Астров Николай Александрович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 17836
Орден Ленина № 424941
Астров Николай Александрович – главный конструктор Мытищинского машиностроительного завода Министерства автомобильной промышленности СССР, инженер-полковник, Московская область.
Родился 15 (28) апреля 1906 года в Москве. Русский. Сын профессора Императорского технического училища.
В 1919 году отец был арестован органами ВЧК и расстрелян по обвинению в участии в контрреволюционном заговоре. Окончил школу в 1924 году. Поступил чертёжником в научный автомоторный институт (НАМИ), где участвовал в проектировании заднего моста первого советского легкового автомобиля НАМИ-1. В 1928 году окончил Московский электромашиностроительный институт. С 1928 года — конструктор на Московском электрозаводе. В 1929—1930 годах — ассистент в Московском электромеханическом институте.
В 1930 году* был арестован. Находясь под следствием в Бутырской тюрьме, работал в особом конструкторском бюро ОГПУ. С декабря 1931 по май 1934 года — инженер-конструктор технического отдела, затем начальник Автотракторного КБ при техническом отделе экономического управления ОГПУ СССР, где в качестве ведущего конструктора работал над первыми советскими плавающими колёсно-гусеничными танками ПТ-1 и ПТ-1А, участвовал в проектировании трёхбашенного колёсно-гусеничного танка Т-29 (Т-29-4, Т-29-5).
В 1934 году назначен главным конструктором завода №37 в Москве, где под его руководством были созданы малые плавающие танки Т-38 (1935) и Т-40 (1939), гусеничный полубронированный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец» (1936).
В годы Великой Отечественной войны с августа 1941 года - заместитель главного конструктора Горьковского автозавода (ГАЗ) по спецпроизводству. В ноябре 1941 года арестовывался органами НКВД за «контрреволюционную деятельность», через несколько дней освобождён, суду не подвергался. В Горьком руководил созданием лёгких танков Т-30, Т-60 (1941), Т-70 (1942), Т-80 (1943), САУ СУ-76М (на базе танка Т-70, 1942) и ряда других опытных образцов танков и САУ.
С 1943 работал на заводе №40 в Мытищах, который с 1948 года именовался Мытищинским машиностроительным заводом (ММЗ). С октября 1946 года Астров — главный конструктор ММЗ: под его руководством созданы гусеничные шасси для авиадесантных артиллерийских самоходных установок АСУ-57 (1950) и АСУ-85 (1959), зенитного артиллерийского комплекса ЗСУ-23-4 «Шилка» (1964), полубронированного артиллерийского тягача АТП, зенитных ракетных комплексов «Куб», «Бук», «Тор» и «Тунгуска».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 мая 1976 года за большие заслуги в создании отечественной боевой техники Астрову Николаю Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Всего Н.А. Астровым было создано 26 типов боевых машин пяти семейств, принятых на вооружение в Советской Армии. С 1985 года — на пенсии.
Жил в Москве. Скончался 4 апреля 1992 года. Похоронен на Аксиньинском кладбище в Одинцовском районе Московской области.
Доктор технических наук (1971), профессор. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1979).
Инженер-полковник (3.03.1945). Награждён 3 орденами Ленина (20.01.1943; 22.08.1966; 21.05.1976), орденом Отечественной войны II степени (16.09.1945), 2 орденами Трудового Красного Знамени (28.10.1944; 19.05.1956), орденом Красной Звезды (10.03.1936), медалями.
Лауреат трёх Сталинских премий (1942, 1943, 1951), Государственной премии СССР (1967).
На здании завода в Мытищах установлена мемориальная доска (2010).
* По другим данным, был арестован в 1929 или даже в 1931 году.
Биографию подготовил: