Герой Советского Союза
Армия: Инженерные войска
Фальмонов Михаил Тимофеевич

Фальмонов Михаил Тимофеевич

25.08.1916 - 06.03.1990

Герой Советского Союза

Даты указов

24.03.1945

Медаль № 4213

Фальмонов Михаил Тимофеевич - заместитель командира 243-го отдельного инженерно-сапёрного батальона 66-й инженерно-сапёрной бригады 11-й гвардейской армии 3-го Белорусского фронта, капитан.

Родился 25 августа 1916 года в селе Юркино ныне Лысковского района Нижегородской области в семье крестьянина. Русский. После окончания семилетней школы работал в Лысково наборщиком типографии, а с 1934 года — диспетчером в трамвайном управлении города Горький.

В Красной Армии с сентября 1939 года. Служил курсантом полковой школы и помощником командира взвода в 243-м отдельном инженерном батальоне.

На фронте в Великую Отечественную войну с июля 1941 года. В ноябре 1941 года окончил курсы младших лейтенантов. Был командиром инженерного взвода, роты, заместителем и командиром инженерно-сапёрного батальона. Воевал на Западном, Брянском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском фронтах. Член КПСС с 1943 года. Ни разу за войну не был ранен.

Участвовал:
- в Смоленском сражении, в Московской битве, в боях под городами Волоколамск и Истра, в контрнаступлении под Москвой – в 1941 году;
- в освобождении города Можайск, в боях на рубеже реки Жиздра южнее города Козельск – в 1942-43;
- в боях на Курско-Орловской дуге, в освобождении городов Болхов, Карачев, Брянск, в боях на реке Лучеса в Витебской области – в 1943-44;
- в Белорусской операции, в том числе в форсировании рек Лучеса, Улла, Березина, Вилия, Неман – в 1944;
- в боях в Восточной Пруссии, в штурме города Кёнигсберг (Калининград), в боях на Земландском полуострове – в 1945.

Заместитель командира 243-го отдельного инженерно-сапёрного батальона капитан Фальмонов в период 16-25 июля 1944 года руководил работами по постройке переправ через реку Неман южнее города Каунас (Литва). Обеспечил переправу танков и артиллерии на левый берег реки, что способствовало захвату и удержанию плацдарма.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Фальмонову Михаилу Тимофеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4213).

После войны до 1952 года служил командиром сапёрных батальонов и дивизионным инженером в 1-й и 26-й гвардейских стрелковых дивизиях Прибалтийского военного округа в городе Калининград. В 1952-1965 годах служил в Туркестанском военном округе на должностях дивизионного инженера 203-й, 30-й стрелковых дивизий, 102-й мотострелковой дивизии, и корпусного инженера 1-го и 17-го армейских корпусов. В 1957 году окончил Центральные офицерские курсы инженерных войск ТуркВО. С 1965 года полковник М.Т.Фальмонов – в запасе.

Жил в городе Волгоград. Работал инженером производственно-планового отдела ремонтно-строительного управления в тресте «Горгаз». Был секретарём первичной партийной организации. Умер 6 марта 1990 года. Похоронен на Димитриевском (Центральном) кладбище в Волгограде.

Награждён орденами Ленина (24.03.1945), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), 2 орденами Отечественной войны 2-й степени (23.08.1943; 8.06.1945), 2 орденами Красной Звезды (11.07.1943; 5.11.1954), медалями «За отвагу» (10.02.1942), «За боевые заслуги» (15.11.1950), «За оборону Москвы», «За победу над Германией», «За взятие Кенигсберга», «ХХХ лет СА и ВМФ», другими медалями, грамотами Совета Министров Туркменской ССР за участие в строительстве Каракумского канала и ликвидацию стихийного бедствия.

В Волгограде на доме, в котором жил Герой, и в городе Лыского Нижегородской области, на здании редакции газета «Приволжская правда» установлены мемориальные доски.


1 сентября 1939 года Михаил Фальмонов, диспетчер трамвайного управления из города Горький, был призван в Красную Армию. Все 6 лет, из которых 4 были военными, он прослужил в одном и том же 243-м сапёрном батальоне и прошёл путь от красноармейца до майора, командира этого батальона.

Боевое крещение сержант Фальмонов принял в огне Смоленского сражения в июле 1941 года в составе 16-й армии Западного фронта. Участвовал в обороне Смоленска, до октября 1941 года минировал дороги, мосты, строил дзоты, полукапониры, блокгаузы на реке Вопь южнее города Ярцево. Затем, когда гитлеровские войска перешли в наступление на Москву, Фальмонов строил те же инженерные укрепления в районе Волоколамска, Истры. В боевой работе как бы прошёл курсы младших лейтенантов 16-й армии, и 3 ноября 1941 года, в один из немногих дней затишья перед наступлением фашистских войск по Волоколамскому шоссе на Москву, Фальмонову было присвоено звание младшего лейтенанта, и он был назначен командиром инженерно-сапёрного взвода.

В тяжёлые ноябрьские дни 1941 года инженерный батальон, в котором воевал Фальмонов, вместе со стрелками участвовал в отражении вражеских атак. В районе Истры он вошёл в состав 108-й стрелковой дивизии 5-й армии и 15 дней стоял насмерть западнее посёлка Павловская Слобода.

Во время разгрома немецко-фашистских войск под Москвой, Фальмонов прошёл до Можайска, перемежая участие в боях с освобождением дорог от мин, сооружением переправ. В феврале 1942 года его ратный труд был отмечен такой ценной в начальный период войны медалью - «За отвагу».

В феврале 1942 года в составе 108-й стрелковой дивизии младший лейтенант Фальмонов переехал на левый фланг Западного фронта, где дивизия вошла в состав 16-й армии. Здесь в марте 1942 года ему доверили командование ротой. В августе 1942 года Фальмонов стал старшим лейтенантом, а в апреле 1943 – капитаном. До июня 1943 года его рота занималась укреплением обороны на Жиздренском плацдарме. Невозможно сосчитать, сколько за это время на переднем крае на рубеже сёл Ожигово, Дретово, Бабикино (35 км южнее Козельска) было построено инженерных укреплений, сколько установлено своих мин и снято вражеских, сколько проделано проходов для наших разведчиков и других тактических боевых групп. Летом 1943 года 16-я армия за героизм, проявленный в битве под Москвой, была преобразована в 11-ю гвардейскую армию.

Орловско-Курскую битву 108-я стрелковая дивизия начала наступлением 12 июля 1943 года в составе 11-й гвардейской армии во фланг орловской группировки противника. Прорыв передней линии врага был облегчён ещё и тем, что целую неделю накануне начала наступления сапёры различных подразделений, в том числе и роты капитана Фальмонова, каждую ночь с риском для жизни в нейтральной полосе снимали сотни вражеских мин, проделывая проходы к проволочным заграждениям. 11 июля 1943 года, когда капитан Фальмонов доложил прибывшему командующему армии генералу Баграмяну о выполнении задания, командарм тут же наградил его орденом Красной Звезды.

После 5-и дней наступления, 17 июля 1943 года, части дивизии на рубеже сёл Долбилово-Руднево перерезали шоссе Болхов - Знаменское, тем самым создали угрозу окружения болховской группировке противника. Желая облегчить положение своих войск, немецкое командование нанесло по боевым порядкам дивизии авиационный удар силами в 1200 самолётовылетов, а затем в течение 3-х суток силами 2-х дивизий при поддержке 100 танков и авиации пыталась сбить части дивизии с шоссе. В этих боях сапёры Фальмонова по ночам на танкоопасных направлениях установили более 140 мин, на которых подорвалось 15 танков противника. А после взятия посёлка Хотынец и наступления на город Карачев сапёрами в кратчайшие сроки была построена переправа через реку Вытебеть. За отличие в этих боях капитан Фальмонов был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени.

После освобождения Брянска в октябре 1943 года 11-ю гвардейскую армию передислоцировали на 1-й Прибалтийский фронт. В это время инженерным управлением фронта была сформирована 66-я инженерно-сапёрная бригада, которая была подчинена непосредственно командующему 11-й гвардейской армии, и в которую вошёл 243-й инженерно-сапёрный батальон. Бригада была оснащена вооружением и техникой и предназначалась для быстрого решения всех инженерных вопросов в условиях наступления в болотистой местности, изобилующей множеством больших и малых рек. В июне 1944 года перед началом Белорусской операции капитана Фальмонова назначили заместителем командира 243-го инженерно-сапёрного батальона.

В ходе самой операции батальону Фальмонова приходилось строить гати для танков в торфяных болотах Витебской области, сооружать переправы через реки Лучеса, Улла, восстанавливать взорванный мост через Березину у города Борисова, строить 2 переправы через реку Вилия и множество малых пешеходных мостиков через речушки Белоруссии и Литвы. К середине июля 1944 года войска 3-го Белорусского фронта вышли к реке Неман и в нескольких местах захватили плацдармы на его западном берегу.

В районе Каунаса, на главном направлении, срочно требовались переправы для поддержания войск, сражающихся на плацдарме. 9 дней и ночей, практически без отдыха, с 16 по 25 июля 1944 года капитан Фальмонов лично руководил работами по постройке не одного, а 4-х 100-метровых мостов! Постройка переправы систематически подвергалась бомбёжкам вражеской авиации и неоднократно разрушалась бомбами. Фальмонов, всё время находясь среди сапёров, лично руководил ликвидацией последствий бомбардировок. Работы были организованы чётко и умело. Своевременным выполнением задания по постройке мостов капитан Фальмонов обеспечил переправку танков и артиллерии на западный берег Немана и закрепление плацдарма, за что был представлен к званию Героя Советского Союза.

Осенью 1944 года на рубеже реки Шешупе фашистам удалось остановить наше наступление. В январе 1945 года оно продолжилось уже на территории Восточной Пруссии. В этих боях капитан Фальмонов командовал уже своим 243-м инженерно-сапёрным батальоном. Перед прорывом обороны снова пришлось поработать его сапёрам – минными полями была нашпигована вся нейтральная территория линии фронта. А когда танковые и стрелковые подразделения пошли вперёд, вместе с ними двигались и сапёры Фальмонова. Они строили мосты через реки Шешупе, Истер, Преголь и другие. Перед штурмом Кёнигсберга комбату присвоили звание майора. За отличие в боях за Кёнигсберг и на Земландском полуострове майор Фальмонов был награждён вторым орденом Отечественной войны 2-й степени.

Войну комбат Фальмонов закончил в Восточной Пруссии на берегу янтарного Балтийского моря. А затем долго ещё очищал израненную землю от десятков тысяч снарядов, мин и бомб.

После 7-и лет службы в Калининграде, подполковник Фальмонов был переведён в Туркестанский военный округ. Там его инженерные знания очень пригодились при строительстве Каракумского канала. Уже будучи корпусным инженером, Фальмонов участвовал в ликвидации последствий нескольких землетрясений, в том числе и разрушительнейшего в городе Ташкент. Много лет прожил в Алма-Ате, а затем переехал в город-герой Волгоград, где стал работать инженером в тресте «Горгаз». Военный инженер, он и в мирной жизни остался инженером…

Биографию подготовил: Валерий Воробьев (1964-2013)

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации

Тюльников Л.К., Басович Я.И. Герои Советского Союза - горьковчане. Горький, 1981