резерв фронта до начала 1945 года.
18 января 1945 года в ходе начавшейся Инстербургско-Кёнигсбергской операции младший лейтенант Малов повёл свой танк в наступление. Танкисты стремительно овладели городом Грюнвальде и захватили мост через реку Инстер. Первым форсировал реку 3-й танковый батальон под командованием капитана Кожихина. Оказавшись на другом берегу и преодолев с помощью сапёров противотанковый ров, батальон вырвался к шоссе Тильзит — Гумбиннен в тот момент, когда по нему шла большая колонна танков, автомашин, бронетранспортёров и пехоты. Колонна двигалась медленно, её то и дело атаковали наши штурмовики. Пехота шла по обочине, не соблюдая никакого порядка. Ворвавшись в колонну с фланга, «тридцатьчетверка» Малова понеслась вперёд, сметая всё, что попадалось на её пути. Перехват шоссе Тильзит — Гумбиннен нашими войсками отрезал тильзитскую группировку от инстербургско-гумбинненской и открывал нашим войскам возможность быстрого проникновения в глубину немецкой обороны.
20 января 1945 года бригады 1-го танкового корпуса освободили город Гросс-Скайсгиррен (Большаково Калининградской области). В 20 часов 21 января 1945 года 89-я танковая бригада приблизилась к реке Прегель. Командир бригады полковник А.И.Соммер сформировал передовой отряд в составе танкового взвода старшего лейтенанта Кондрашина, роты автоматчиков из состава мотострелкового батальона автоматчиков бригады и взвода сапёров с задачей захватить и разминировать железобетонный мост через Прегель. Командиром отряда был назначен старший лейтенант Кондрашин. В танковый взвод входил и экипаж младшего лейтенанта Малова.
При приближении к реке Прегель командир отряда отправил роту автоматчиков по льду на южный берег реки против Куглаккена в рощу восточнее моста. Сапёры получили задачу пробраться по откосу насыпи прямо под мост для его разминирования. Неожиданная атака из рощи автоматчиков в маскировочных халатах застала охрану моста врасплох. Разгорелась рукопашная схватка, окончившаяся полным уничтожением охраны. К мосту двинулись танки. Первым на мост, ведя огонь, ворвался танк младшего лейтенанта Малова. Проскочив через мост, он свернул с дороги в укрытие и занял оборону. Ехавшие на броне автоматчики выбили немцев из окопов и залегли по другую сторону дороги. Попытавшийся ринуться в контратаку на мост танк противника был тут же уничтожен огнём из танка Малова. В это время огнём противотанкового орудия противника был подбит наш танк, проходивший по мосту. Выстрелом из танка Малова это орудие было уничтожено. Оставшиеся на северном берегу 2 наших танка также заняли оборону. В это же время сапёры ликвидировали заряд для взрыва моста.
Учитывая важное стратегическое значение переправы через Прегель, гитлеровцы неоднократно предпринимали попытки вернуть себе мост. В течение ночи и первой половины дня 22 января небольшой отряд старшего лейтенанта Кондрашина отражал бешеные контратаки противника. В этом бою танк командира отряда уничтожил 2 танка противника и до полусотни гитлеровцев, но был подожжён, и весь экипаж получил ранения. Несмотря на это, танкисты сражались на мосту из стрелкового оружия. На противоположном берегу прочно держал оборону младший лейтенант Малов. Отбив несколько ночных контратак, он со своим экипажем и небольшой группой автоматчиков в течение первой половины дня 22 января 1945 года так и не дал противнику возможности приблизиться к мосту.
За мужество и самоотверженную стойкость, проявленные при захвате и удержании стратегически важной переправы через реку Прегель, старший лейтенант Кондрашин и младший лейтенант Малов были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
К концу января 1945 года Малов, получивший звание лейтенанта и возглавивший танковый взвод, участвовал в освобождении города Тапиау, форсировании реки Дайме и овладении дачным пригородом Кёнигсберга городком Зидлунгом.
После выхода практически на окраины Кёнигсберга 39-й армии и 1-му танковому корпусу был отдан приказ немедленно овладеть городом Кёнигсберг. Это была совершенно непосильная задача. Тем не менее, танки корпуса пошли в бой и понесли большие потери. После этого все оставшиеся танки были переданы в состав 89-й бригады, и она была передана в состав 28-й армии. Взводу Малова пришлось по часовой стрелке обходить Кёнигсберг с севера на юг и в феврале 1945 года участвовать в боях за города Домштау, Хуссинен, Прейсиш-Эйлау.
В конце февраля 89-я танковая бригада по тому же пути, но теперь уже против часовой стрелки, вернулась с южного участка на северный. Остальные бригады пополнились танками, и 1-й танковый корпус был подчинён Земландской оперативной группе войск. В апреле-мае 1945 года лейтенант Малов участвовал в боях на Земландском полуострове, его взвод одним из первых вошёл в город Фишхаузен на берегу Балтийского моря. Уже после окончания боевых действий комвзвода за отличие в ходе Инстербургско-Кёнигсбергской и Земландской операциях был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. А за весомый вклад в боевые действия на территории Восточной Пруссии его наградили медалью «За взятие Кенигсберга».
После войны, недолго побыв на берегу Балтийского моря, старший лейтенант Малов был переведён на Дальний Восток, где 5 лет служил командиром танковой роты. После этого в 1951 году его перевели на аналогичную должность в город Чкалов (Оренбург). В 1954 году он возглавил танковый батальон, стал майором и подполковником.
В 1961 году Иван Степанович Малов вышел отставку и переехал в Москву, где долгие годы до выхода на пенсию работал на одном из столичных предприятий.
Биографию подготовил:
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации